БИОЛОГИЯ 7 класс - разработки уроков
Грибы
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения грибов, а так же признаками свойственными только растениям или только животным.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе как целостному организму всего живого.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос).
Микология - наука о грибах.
Грибы - эукариотные организмы. Из-за многочисленных различий в строении их выделяют в отдельную группу.
Наука микология исследует морфологию, анатомию, и многие другие науки, а так же развитие и значение грибов в жизнедеятельности людей в природе.
Основные причины выделения грибов в отдельную группу (признаки животных):
1. Клеточная оболочка многослойная (иногда занимает 60% от массы гриба).
2. В клетках отсутствуют пластиды, придающие зеленый цвет.
3. Запас питательных веществ - гликоген.
4. Азотный обмен.
5. Гетеротрофное питание (питаются готовыми орг. веществами).
Признаки сходства с растениями:
1. Прикреплены к одному месту.
2. Могут расти в течение всей жизни, пока не погибнут.
3. Питание всасывают, а не глотают как животные
4. Имеются толстые оболочки.
Известно свыше 100 000 видов грибов - от низших одноклеточных до гигантских плодовое тело которых достигает до полуметра. Встречаются на растениях, животных и различной пище.
Тело грибов состоит из нитей - гифов. У низших грибов нити видны на верхней части субстрата, к которому они прикреплены, у высших грибов (шляпочные) их не видно. Гифы растут и расходятся по сторонам. И так гифы это клетки. Они разделены перегородками, то гриб многоклеточный, если между ними нет перегородок то гриб одноклеточный. Гифы это основа гриба, орган размножения.
СТРОЕНИЕ - их функции:
1. Всасывают воду и питательные вещества.
2. Растут и ветвятся, тем самым увеличивают объем всасывания и облегчает питание.
3. Плотно прижимаясь, друг к другу или переплетаясь, гифы образуют плодовое тело грибов.
4. Концы гифов направлены вертикально и образуют различные (вертикальны, горизонтальные) споры.
5. Гифы делятся на несколько частей и участвуют в процессе размножения. Из каждого отростка образуется новый гриб.
ПИТАНИЕ.
Грибы-сапрофиты (мукор, белый гриб, шампиньон и другие) питаются органическими веществами отмерших организмов. Грибы-паразиты (спорынья, головня, и другие) обитают на живых организмах и питаются органическими веществами живых клеток. Есть грибы которые сочетают сразу два способа питания (трутовик).
РАЗМНОЖЕНИЕ.
Размножаются вегетативно, бесполым и половым путем.
Вегетативно - частями гифов (грибницы).
Бесполым - с помощью образования спор, они не имеют гифов, концы растут, удлиняются, делятся перегородками из каждого деления вырастают новые грибы.
Половое - изогамное - слияние двух половых клеток.
Гетерогамное - слияние клеток неодинакового размера.
Оогамное - крупная яйцеклетка, а в мужском организме - антеридии.
Одноклеточные грибы.
Строение очень простое, он не имеет грибницы. Шарообразные или овальные клетки имеют оболочку, ядро и вакуоль. Не смотря на то, что они одноклеточные они живут, размножаются, дышат, живут и происходит обмен веществ.
Дрожжевой гриб очень быстро размножается - почкованием. Если в среде много сахара, то они усиленно размножаются и это приводит к образованию спирта и углекислоты.
ПРИМЕНЕНИЕ. (самостоятельно)
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
1 вариант Р. Т. № 37 стр. 9;
2 вариант № 38 стр. 9.
Итоговый контроль. Анализ урока.
Подведение итогов. Достигнута ли цель урока?
Д\3 П. 6. Доп. задание: Вырастить плесневые грибы.