Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Япония - СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ
Цели
Обучения: изучить характерные черты и особенности послевоенного развития Японии; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуацию активного поиска в решении познавательных задач и выполнении заданий.
Воспитания: продолжить воспитание у учащихся активной жизненной позиции, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию.
Развития: развивать аналитические возможности школьников методами, используемыми на уроке, способствовать развитию личности учащихся, учить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать память, речь, ее коммуникативные свойства.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: интерактивные (“круглый стол”), фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Суверенитет — независимость государства во внутренних делах и внешних отношениях от других государств.
Основные события
1945 г. (2 сентября): акт о капитуляции Японии.
1952 г. (апрель): Сан-францисский мирный договор положил конец оккупационному режиму.
1966 г.: Япония вошла в Тихоокеанский совет.
1992 г.: установление дипломатических отношений между Японией и Республикой Казахстан.
2004 г.: принятие трехлетнего плана реформы регулирования и раскрытия возможностей для частного предпринимательства.
2008 г.: визит Президента РК Н. А. Назарбаева в Японию.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Задание “Дополни событие”:
1) Италия была объявлена республикой в _________________________.__________
2) Весной 1948 г. состоялись выборы ____________________________.
3) В 1962 г. христианский демократ А. Фанфани сформировал ________________________________________.
4) Все страны Запада поразил кризис __________ годов.
5) В 1978 г. был похищен председатель ХДП _________________________________________________.
6) С 1992 по 1994 г. в Италии под руководством судьи Ди Пьетро проводилась кампания _________________________________________________.
7) На выборах, состоявшихся 13 мая 2001 г., победу одержал новый альянс _____________________________________________________.
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока; организует изучение нового материала по принципу “круглого стола”. Пять учащихся заранее готовят свои выступления, опираясь на материал учебника.
Выступления учащихся: Япония в условиях оккупационного режима. “Экономическое чудо” Японии. Социально-экономическое развитие Японии. Внутриполитическое развитие Японии в послевоенное время. Внешняя политика Японии.
Вопросы учителя: 1. Как известно, Япония по Конституции являлась конституционной монархией. Кому принадлежала высшая власть в стране? 2. Что предусматривал договор 1951 г., подписанный в Сан-Франциско? 3. Какова главная характерная черта экономического развития Японии в послевоенное время? 4. Чьи интересы представляла созданная после войны Либерально-демократическая партия? 5. Какие партии в Японии составляли многопартийную систему? 6. Что означало для внешней политики Японии следовать в фарватере внешнеполитического курса США? 7. Как складывались отношения Японии с СССР? 8. Каковы были отношения Японии с Северной Кореей?
4. Задание. Охарактеризуйте политическую систему послевоенной Японии, используя материал учебника.
Первый уровень. Назовите социальную опору наиболее влиятельных партий и организаций:
A) Либерально-демократическая партия;
Б) “Новая партия — инициатива”;
B) Демократическая партия Японии (ДПЯ);
Г) Либеральная партия Японии (ЛПЯ);
Д) Федерация экономических организаций;
Е) Конфедерация профсоюзов.
Второй уровень. 1) Почему в Японии стала возможна многопартийная система? 2) В чем политическая особенность эпохи коалиционных правительств?
Третий уровень. Почему в эпоху коалиционных правительств не была решена проблема единства политических сил в стране?
5. Работа с ДМ.
6. Работа с историческим документом.
7. Опережающее задание “Стихийные бедствия в Японии 2011 г.”
8. Тестирование.
1) Основная доктрина внешней политики Японии — концепция:
A) Неприсоединения к военно-политическим союзам;
Б) Целесообразности союза с США;
B) Противостояния с США;
Г) Неприменения военной силы во внешней политике;
Д) Усиления диктата в Тихоокеанском регионе.
2) Краеугольным камнем японской дипломатии остается приоритет отношений с:
A) США;
Б) Россией;
B) Китаем;
Г) Северной Кореей;
Д) Таиландом.
3) В 2006 г. консервативные силы Японии получили дополнительный аргумент в пользу создания полноценных вооруженных сил и изменения статьи 9 Конституции после:
A) Серии террористических актов Ирака;
Б) Ядерных испытаний Северной Кореи;
B) Срыва переговоров с Россией о передаче Японии островов в Курильской гряде;
Г) Усиления Шанхайской организации сотрудничества;
Д) Усиления позиции Китая в мире.
4) В ходе визита Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Японию в 2008 г. достигнуто основное соглашение:
А) Обмен студентами в рамках Стратегии “Образование в течение всей жизни”;
Б) О сотрудничестве в области ядерной энергетики
В) О присоединении Японии к ШОС;
Г) О поставке ядерного оружия;
Д) О поддержке Японии в решении территориальных претензий к России.
5) Коалиционные правительства находились у власти в Японии до:
A) 2005 г.;
Б) 2006 г.;
B) 2007 г.;
Г) 2008 г.;
Д) 2009 г.
9. Рефлексия. Особенности развития Японии в послевоенный период и на современном этапе.
10. Работа с ДМ (тестирование).
11. Домашнее задание: § 13; материалы СМИ на тему “Современная Япония”.