География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Хождение за три моря - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины и особенности путешествия Афанасия Никитина.
2. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Афанасия Никитина.
3. Раскрыть роль Афанасия Никитина в формировании представления об Индии на Руси.
4. Сформировать представление о значении путешествия Афанасия Никитина.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. История жизни и деятельности Афанасия Никитина.
2. Особенности путешествия Афанасия Никитина в Индию.
3. Значение путешествия Афанасия Никитина.
Опорные знания
1. Что такое море.
2. Особенности взаимного положения России и Индии.
3. Род занятий первых путешественников.
Проблемный вопрос
Афанасий Никитин — первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?
Вопросы на репродукцию знаний
1. С какой целью отправился Афанасий Никитин в путешествие в Индию?
2. Через какие три моря проходило путешествие Афанасия Никитина?
3. Как называется книга, написанная А. Никитиным о своих путешествиях?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Почему тверские купцы могли плавать до Каспийского моря?
2. Как называется современное государство, ранее называвшееся Персией?
3. Какими товарами славилась Индия?
4. Почему Афанасий Никитин считал, что торговля России с Индией будет невыгодной?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Подготовка ответа на вопрос “Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?” на основе анализа текста учебника.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.
• Использовать текстовый источник географической информации для анализа тематического содержания.
• Описывать по картам маршруты путешествий.
• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.
• Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте.
• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.
• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Понятия и термины
“Хождение за три моря”.
Географическая номенклатура
Тверь, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск.
Персоналии
Афанасий Никитин.
Рекомендации к проведению урока
1. Урок начинается с беседы о причинах путешествий в различные исторические периоды и определение профессий первых путешественников.
2. Для формирования задела к выполнению практического задания учитель может предложить обучающимся вспомнить о путешествии Марко Поло: его цели, маршруте следования, значении.
3. Изучение путешествия Афанасия Никитина следует вести на основе рода его занятий и первоначальной цели.
4. В процессе изучения тематического материала следует напомнить обучающимся об исторических названиях морей, через которые проходил маршрут путешествия Афанасия Никитина.
Современное название моря |
Историческое название моря |
Аравийское |
Индийское |
Каспийское |
Гирканское, Хвалынское, Хазарское |
Черное |
Понт Аксинский, Понт Эвксинский |
5. В заключительной части урока следует особое внимание обратить на значение путешествия Афанасия Никитина и о сложности установления торговых и иных связей между Русью и Индией в XV веке.
6. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.
7. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.
Рекомендации к выполнению практического задания
Для выполнения задания необходимо воспользоваться материалами текущего и предыдущего параграфов. Ответ на вопрос целесообразно искать на основе сопоставления иллюстративных материалов параграфов или карт атласа, сравнивая маршруты путешествий Афанасия Никитина и Марко Поло. Для усиления наглядности оба маршрута можно нанести на одну картографическую основу.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
В |
2 |
А |
2 |
В |
3 |
Б |
3 |
Б |
4 |
Б |
4 |
А |
5 |
В |
5 |
Б |
6 |
А |
6 |
В |
7 |
В |
7 |
В |
8 |
Б |
8 |
Б |
9 |
АБД |
9 |
АВЕ |
10 |
БГАДВ |