Семя, его строение и значение - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Семя, его строение и значение - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, игровые.

Формируемые УУД: к. — устанавливать рабочие отношения в группе; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно обнаруживать учебную проблему; п. — проводить наблюдения, фиксировать их результаты; выбирать наиболее эффективных способы решения задач в зависимости от конкретных условий; проявлять интерес к исследовательской деятельности; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; стремиться к получению новых знаний и навыков.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения', объяснять роль семян в природе; характеризовать функции частей семени; описывать строение зародыша растения; описывать стадии прорастания семян; выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений; устанавливать сходство проростка с зародышем семени; проводить наблюдения, фиксировать их результаты; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование и материалы: учебник, карточки с характеристиками растительных тканей, сухие семена пшеницы, препарат “Продольный разрез зерновки пшеницы”; сухие и размоченные семена фасоли различной окраски, лупа, препаровальная игла, пинцет (комплект для каждого ученика).

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Перед уроком (на перемене) учитель организует выставку схем- рисунков, на которых растительный организм сравнивается с городом (предприятием, государством). Ученики выбирают лучшую работу. Перед началом проведения лабораторной работы необходимо напомнить ученикам о правилах техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах обращения с лабораторным оборудованием.)

Начнем урок с проверки домашнего задания, затем познакомимся со строением одного из органов растения — семени.

II. Проверка домашнего задания

— Проверим ваши знания с помощью игры-соревнования. Вам необходимо определить названия растительных тканей с помощью карточек, на которых представлены различные характеристики той или иной ткани. На красных карточках — строение ткани, на желтых — расположение ткани в растительном организме, на зеленых — функции, на синих — изображение ткани.

(Учащиеся делятся на три команды. Представители каждой команды (по очереди) выбирают карточку и определяют, о какой ткани идет речь. За каждый верный ответ команда получает 1 балл (зеленая карточка), 2 балла (желтая карточка), 3 балла (красная карточка) и 4 балла (синяя карточка). Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков за отведенное время (по 2 мин на каждую команду).)

III. Работа по теме урока

1. Разнообразие семян и их значение в жизни растения

На прошлом уроке вы познакомились с растительными тканями, а теперь поговорим об органах растений. Напомню, орган — это часть растения с определенным строением и функциями. Все органы можно разделить на две группы: вегетативные, обеспечивающие растению его жизнедеятельность (закрепление в почве, питание, запас веществ, защита), и генеративные, участвующие в половом размножении.

Начнем изучение с генеративных органов цветковых растений. К ним относятся цветок, плод, семя.

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

Семя — орган, предназначенный для размножения и расселения (распространения) растений. Фактически это зародыш будущего растения. Если условия для роста неблагоприятные, то семя может долгое время пребывать в состоянии покоя, т. е. не будет прорастать. Этим свойством мы пользуемся, когда храним несколько лет семена каких-либо растений. Но когда мы помещаем семена в землю, они попадают в благоприятные условия и прорастают.

— Послушайте сообщение вашего одноклассника об удивительных свойствах семян.

Примерное содержание сообщения

Самые крупные семена двулопастной формы у сейшельской пальмы. Их длина 30—45 см, а масса достигает 20 кг, что в 30 млн раз больше, чем у березы. Созревает семя в течение 7—10 лет, а прорастает 1—1,5 года, и еще в течение 3—5 лет молодое растение получает из него питательные вещества.

Самые мелкие семена (длина меньше миллиметра) у некоторых видов орхидей. Так, семя венерина башмачка весит всего миллионные доли грамма. Масса 50 тыс. семян такой орхидеи составляет всего 0,1 г. Но у небольших семян соответствующий зародыш, поэтому в нем мало запасных питательных веществ. Семена орхидеи для прорастания требуют идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре, близкой к абсолютному нулю, они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно. Так, в 1954 г. ученые- археологи нашли в канадской тундре семена люпина арктического, которые находились в замерзшем иле более 10 тыс. лет. В 1966 г. благодаря созданным комфортным условиям 6 семян проросли. Также удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Маньчжурии более 1000 лет. Вот что значит сила жизни!

Семена растений бывают такими разными.

Вопросы к классу

— Семена каких растений имеют шарообразную форму? (Горох.)

— У каких плодовых растений семена похожи на маленькие сердечки? (Яблоко, груша.)

