Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Последствия промышленной революции - Промышленная революция и социальный вопрос
Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Ремесленники и торговцы. Класс наемных рабочих.
Основные факты и понятия. Социальный вопрос. Тяжелые условия труда рабочих. Демографический взрыв. Эмиграция. Урбанизация.
План урока
1. Суть социального вопроса и причины его возникновения в XIX в.
2. Усиление эмиграции.
3. Урбанизация.
Ход урока
1. Изучение сути социального вопроса начинается с беседы.
1. Промышленная революция привела к упадку ремесленного и мануфактурного производства, лавочной торговли, ростовщичества. Как вы думаете, как это повлияло на связанные с ними слои общества?
2. Перечислите эти слои общества и скажите: как представители каждого из них могли устроиться в новых условиях?
Далее учитель рассказывает о тяжелом положении рабочих в XIX столетии. В рассказе можно использовать документ «Положение рабочих в хлопчатобумажной промышленности Франции» (с. 164 учебника). Учащимся предлагается подсчитать продолжительность рабочего дня и обратить внимание на условия жизни рабочих.
Затем учитель формулирует суть социального вопроса и переходит к определению причин бедственного положения основной массы рабочих. На этом этапе можно использовать логическую схему «Причины обнищания рабочих и социальный вопрос в XIX в.».
Причины обнищания рабочих и социальный вопрос в XIX в.
По ходу работы со схемой учащимся могут быть предложены вопросы и задания:
1. Требовался ли на заводах квалифицированный ручной труд (такой, как в ремесленных мастерских)? Как вы думаете, была ли разница в оплате труда бывшего мастера-ремесленника, знатока своего дела, и неквалифицированного рабочего?
2. Что позволяло хозяевам заводов беспрепятственно снижать заработную плату рабочим и обеспечивать их лишь самыми плохими условиями работы и жизни?
3. Познакомьтесь с цифрами роста населения Европы в XIX в. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население каждой страны, и расставьте названия стран в порядке убывания темпов роста населения. Определите средний прирост населения Европы в XIX в.
Страна |
Численность населения в начале XIX в. (млн. человек) |
Численность населения к началу XX в. (млн. человек) |
Великобритания |
10,5 |
37 |
Германия |
23 |
65 |
Испания |
10,5 |
20 |
Россия |
40 |
160 |
Франция |
27 |
38,5 |
4. Порассуждайте, каковы могли быть причины такого демографического взрыва.
2. Далее учитель рисует на доске паровой котел, на котором написано слово «население», и предлагает ученикам подумать, что будет, если закрытый котел (в нашем случае — Европа) постоянно нагревать. Ясно, что вода будет превращаться в пар, которому некуда выходить (т. е. постоянно увеличивается население, которому некуда деваться, так как количество рабочих мест ограничено и нет средств к существованию). В конце концов котел взорвется. Для Европы это могло означать подъем рабочего движения, восстания и новые революции. Чтобы котел не взорвался, у него есть клапан, через который выходит лишний пар. В Европе подобным клапаном стала эмиграция.
Ученикам необходимо разъяснить разницу между терминами «эмиграция» и «иммиграция» (уместно обратить внимание на различия в написании). Затем учитель кратко характеризует районы, куда уезжали европейцы, и масштабы этого процесса.
На этом этапе можно использовать задания 20, 21, 23 на с. 53—55 в рабочей тетради.
3. Последняя часть урока посвящена урбанизации. Учащимся, возможно, уже встречался этот термин, однако следует все же разъяснить его, обратив внимание на происхождение слова. Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — процесс роста крупных городов и сосредоточения в них населения и экономической жизни. Затем, в зависимости от наличия времени, учитель либо сам кратко описывает изменившийся облик европейских городов, либо организует самостоятельную работу с пунктом учебника.
Определите новые черты города, возникшие в результате промышленной революции. Результаты работы можно оформить в виде таблицы (см. задание 26 на с. 56 рабочей тетради).
В завершение урока можно предложить ученикам сформулировать последствия промышленной революции, о которых говорилось на уроке:
1) разорение массы мелких ремесленников и торговцев;
2) обнищание основной массы рабочих;
3) массовая эмиграция из Европы;
4) рост крупных промышленных городов и перемещение туда массы населения и экономической жизни — урбанизация.
Творческие задания. 1. Напишите небольшое рассуждение на тему «Какие, на ваш взгляд, пути решения социального вопроса могли быть реализованы в XIX в.?». 2. Вспомнив материал предыдущих уроков, добавьте экономические последствия к списку социальных последствий промышленной революции.