Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Ткани растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять
рефлексию своей деятельности; п. — строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: ткань, проводящие, образовательные, основные, покровные и механические ткани', характеризовать особенности строения и функции тканей растений; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями тканей; объяснять значение тканей в жизни растения; отвечать на итоговые вопросы изученной темы.
Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, презентация “Виды тканей растений”, сравнительная таблица “Ткани растений” (на каждую парту), рельефные таблицы “Клеточное строение корня” и “Клеточное строение листа”.
Общие рекомендации. Материал параграфа сложен для восприятия шестиклассников, поэтому целесообразно предложить им работать со сравнительными таблицами, подготовленными учителем. Необходимо разобрать материал на уроке, а затем попросить учащихся выписать в тетрадь основные характеристики каждой ткани. Все, что ученики запишут в свои таблицы, они должны уметь объяснять и комментировать.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
(Проверка выполнения заданий в тетради. Опрос по опорным понятиям.)
III. Работа по теме урока
(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией и демонстрацией рельефных таблиц. По ходу рассказа ученики записывают основные термины.)
1. Понятие о ткани растений
На предыдущих уроках мы с вами говорили о клетке, ее строении, о функциях различных органоидов клетки. В процессе эволюции сходные по строению и функциям клетки объединяются в ткани, ткани в органы, а органы — это часть многоклеточного растительного организма. Каждый орган имеет строение, соответствующее его функции. Превращение различных частей растения в органы произошло из-за необходимости приспосабливаться к наземному образу жизни. У низших растений, обитающих в водной среде, такой необходимости не было. Но об этом мы с вами поговорим немного позже. Сегодня на уроке мы будем изучать ткани растений.
Тканями называют группы клеток, сходных по строению, происхождению и функциям. Из них формируется тело растений. Пространство между клетками называют межклетниками (межклеточным пространством).
Изучением тканей занимается наука гистология. Ее основоположниками были итальянский ученый Марчелло Мальпиги и английский ученый Неемия Грю. Последний в 1671 г. в своей книге “Анатомия растений” впервые использовал термин “ткань”.
2. Виды тканей растений
Выделяют пять основных видов растительных тканей: образовательную, покровную, основную, механическую и проводящую.
Основная ткань занимает пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Выполняемые ею функции зависят от ее расположения в органах растений.
В таблице представлены различные характеристики тканей растений. Исходя из названий, несложно догадаться, какие функции выполняет та или иная ткань.
— Изучите сравнительную таблицу и ответьте на вопросы.
Виды тканей
Ткань |
Характеристика |
Функции |
Расположение |
Образовательная |
Клетки молодые, небольшие по размеру, с тонкими оболочками и крупными ядрами, плотно прилегающие друг к другу, способные к постоянному делению |
Деление клеток, рост растения, образование новых органов |
Верхушка корня, стебля (конус нарастания), камбий |
Покровная |
Кожица состоит из одного слоя плотно прилегающих друг к другу клеток |
Уменьшение испарения и регуляция газообмена |
Стебли и листья молодых растений, плоды, семена, части цветка |
Пробка — несколько рядов плотно прилегающих друг к другу мертвых клеток, заполненных воздухом |
Защита от потери влаги, колебаний температуры, болезнетворных бактерий |
Однолетние побеги деревьев и кустарников |
|
Корка — многослойная мертвая ткань |
Защита от механических повреждений, резких перепадов температур |
Стволы многолетних деревьев и кустарников |
|
Механическая |
Клетки чаще всего имеют вытянутую форму, одревесневшие оболочки; располагаются в виде тяжей, пластинок |
Роль скелета (опорная функция) |
Луб, стебли, черешки и жилки листьев |
Проводящая |
Представлена сосудами, образованными длинными, вытянутыми мертвыми клетками, расположенными вертикально, с разрушенными поперечными перегородками, и ситовидными трубками — живыми вытянутыми клетками с отверстиями в поперечной стенке, напоминающей сито |
Передвижение воды с минеральными веществами от корня к листьям и органических веществ от листьев к другим органам растения |
Стебли, корни и жилки листьев, луб стебля, корня |
Основная |
Клетки с тонкими стенками, с большим числом хромопластов, расположены рыхло, с большими межклетниками |
Образование органических веществ в процессе фотосинтеза |
Листья растений, стебли трав |
Крупные тонкостенные клетки, расположенные достаточно плотно |
Запасание органических веществ |
Корневища, клубни, луковицы, плоды, семена, стебли и листья некоторых растений |
|
Крупные межклетники, соединенные между собой в вентиляционную сеть |
Обеспечивает клетки кислородом, позволяет плавать на поверхности |
В подводных органах водных и болотных растений, в воздушных корнях |
|
Живые клетки с вакуолями, содержащими эфирные масла, смолы, нектар, воду и др. |
Выделение различных веществ в окружающую среду или внутрь растений; защита от поедания животными, повреждения насекомыми, микроорганизмами; привлечение насекомых-опылителей |
На поверхности или внутри различных органов |
Вопросы к классу
— Клетки какой ткани всегда молодые? (Образовательной.)
