География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Путешествие по Южной Америке - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Цель
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки.
Задачи урока
1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.
2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.
3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.
4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Особенности географического положения Южной Америки.
2. Характеристика природы материка.
3. Особенности населения Южной Америки.
Опорные знания
1. Как была открыта Америка.
2. Какой перешеек соединяет Северную и Южную Америку.
3. О путешествии Христофора Колумба.
Проблемный вопрос
Почему Амазонка самая полноводная река мира?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Чему равна площадь Южной Америки?
2. Как называется крупнейшая равнина материка?
3. Какая река является самой полноводной на материке?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Какое место по площади среди изученных материков занимает Южная Америка?
2. Почему на юге Южной Америки холоднее, чем на севере?
3. Какие животные населяют Южную Америку?
4. Какие растения произрастают на материке?
5. Родиной каких культурных растений является Южная Америка?
6. В каком направлении шло заселение территории материка?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Определение по политической карте мира крупнейшего по площади государства материка и его столицы.
Практическая работа на формирование предметных учебных действий
Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
• Находить и обозначать на карте географические объекты.
• Описывать природные условия материка.
• Объяснять причины разнообразия природных условий на материке.
• Приводить примеры природных рекордсменов материка.
• Проводить простейшую классификацию географических объектов.
• Различать и сравнивать географические объекты.
• Составлять описание природных условий материка.
• Формулировать выводы по тематике урока.
Понятия и термины
Анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри.
Географическая номенклатура
Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель.
Рекомендации к проведению урока
1. Изучение очередного материка необходимо с отработки плана его характеристики, так как именно в Южной Америке четко прослеживаются причинно-следственные связи между главными компонентами природы. Поэтому первый этап урока должен нацелить обучающихся на поиски причин и следствий разнообразия природы материка. Важно заострить внимание на влиянии географического положения материка на все его природные составляющие.
2. Южная Америка — это материк природных рекордов. Поиском этих рекордсменов и можно заняться на втором этапе урока. Здесь снова можно предложить обучающимся очередное путешествие, но на этот раз заняться “поисками сокровищ майя”. Предварительно необходимо разработать маршрут, каждый этап которого — это изучение одной из особенностей природы материка (рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира). Не нужно углубляться в подробности, главная задача — дать общее представление об особенностях природы южноамериканского континента. На этом этапе урока можно продолжить составление “Книги рекордов” материков. Один из вариантов изучения материала — проведение игры “Что такое? Кто такой?”, в ходе которой обучающиеся ищут ответы на вопросы в тексте учебника, выписывают правильные ответы в тетрадь.
3. Один из приемов, который запомнится ученикам, — проведение дегустации плодов экзотических растений, выращиваемых на континенте. Перед дегустацией необходимо представить его изображение, дать краткое описание данного растения, рассказать о его полезных свойствах. Среди растений, представленных на дегустации, могут быть кофе, какао (шоколад), бананы, папайя, тростниковый сахар.
4. На заключительном этапе урока следует познакомить обучающихся с особенностями заселения материка, культурой коренных жителей — индейцев, политической картой материка. Для работы с политической картой Южной Америкой обучающимся можно предложить решить несложный кроссворд по странам и столицам материка.
5. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практического задания
Определение по политической карте мира крупнейшего по площади государства материка и его столицы осуществляется с использованием политической карты атласа. Перед началом работы следует напомнить обучающимся о том, как обозначаются государства на политической карте: выделением границ, написанием названия государства, обозначением столицы государства. Особо следует обратить внимание на то, что фоновый окрас не является строго закрепленным за тем или иным государством, но два соседних государства должны иметь разный фоновый окрас. Определение крупнейшего государства осуществляется визуально. По результатам работы можно составить таблицу следующего вида:
Название государства |
|
Столица государства |
|
Сопредельные государства |
Рекомендации к выполнению практической работы
Перед обозначением на контурной карте крупнейших по площади государств материка необходимо предоставить обучающимся или статистическую информацию, отражающую соотношение площадей государств, или ограничить количество стран. При анализе политической карты однозначно можно выделить только два государства — Бразилию и Аргентину. Можно ограничиться данным количеством стран, а можно дополнительно дать задание на обозначение тех стран, с которыми Аргентина и Бразилия одновременно граничат. В последнем случае дополнительно будут обозначены еще Боливия, Парагвай и Уругвай. При обозначении государств на контурной карте следует выделить государственную границу, название государства и его столицу. Фоновый окрас используется для выделения территории стран.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
А |
2 |
А |
2 |
Б |
3 |
Б |
3 |
А |
4 |
В |
4 |
В |
5 |
А |
5 |
В |
6 |
Б |
6 |
Б |
7 |
АГДЕЖ |
7 |
БВГЕ |
8 |
БВГА |
8 |
АБГ |
9 |
1 В 2 Г 3 А 4 Б |
9 |
1 Г 2 Б 3 В 4 А 5 Д |
10 |
1 АБВДЕ 2 Г |