Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Биологические катализаторы - МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
3адачи урока: сформировать понятия «катализатор» и «ферменты»; показать роль ферментов в клетке.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
Строение и функция АТФ. Витамины и их роль в организме. (Опрос учащихся у доски.)
Изучение нового материала
1. Катализаторы и их роль в химических реакциях. Ферменты — биокатализаторы. (Беседа.)
2. Механизм действия ферментов. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунка 14 учебника.)
Закрепление материала
1. Выполнение учащимися лабораторной работы «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».
Цель работы: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.
Информация для учащихся
Пероксид водорода — ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе ее жизнедеятельности. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.
Ход работы
1) Поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля.
2) Прилейте в пробирки по 2 мл 3-процентного раствора Н2О2.
3) Опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
4) Сделайте вывод.
2. По результатам лабораторной работы проводится беседа по вопросам:
1) В каких пробирках вы наблюдали действие фермента?
2) Почему в пробирке с вареным картофелем действие фермента не наблюдалось?
3) Какие уровни организации молекулы белка-фермента каталазы разрушились при варке картофеля и разрыв каких связей привел к денатурации этого белка?
Задание на дом
Изучить § 1.8 «Биологические катализаторы», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить материал § 1.4 и 1.6
Итоги урока