Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Перемены в сельском хозяйстве Европы и Америки - Промышленная революция и социальный вопрос
Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Аграрная революция. Либеральные и демократические реформы.
Основные факты и понятия. Политические преобразования и экономические условия начала промышленной революции. Фермерское хозяйство. Латифундии и плантации.
План урока
1. Предпосылки промышленной революции.
2. Аграрная революция в Великобритании.
3. Пути развития сельского хозяйства в других странах Европы и Америки.
Ход урока
1. Урок начинается с небольшой повторительной беседы, которая поможет учащимся вспомнить материал 7 класса о начале промышленной революции в Англии. Вопросы для беседы могут быть предложены ученикам в качестве опережающего домашнего задания.
1. Что такое промышленная революция? В какой стране она началась раньше всего и почему?
2. Почему аграрная революция стала основой промышленной революции?
3. Какие технические изобретения были сделаны в XVIII в.?
Далее изучаются предпосылки промышленной революции, которая развернулась в основных странах Европы в XIX в. Материал целесообразно оформить в виде схемы.
Предлагаем два варианта изучения вопроса.
Первый вариант
Учитель называет две группы предпосылок промышленной революции — политические преобразования и экономические условия, раскрывает каждую из них (второй уровень в схеме), а затем предлагает ученикам объяснить, как те или иные события повлияли на промышленную революцию (третий уровень в схеме).
Второй вариант
Учащимся предлагается самостоятельная работа с первым пунктом § 13 «Предпосылки промышленной революции», в ходе которой они самостоятельно заполняют схему «Предпосылки промышленной революции».
Впишите в верхний ряд схемы названия двух групп предпосылок промышленной революции, во второй ряд — сами предпосылки, а в третий — объяснение того, как записанные предпосылки повлияли на промышленную революцию.
2. О политических предпосылках промышленной революции учащиеся знают из предыдущих глав, в которых рассказывалось о проведенных революционных преобразованиях и реформах, способствовавших промышленному подъему. Поэтому большую часть урока целесообразно посвятить экономическим предпосылкам, и прежде всего аграрной революции, которая в немалой степени повлияла на промышленную революцию. Поскольку Англия была первой страной, где аграрная революция началась еще в XVIII в., то и начинать изучение изменений в сельском хозяйстве целесообразно с нее.
На уроке подробно рассматриваются последствия аграрной революции, которые прямым образом повлияли на промышленную революцию. Возможны два варианта изучения вопроса.
Предпосылки промышленной революции
Первый вариант
Материал излагает учитель, опираясь на логическую схему «Влияние аграрной революции на промышленную революцию в Англии». Необходимо обратить внимание учеников на изменившуюся структуру общества, в частности сельского населения. Если до XIX в. основные категории сельского населения составляли землевладельцы и крестьяне, то в первой половине XIX в. — землевладельцы, фермеры и сельскохозяйственные рабочие. Разобраться в изменившейся структуре общества помогут вопросы и задания:
1. Каковы различия в отношении к своему труду у крестьянина и сельскохозяйственного рабочего?
2. Докажите, что фермеры (арендаторы) в Англии были капиталистическими предпринимателями.
3. Были ли фермеры заинтересованы в подъеме и развитии сельского хозяйства? Объясните почему.
Второй вариант
Учащиеся сильного класса самостоятельно заполняют логическую схему. В качестве раздаточного материала предлагаются незаполненная основа схемы и записанные в произвольном порядке тезисы.
Влияние аграрной революции на промышленную революцию в Англии
1. Прочитайте в § 13 пункт «Пример Великобритании» и расставьте в нужном порядке предложенные тезисы.
2. В схеме не отражены изменения в структуре общества. Куда бы вы поместили тезис «Сложилась новая трехзвенная система общественных отношений: крупные землевладельцы — фермеры — сельскохозяйственные рабочие (батраки)»? Нарисуйте для него отдельный прямоугольник или впишите в уже имеющиеся.
3. На последнем этапе урока учитель дает краткий обзор путей развития сельского хозяйства в других странах Европы и Америки. В отличие от Великобритании оно шло не революционным, а эволюционным (медленным и незаметным) путем. В учебнике рассказывается о своеобразии развития сельского хозяйства в разных странах. Внимание учащихся следует обратить на появление в этой отрасли капиталистических черт.
В конце урока обсуждается вопрос о причинах медленных изменений в сельскохозяйственном производстве, затем учитель подводит учеников к пониманию того факта, что, несмотря на столь медленные изменения, сельское хозяйство стало одним из главных источников развития промышленности в эпоху промышленной революции.
Творческие задания. 1. Напишите письмо английского или американского фермера, в котором сравните их положение. Опишите преимущества и недостатки английских и американских ферм. Докажите преимущества того хозяйства, от имени владельца которого вы пишете. 2. Напишите письмо владельца крупной латифундии или плантации, содержащее доказательства выгоды именно такого способа ведения хозяйства.