Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Создание антигитлеровской коалиции. Завершение Второй мировой войны. Образование ООН - ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — САМЫЙ КРУПНЫЙ КОНФЛИКТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
План урока:
1. Окончание Второй мировой войны.
2. Конференции в Крыму и Потсдаме.
3. Образование ООН.
Цель урока: дать характеристику периодов Второй мировой войны; обсудить военные действия на основных фронтах войны.
Оборудование: карта “Вторая мировая война 1941— 1945 гг.”
Методы проведения урока: лекция, лабораторная работа.
Рассматриваемые проблемы: наиболее важные сражения Второй мировой войны и их итоги, решения Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференций.
Ход урока: по ходу урока продолжается заполнение таблицы. Учитель рассказывает о создании антигитлеровской коалиции. Толкование смысла “антигитлеровская коалиция” ученики находят в учебнике.
Ученики заполняют в тетради таблицу о Сталинградском и Курском сражениях, сыгравших огромную роль в ходе войны. Высказывают свои суждения и оценки. При необходимости учитель дает дополнительные сведения и информацию.
Таблица 23
Коренной перелом во Второй мировой войне
Вопросы |
Сталинградская битва |
Курская битва |
Время. Соотношение сил обеих сторон накануне операции |
19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г. Численность войск 1:1 пушки; минометы 1, 3:1 танки 1, 4 : 1 самолеты 1, 2 : 1 “Уран” |
5 июля — 12 июля 1943 г. “Цитадель” |
Главнокомандующий |
Г. К. Жуков |
К. Конев и Н. Рокоссовский |
Итоги |
Немцы потеряли 800 тыс. живой силы, 2000 танков, 3 тыс. пушек и самолетов |
|
Стратегическая инициатива перешла в руки Советской армии |
Немцы потеряли 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, 3,7 тыс. самолетов. Началось освобождение советской территории |
Решения конференций записываются в таблицу, которая может быть закончена дома.
Таблица 24
Тегеранская конференция |
Руководители глав государств |
Крымская конференция |
Руководители глав государств |
Потсдамская конференция |
Руководители глав государств |
Далее рассматриваются:
1. Начало сопротивления против Японии в Азии.
2. Неподготовленность Германии к затяжной войне, упадок экономики.
3. Начало партизанского движения. Объединение всех антифашистских сил.
Ученики должны понять, что в ходе войны произошел перелом.
События на Восточном фронте показывают, что войска Советского Союза вышли на территорию Восточной Европы — в Румынию. Й. Антонеску был арестован, и Румыния объявила войну Германии. Она решила передать Бессарабию и Северную Буковину СССР. Советская армия тем временем освободила от фашистской оккупации Югославию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию, Польшу. СССР заявил о своих интересах в Восточной Европе. Среди союзников разногласие вызвал вопрос о будущем польском правительстве.
О работе Крымской конференции ученики должны прочитать в учебнике и записать тезисы, а также отметить, что это была последняя встреча большой тройки за время войны.
Учитель задает вопросы:
1. Для каких целей использовал возросший авторитет СССР И. В. Сталин?
2. Почему Рузвельт и Черчилль согласились с этим?
Поскольку о капитуляции Германии более подробно сказано в курсе истории СССР, учитель останавливается только на роли Г. К. Жукова в берлинской операции и раскрытии значения акта о капитуляции Германии. Также рекомендуется коротко рассказать об окончании войны в Европе, что явилось результатом беспримерного мужества борцов против фашизма.
Учитель спрашивает об открытии Эйнштейном ядерного оружия и о том, что знают ученики о И. В. Сталине, Г. К. Жукове, У. Черчилле, Ф. Рузвельте. Рекомендует прочитать книгу Г. К. Жукова “Воспоминания и размышления”.
Одной из важных задач войны было открытие второго фронта. Учитель задает вопросы: “Почему СССР постоянно ставил вопрос об открытии второго фронта? Какие были точки зрения и мнения по поводу открытия второго фронта? Какой фронт был главным в годы Второй мировой войны?”
Учитель приводит некоторые факты о коренном переломе в ходе войны.
1. Битва за острова Мидуэй в Тихом океане. Японские войска понесли тяжелые потери, они потеряли четыре самых крупных и лучших кораблей. Япония прекратила выступление своих сухопутных войск против Англии и США.
2. Капитуляция немецко-итальянских войск в Африке. Наступление на север Африки английских войск под командованием генерала Монтгомери и поражение немецко- итальянских сил под Эль-Аламейном. Высадка американского десанта в Марокко под командованием Д. Эйзенхауэра.
13 марта 1943 г. немецко-итальянские войска капитулировали. В Италии пал режим Муссолини.
3. Коренной перелом на Восточном фронте. Сталинградская и Курская битвы, серьезные потери немцев и их сателлитов.
4. Движение Сопротивления стало одним из факторов изменения положения в пользу союзников.
Сопротивление было неизбежно, так как оккупанты (Германия, Япония, Италия) установили на захваченных территориях “новый порядок”, ликвидировали их государственную независимость и проводили политику расизма и шовинизма.
2 сентября 1945 г. Япония на борту линкора “Миссури” подписала Акт о капитуляции. Так закончилась Вторая мировая война.
Домашнее задание: 1. Заполнить таблицу в § 14. 2. Подготовить сообщение об основных периодах войны.
Учитель должен рассказать о героизме и мужестве казахстанцев, воевавших на фронтах Второй мировой войны. Например, в освобождении Праги, столицы Чехословакии, принимали участие 72-я гвардейская Сталинградская дивизия, в также 88, 118, 314 артиллерийские дивизии, сформированные в Казахстане. 150 казахстанцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при освобождении Европы от фашизма. Учитель может спросить учеников, что знают они о подвигах своих земляков.
Учитель может организовать игру на проверку знаний учащихся. Например, прикрепить конверт к доске “Для знатоков” и опросить желающих по вопросам.
Примерные вопросы
1. Вместе с Рахимжаном Кошкарбаевым, укрепившим флаг на рейхстаге, был кустанаец Илья Яковлевич Сьянов. Каких вы знаете еще казахстанцев, проявивших себя при взятии Берлина?
2. Каковы причины атомной бомбардировки Японии в 1945 г.?
3. Почему введение союзных войск в Италию не считается открытием второго фронта?
4. Назовите основные фронты Второй мировой войны. Какое значение они имели?
Домашнее задание: изучить материал параграфа и выполнить данное выше задание.
В годы войны славянские народы подверглись массовому уничтожению. В немецких концлагерях наряду со славянами были истреблены миллионы представителей других народов. Лагеря смерти — это Освенцим, Майданек, Дахау, Бухенвальд, Треблинка, Заксенхаузен, Маутхаузен и др. Это сохранится в истории человечества как самое трагическое событие. Далее учитель рассказывает о Нагасаки и Хиросиме и дает задание подготовить сообщение по этой теме.