География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Первые европейцы на краю Азии - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины и следствия путешествия Марко Поло.
2. Познакомить учащихся с историей путешествия и жизни Марко Поло.
3. Раскрыть роль Марко Поло в познании особенностей народов Азии.
4. Сформировать представление о значении путешествия Марко Поло.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Описание жизни и деятельности Марко Поло.
2. Путешествие Марко Поло в Китай.
3. Роль “Книги Марко Поло” в познании особенностей жизни и деятельности народов Азии.
Опорные знания
1. Цели путешествий в древности и Средневековье.
2. Особенности деятельности первых путешественников.
Проблемный вопрос
“Книга Марко Поло” — научный отчет или приключенческий роман?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Почему хан Хубилай радушно принял путешественников?
2. Что позволило Марко Поло и хану Хубилаю свободно общаться?
3. Почему венецианские купцы провели длительное время в Китае?
4. Как называется китайский корабль?
5. Как называется книга о путешествии Марко Поло?
6. Что европейских купцов привлекало в Китае?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Почему путешествие в Китай длилось несколько лет?
2. Назовите предметы, изобретенные в Китае?
3. Чем можно объяснить длительность путешествия посольства из Китая в Персию?
4. Почему в названии книги о путешествии Марко Поло использовано словосочетание “разнообразие мира”?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Составление рассказа о жизни и путешествии Марко Поло с использованием ключевых слов.
Практические работы на формирование учебных действий
Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.
• Использовать текстовый источник географической информации для составления описания.
• Описывать по картам маршруты путешествий.
• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.
• Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте.
• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.
• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Понятия и термины
Джонка, Марко Поло “Книга о разнообразии мира”.
Географическая номенклатура
Азия, Венеция, Средиземное море, Китай, Европа, Персия, Генуя, Япония.
Персоналии
Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, хан Хубилай, Рустичано.
Рекомендации к проведению урока
1. Урок можно начать с разбора названия параграфа. Почему, говоря о первых европейцах на краю Азии, мы говорим, начиная с периода путешествия Марко Поло? Почему именно Марко Поло считается первым европейцем, побывавшим в Китае?
2. Основная часть урока строится на основе установления причинно-следственных связей между различными событиями, связанными с жизнью и деятельностью Марко Поло.
3. Описание пребывания Марко Поло в Китае следует дополнить визуальным рядом, демонстрирующим специфику Китая: природа, архитектура, традиционные костюмы и т.д.
4. Для организации работы с картографическими источниками информации возможно сопоставление иллюстрации учебника (рис. 27) и политической карты с целью определения названий современных государств, по территории которых пролегал маршрут путешествия Марко Поло.
5. Использование проблемного вопроса в организации урочной деятельности целесообразно на заключительной стадии урока. Учитель предлагает обучающимся порассуждать на тему вопроса. Если существует возможность, то оптимальным будет демонстрация данного труда и прочтение выдержек из него.
6. Итогом урока может служить составление перечня товаров, ставших известными и доступными европейцам после путешествия Марко Поло в Китай: компас, порох, пряности и т.д.
7. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.
8. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.
Рекомендации к выполнению практического задания
Ключевые слова выстраиваются в хронологическом порядке. Для каждого ключевого слова составляется предложение по теме задания.
Рекомендации к выполнению практической работы
Ключевые слова выстраиваются в хронологическом порядке. Выбираются только те ключевые слова, которые относятся непосредственно к путешествию Марко Поло. Для каждого ключевого слова составляется предложение по теме задания.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
Б |
2 |
А |
2 |
Б |
3 |
В |
3 |
А |
4 |
Б |
4 |
В |
5 |
В |
5 |
В |
6 |
Б |
6 |
В |
7 |
А |
7 |
А |
8 |
Б |
8 |
Б |
9 |
А |
9 |
А |
10 |
АВГД |