— Почему клетки образовательной ткани имеют крупное ядро в центре и много мелких вакуолей? (У молодых клеток ядро располагается в центре и много мелких вакуолей, а образовательная ткань состоит из молодых, постоянно делящихся клеток.)
— Какой частью растет корень, побег? (Верхней, так как там находится образовательная ткань.)
— В какой ткани клетки плотно прилегают друг к другу и почему? (В покровной ткани, так как она выполняет защитную функцию.)
— Какие примеры покровной ткани вы можете привести? (Кожица, пробка, корка.)
— Какую функцию кроме механической защиты выполняет покровная ткань? (Регулирует газообмен.)
— Чем отличается кожица от пробки и корки? (Кожица живая, а пробка и корка — мертвые ткани.)
— Если бы мы сравнивали растение с крепостью, чем бы являлась покровная ткань? (Защитной стеной крепости.)
— Клетки каких тканей имеют вид вытянутых трубочек? (Механической и проводящей.)
— Зачем растению нужна механическая ткань? (Она придает растению прочность, упругость.)
— Как человек использует механическую ткань растений? (Из растительных волокон изготавливают веревки и ткани.)
— Какую функцию выполняет проводящая ткань? (Транспорт воды с растворенными веществами.)
— Какие виды проводящей ткани можно обнаружить в растении? (Сосуды и ситовидные трубочки.)
— Чем отличается строение сосудов и ситовидных трубочек? (В сосудах перегородки между клетками разрушились, а у ситовидных трубочек они имеют отверстия.)
— Что и в каком направлении переносят сосуды и ситовидные трубки? (Сосуды переносят воду с солями от корня к листьям, а ситовидные трубочки — воду с органическими веществами от листьев к другим органам растения.)
— Если бы мы сравнивали растение с домом, чем бы являлась проводящая ткань? (Водопроводом, канализацией.)
— Где в растении расположена основная ткань? (Во всех органах.)
— Какие функции выполняет основная ткань? (Фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная функции.)
— Если бы мы сравнивали растение с городом, чем бы являлась основная ткань? (Заводами, складами.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)
• Образовательная ткань состоит из молодых, постоянно делящихся клеток. Она участвует в образовании новых органов растения. Поскольку растение, в отличие от животных, растет на протяжении всей жизни, образовательные ткани расположены в различных местах растения.
• Покровная ткань предохраняет растения от высыхания и других неблагоприятных воздействий окружающей среды, ее клетки плотно прилегают друг к другу.
• Механическая ткань выполняет опорную функцию и состоит из прочных и эластичных клеток.
• Благодаря проводящей ткани осуществляется перемещение (проведение) различных веществ внутри растения, поэтому клетки этой ткани напоминают водопроводные трубы.
• Основная ткань составляет основную массу различных органов растения. Она может фотосинтезировать, и тогда в ней находятся пластиды с хлорофиллом, а также способна хранить уже готовые вещества и в этом случае расположена в корневищах, клубнях, луковицах, плодах, семенах растений.
Домашнее задание
1. Прочитать § 4, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Сравнить растительный организм с предприятием (городом, государством). Нарисовать схему, в которой отражены объединяющие эти системы связи (например, производство продукции, ее транспортировка, складирование, использование, обмен с другими системами, руководство этими процессами, охрана (защита от внешних нежелательных вторжений).