Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Воздушное питание растений - фотосинтез - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с натуральными объектами; л. - формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: фотосинтез, воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы\; характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений; фиксировать результаты исследований; объяснять роль зеленых листьев в фотосинтезе; приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании; обосновывать космическую роль зеленых растений в жизни Земли.
Оборудование и материалы: учебник, биологический конструктор “Клеточное строение листа”, ванночка с водой и полотенце для рук, комнатные растения, гербарии, схема процесса фотосинтеза, черная не пропускающая свет бумага, горячая вода, спирт, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусочек стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи, емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, раствор соляной кислоты, лучина, спички.
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Проверочные задания предоставляются в печатном виде каждому ученику (можно подготовить слайд с заданиями). На уроке демонстрируются результаты опытов, заложенных ранее. Можно попросить учеников выполнить часть работы.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Опрос по опорным понятиям. Проверка выполнения заданий в тетради.)
— Каково значение минерального (почвенного) питания растений?
— Как осуществляется минеральное питание растений?
— Какие удобрения использует человек?
— Какова роль воды в почвенном питании?
— Назовите экологические группы растений. Приведите примеры.
III. Работа по теме урока
1. Фотосинтез — создание органических веществ
(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)
— Какой пигмент находится в основной ткани? (Хлорофилл.)
— Какие функции в этой связи выполняет основная ткань? (Создание органических веществ.)
Это значит, что в основной ткани происходит фотосинтез. 13 процессе фотосинтеза в зеленых листьях растения на свету из неорганических веществ (углекислого газа и воды) образуются углеводы (органические вещества).
Докажем, что органические вещества (крахмал) в зеленых листьях растения не образуются при отсутствии света.
(Учитель просит учеников записать результаты опытов в тетрадь.)
Демонстрационный опыт № 1
Ход опыта
1. Лист комнатного растения несколько дней находился в темноте.
2. Обесцветим лист. Для этого опустим его сначала в ванночку с горячей водой (около 100 °С), а потом в горячий спирт.
3. Пигменты хлоропластов разрушились и лист обесцветился.
4 Промоем лист в холодной воде, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.
5. Лист не изменил окраску (или приобрел слегка желтоватый цвет за счет йода).
— Какой цвет приобрел бы лист, погруженный в раствор йода, если бы в нем содержался крахмал? (Йод “реагирует” на крахмал — меняет свой цвет, становится черно-фиолетовым или синим.)
Вывод. В листьях растения, находившегося длительное время в темноте, не образовались органические вещества (крахмал).
Давайте теперь посмотрим, что же происходит с зелеными листьями на свету.
Демонстрационный опыт № 2
Ход опыта
1. Комнатное растение несколько дней находилось в темноте.
2. Затем на лист этого растения с обеих сторон была прикреплена полоска черной бумаги, не пропускающей свет.
3. Растение выставили на яркий свет на один день.
4. Аккуратно срежем этот лист и обесцветим его так, как в предыдущем опыте.
5. Промоем лист в холодной воде, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.
6. Та часть листа, которая была закрыта черной бумагой, не изменила цвет, а та, которая получала солнечный свет, стала сине-фиолетовой.
Вывод. В той части листа, которая была освещена, образовался крахмал, а в той, на которую солнечный свет не попал, крахмал не образовался.
Мы выяснили опытным путем, что органические вещества в растениях образуются только на свету. Но как доказать, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород?
Демонстрационный опыт № 3
Ход опыта
1. Комнатное растение было помещено под стеклянный колпак с небольшим отверстием наверху.
2. Отверстие плотно закрыто кусочком стекла.
3. Растение на сутки помещено в освещенное место.
4. Аккуратно сдвинем стекло и опустим внутрь колпака горящую лучину.
5. Лучина не потухла, а даже стала гореть еще ярче.
Вывод. В процессе фотосинтеза образовался кислород, который и поддерживает горение лучины.
— Что можно будет наблюдать, если проделать тот же опыт, но растение поместить не на свет, а в темное помещение?
(Ответы учеников.)
Совершенно верно, в этом случае лучина погаснет, так как растение израсходовало весь кислород на дыхание, а процесс фотосинтеза в темноте не происходит.
Мы с вами доказали, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а также то, что фотосинтез происходит только на свету и в результате этого процесса образуются органические вещества.
В темноте растение поглощает кислород в процессе дыхания и выделяет углекислый газ. Однако дышат растения не только в темноте, но и на свету. Процесс дыхания происходит одновременно с процессом фотосинтеза.
2. Зеленые растения - автотрофы
В процессе фотосинтеза растения из углекислого газа, содержащегося в воздухе, и воды, поглощаемой ими из почвы, под действием солнечного света производят органические вещества. В виде органических веществ энергия может использоваться другими обитателями Земли (например, грибами, животными и человеком).
Только зеленые растения способны усваивать энергию солнца и переводить ее в форму, доступную другим живым организмам. В этом и заключается космическая роль растений.
3. Значение фотосинтеза в природе
Заключенная в органическом веществе энергия может сохраняться многие годы, века и даже тысячелетия. Например, каменный уголь — полезное ископаемое, которое добывает человек и использует его, сжигая и высвобождая энергию, — это стебли древних растений, подвергшихся изменению (отсутствие кислорода, опускание на большие глубины под землю, воздействие высоких температур) с течением времени.
— Работая с материалом учебника (с. 80, 81), определите значение фотосинтеза в природе.
(Проверка выполнения задания.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель проводит проверочную работу по изученной теме (5 мин). Чтобы получить отметку “5”, необходимо набрать 21 и более баллов, отметку “4” — от 14 до 20 баллов, отметку “3” — от 7 до 13 баллов.)
— Что такое фотосинтез? (2 балла.)
— Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза? (2 балла.)
— Опишите опыт, доказывающий, что протекание процесса фотосинтеза возможно только на свету. (4 балла.)
— Опишите опыт, доказывающий, что в процессе фотосинтеза растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород (4 балла.)
— При каких условиях растения дышат? (2 балла.)
— Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе дыхания? (1 балл.)
— Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза? (1 балл.)
— В чем заключается космическая роль зеленых растений? (5 баллов.)
— В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фотосинтеза? (4 балла.)
— Способны ли бурые водоросли, не содержащие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему? (3 балла.)
Домашнее задание
Прочитать § 14, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.