Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Цветение. Опыление - Строение и жизнедеятельность цветковых растений
Цели
• Расширить и углубить знания о функциях цветков путем формирования представлений о цветении и опылении растений, об особенностях двух типов опыления.
• Изучить особенности цветков растений, опыляемых биотически и абиотически; закрепить знания об особенностях этих растений в процессе выполнения практической работы.
Средства обучения: таблицы, схемы, картины с изображением процессов опыления и его типов, перекрестного опыления растений насекомыми и ветром; гербарные экземпляры растений, опыляемых с помощью насекомых и ветра; модели цветков; оборудование для практической работы.
Опорные точки
• Цветение — важнейший процесс жизни растения.
• Опыление и его типы.
• Особенности перекрестного опыления: биотического и абиотического.
• Опыление — главное условие для образования плодов и семян.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Беседа о сроках и особенностях цветения растений как необходимых условиях для последующего опыления.
2. Рассказ о сущности опыления и двух его типах.
3. Работа школьников с текстом учебника (ч. 1, с. 193) с целью приобретения знаний об особенностях биотического опыления.
4. Рассказ о сущности ветроопыления и особенностях ветроопыляемых растений.
5. Итоговая беседа о роли опыления в возобновлении растений и о его значении для хозяйственной деятельности людей.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Что происходит с главными частями цветка на протяжении цветения?
2. Какие наследственные свойства приобретут молодые растения в случае самоопыления? Возможно ли появление у них новых свойств? Почему?
3. Охарактеризуйте ценность перекрестного опыления для получения новых сортов культурных растений.
4. Перечислите признаки цветков, опыляемых с помощью ветра.
5. Какое значение для перекрестного опыления имеют яркая окраска венчиков, аромат и обилие пыльцы в цветках?
6. Почему опыление растений с помощью ветра и воды назвали абиотическим?
7. Запишите признаки строения цветков, опыляемых биотическим и абиотическим способами.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 35.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 194 — 195.
3. Подготовьте сообщение на тему “Искусственное опыление”, используя пункт 23 на с. 217 — 218.