— Семена какого бобового растения похожи на почку человека? (Фасоли.)

— Для чего семенам лопуха и череды нужны маленькие крючочки? (Чтобы прикрепляться к животным и таким образом перемещаться на новые места обитания.)

— Для чего семенам одуванчика нужны “пуховые” выросты? (Эти семена распространяются ветром.)

— Семена каких растений могут летать с помощью специальных “крылышек”? (Клен, ясень.)

2. Строение семян

Рассмотрим внешнее и внутреннее строение семени. Для этой цели используем всем нам хорошо известное семя фасоли.

Внешнее и внутреннее строение семени фасоли мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы. Вам необходимо будет определить основные элементы внешнего и внутреннего строения семени.

Л.Р. № 1 “Изучение строения семени фасоли”

1. Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик — место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом находится семявход — отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух. Рассмотрите его через лупу. Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

2. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите названия основных частей семени.

3. Попробуйте снять семенную кожуру с сухого семени фасоли. Теперь возьмите размоченное семя фасоли. Аккуратно снимите семенную кожуру. Вы видите зародыш, состоящий из двух семядолей — первых зародышевых листьев.

4. Семядоли у семени фасоли такие массивные, потому что в них находится запас питательных веществ для будущего растения. Найдите зародышевый корешок и зародышевый стебелек. Рассмотрите их с помощью лупы.

5. Аккуратно раздвиньте семядоли. Рассмотрите почечку, находящуюся на верхушке зародышевого стебелька. Найдите зачаточные листья на почечке.

6. Зарисуйте зародыш и подпишите названия его частей.

Вопросы к классу

— Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе?

— Какая часть семени окрашена?

— Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры фасоли?

— Чем отличается семенная кожура размоченных и сухих семян фасоли?

— Какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?

— Сколько семядолей у семени фасоли?

Вывод. Внутри семени под кожурой находится зародыш нового растения — это самая важная его часть. У одних растений зародыш крупный и его легко можно увидеть, сняв семенную кожуру (например, у фасоли, гороха, дыни, яблока). Если снять семенную кожуру с семян этих растений, мы увидим, что семя распалось на две половинки. Это две семядоли - будущие первые листья нового растения. Растения, семена которых имеют по две семядоли, называют двудольными.

Но не все семена двудольных растений имеют такое строение. Например, в семенах перца или помидора есть особая запасающая ткань — эндосперм (от греч. эндо — “внутри”, сперма — “семя”), В семенах перца, томата, баклажана, липы, моркови, фиалки, мака, сирени эндосперм занимает большую часть семени, поэтому семядоли у этих растений такие крупные. У подсолнечника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли запасные вещества находятся прямо в семядолях, а эндосперм практически отсутствует. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметны.

Растения, семена которых имеют одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относятся рожь, пшеница, кукуруза, лук, ирис, ландыш, частуха и др.

Рассмотрим строение семени однодольного растения на примере семени пшеницы.

(Учащиеся могут найти сходства и отличия в строении семян однодольных и двудольных растений на рис. 28.)

П.Р. № 1 “Строение семян однодольных растений”

1. Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы.

2. Попробуйте снять покров с сухого семени пшеницы.

3. При помощи лупы рассмотрите препарат “Продольный разрез зерновки пшеницы”. Найдите на препарате эндосперм (он занимает большую часть семени); определите зародыш, рассмотрите зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечку и семядолю (щиток).

4. Зарисуйте внутреннее строение зерновки пшеницы и подпишите названия ее основных частей.

Вопросы к классу

— Каковы общие черты во внешнем строении зерновки пшеницы и семени фасоли?

— Каковы различия во внешнем и внутреннем строении двудольных и однодольных растений?

Вывод. Несмотря на внешние различия, семена всех растений имеют сходство во внутреннем строении, которое объясняется функциями семян.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Сегодня мы познакомились со строением семян двудольных и однодольных растений. Для подготовки к следующему уроку мне необходима ваша помощь. Предлагаю разделиться на несколько творческих групп. Каждая группа получит определенное задание, выполнит его и подготовит отчет, с которым познакомит нас на следующем уроке.

Домашнее задание

1. Прочитать § 5, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Задания для малых групп (по 3—4 человека) — провести опыты, демонстрирующие значение различных факторов для прорастания семян, и выступить с отчетом перед одноклассниками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]