Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Япония в эпоху правления династии Токугава - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ - КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)
УРОК 31. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Япония в эпоху правления династии Токугава: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся узнают, что правители Японии насильственным путем пытались предотвратить разрушение традиционного общества, однако «закрытие» страны приводило к техническому отставанию традиционного общества |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные и проблемные задания: 1. Используя знания о чертах традиционного общества, укажите, какие из них были присущи японскому обществу в XVI—XVIII вв. 2. Вы уже знаете о деспотическом характере власти китайских императоров из династии Цин. Подумайте, что вам нужно знать, чтобы определить характер власти японских сёгунов Токугава, и проделайте эту работу. 3. Вы уже знаете о причинах «закрытия» Китая. Подумайте, какими причинами было вызвано «закрытие» Японии, что в них было общего и различного с «закрытием» Китая? Какие последствия для Японии это могло иметь? |
Развитие умений учащихся |
Умение сравнивать, анализировать, выделять общее и особенное, делать оценочные суждения, решать познавательные задачи и предъявлять результаты своей деятельности |
Основные понятия и термины |
Сёгун, «закрытие» страны |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 30. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Индия, Китай, Япония в XVI—XVIII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всеобщая история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 444—447. Ч. Данн. Повседневная жизнь в Японии.— М.: Издательский дом «Муравей», 1997.— С. 208—268 |
Комментарии к технологической карте
Особенность данного урока заключается в сравнительно небольшом объеме содержания нового материала, что создает возможность для изучения его непосредственно на уроке и обобщения всего материала по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».
Урок рекомендуется начать с изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с темой и планом работы, выбирают одно из заданий для самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Раскрывая первый вопрос плана, учитель отмечает, что в XV—XVI вв. в Японии не существовало сильной центральной власти, и страна фактически распалась на несколько частей. В этой обстановке, осложненной экономическими трудностями, общество потеряло стабильность, возросло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся и странствующие самураи (не имевшие своего господина). Поэтому неотложным стал вопрос об объединении страны и создании сильной центральной власти. В этой борьбе выделились три политических деятеля Японии, три объединителя страны, последовательно сменявших друг друга. Об их деятельности принято говорить: «начал, продолжил, завершил». Человеком, завершившим этот процесс, стал Иэясу Токугава, в 1603 г. провозгласивший себя сёгуном.
При изучении второго пункта плана в дополнение к учебнику сообщается о реформаторской деятельности Иэясу Токугавы, который провел ряд реформ, направленных на укрепление страны. Он оставил князьям (их насчитывалось около 200) некоторые традиционные права: административную власть и суд в пределах своего владения, при них остались и самураи, служившие за натуральный рисовый паек. За это князья должны были подчиняться сёгуну, а для контроля за ними он ввел систему заложничества, о которой говорится в учебнике. В учебнике рассказывается и о подчинении городов, бывших прежде в подчинении у князей, власти сёгуна. Иэясу Токугава строго разграничил сословия, наладил в стране систему полицейского контроля, провел аграрную реформу, закрепившую крестьян за их землями.
Рассматривая третий пункт плана, посвященный вопросу «закрытия» Японии, учитель, рассказывая о деятельности христианских миссионеров, может конкретизировать данные учебника, добавив, что к 1580 г. в стране было около 150 тыс. христиан, 200 церквей и 5 духовных семинарий. К началу XVII в. число христиан составляло уже 700 тыс. человек. Каковы же причины распространения христианства? Усобицы рождали среди крестьян чувство страха и неуверенности, а проповеди миссионеров и вера вносили успокоение и надежду. Кроме того, князья на юге страны были заинтересованы в торговле с португальцами, особенно в приобретении у них огнестрельного оружия. Далее о «закрытии» страны можно рассказать по учебнику.
Можно также добавить, что Иэясу Токугава не поддерживал полной изоляции, считая, что если отношения с европейцами будут под контролем власти, то страна может извлечь из этого пользу. Поэтому голландским купцам разрешалось торговать с Японией, и, в отличие от китайцев, японцы имели представления о развитии европейской науки и культуры (ее называли голландской наукой). Поскольку японская традиция не исключала полезных заимствований из науки и культуры других обществ, то в XVIII в. некоторые данные европейской науки использовались в стране, и повлияли на этот процесс ввозимые из Европы книги.
Объяснение нового материала заканчивается беседой о последствиях «закрытия» страны.
В заключение учитель указывает на то, что кризис в хозяйственной жизни усилился в XVIII в., когда многие крестьяне, потеряв землю, были вынуждены уходить в города или работать по системе рассеянной мануфактуры. Обеднели и многие князья. Но по-прежнему могучи были сёгуны, власть которых поддерживалась не только силой, но и идеологией конфуцианства, учившей преданности старшим.
Последняя часть урока посвящается обсуждению вопросов домашнего задания. Для работы используются вопросы и задания методического аппарата учебника и познавательные и проблемные задания, которые решались на прошлых уроках (см. технологические карты).
Поскольку изучение данной темы завершает курс Новой истории в 7 классе, следующий урок проводится как повторительно-обобщающий (при возможности полезно провести два таких урока). Для подготовки к уроку ученики должны получить на дом задания, ориентирующие их на повторение ключевых вопросов курса. Примерные вопросы указаны в технологической карте к уроку 32.
1 Узурпация — противозаконный захват власти или присвоение себе чужих прав на что-либо.