Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Италия - СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ
Цели:
Обучения: изучить особенности послевоенного развития Италии; сфокусировать усилия на выявлении и усвоении исторических закономерностей, терминов, причинно-следственных связей в развитии исторических событий.
Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, сохранению мира; воспитание патриотических чувств.
Развития: развивать логическое мышление школьников, сравнивая, сопоставляя исторические факты, проводя анализ и синтез общих и особенных черт исторических событий, развитие речи и памяти.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: использование опережающих заданий, работа с тестами, изготовление флипчарта, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Олигархия — власть немногих, политическое и экономическое господство небольшой социальной группы.
Основные события
1947 г.: объявление Италии республикой.
1992—1994 гг.: кампания “Чистые руки”.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с ДМ.
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
4. Рассказ учителя. После окончания Второй мировой войны в Италии происходят большие перемены. Проведены референдум и выборы в Учредительное собрание. В декабре 1947 г. принята новая Конституция. Италия объявлялась республикой. Весной 1948 г. состоялись выборы в первый республиканский парламент. Победу одержали христианские демократы. В июне 1948 г. Италия подписала соглашение по принятию плана Маршалла, американская помощь способствовала “экономическому чуду”. Проводится национализация промышленности. Италия превращается в одну из высокоразвитых стран мира.
Главным противоречием стал колоссальный разрыв между растущим богатством олигархов и уровнем жизни остального населения страны.
Внешнеполитический курс был ориентирован на США, на территории страны располагались их военные базы. Созданная в 1946 г. неофашистская партия “Итальянское социальное движение” в конце 50-х годов активизировала свою деятельность. По призыву коммунистов и профсоюзов начались антифашистские демонстрации.
5. Работа с ДМ.
6. Продолжение изучения новой темы. В 1962 г. демократ А. Фанфани сформировал правительство левого центра, в которое вошли представители ХДП, социал-демократов и республиканцев. В стране наблюдаются частые экономические спады и кризисы. Италию захлестнула волна террора, покушений, убийств прогрессивных деятелей.
7. Опережающее задание. Реферат “Похищение Альдо Моро”.
8. 1992—1994 гг. — кампания “Чистые руки” под руководством судьи Ди Пьетро. Судебному преследованию подверглись более 2 тыс. чиновников. Это вызвало кризис власти.
9. Работа с текстом учебника. Задание. Какие события происходили в стране в 90-х годах ХХ в.?
10. Изготовление флипчарта. Современное развитие Италии. Работа с текстом учебника и материалами СМИ. Учащиеся делятся на пять-шесть групп. На листах бумаги формата А3 каждая группа готовит флипчарт (газету или информационный листок). Делаются вырезки из газеты, выписки из текста учебника. Каждая группа за одну минуту защищает свой флипчарт.
11. Работа с ДМ (тестирование).
12. Рефлексия. Какие новые черты в развитии Италии появляются после Второй мировой войны?
13. Домашнее задание: § 12. Распределение заданий. Подготовка к “круглому столу” по теме “Япония”. Опережающее задание: “Стихийные бедствия в Японии 2011 г.”