Воздушное питание растений - фотосинтез - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Воздушное питание растений - фотосинтез - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с натуральными объектами; л. - формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: фотосинтез, воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы\; характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений; фиксировать результаты исследований; объяснять роль зеленых листьев в фотосинтезе; приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании; обосновывать космическую роль зеленых растений в жизни Земли.

Оборудование и материалы: учебник, биологический конструктор “Клеточное строение листа”, ванночка с водой и полотенце для рук, комнатные растения, гербарии, схема процесса фотосинтеза, черная не пропускающая свет бумага, горячая вода, спирт, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусочек стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи, емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, раствор соляной кислоты, лучина, спички.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Проверочные задания предоставляются в печатном виде каждому ученику (можно подготовить слайд с заданиями). На уроке демонстрируются результаты опытов, заложенных ранее. Можно попросить учеников выполнить часть работы.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Опрос по опорным понятиям. Проверка выполнения заданий в тетради.)

— Каково значение минерального (почвенного) питания растений?

— Как осуществляется минеральное питание растений?

— Какие удобрения использует человек?

— Какова роль воды в почвенном питании?

— Назовите экологические группы растений. Приведите примеры.

III. Работа по теме урока

1. Фотосинтез — создание органических веществ

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

— Какой пигмент находится в основной ткани? (Хлорофилл.)

— Какие функции в этой связи выполняет основная ткань? (Создание органических веществ.)

Это значит, что в основной ткани происходит фотосинтез. 13 процессе фотосинтеза в зеленых листьях растения на свету из неорганических веществ (углекислого газа и воды) образуются углеводы (органические вещества).

Докажем, что органические вещества (крахмал) в зеленых листьях растения не образуются при отсутствии света.

(Учитель просит учеников записать результаты опытов в тетрадь.)

Демонстрационный опыт № 1

Ход опыта

1. Лист комнатного растения несколько дней находился в темноте.

2. Обесцветим лист. Для этого опустим его сначала в ванночку с горячей водой (около 100 °С), а потом в горячий спирт.

3. Пигменты хлоропластов разрушились и лист обесцветился.

4 Промоем лист в холодной воде, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.

5. Лист не изменил окраску (или приобрел слегка желтоватый цвет за счет йода).

— Какой цвет приобрел бы лист, погруженный в раствор йода, если бы в нем содержался крахмал? (Йод “реагирует” на крахмал — меняет свой цвет, становится черно-фиолетовым или синим.)

Вывод. В листьях растения, находившегося длительное время в темноте, не образовались органические вещества (крахмал).

Давайте теперь посмотрим, что же происходит с зелеными листьями на свету.

Демонстрационный опыт № 2

Ход опыта

1. Комнатное растение несколько дней находилось в темноте.

2. Затем на лист этого растения с обеих сторон была прикреплена полоска черной бумаги, не пропускающей свет.

3. Растение выставили на яркий свет на один день.

4. Аккуратно срежем этот лист и обесцветим его так, как в предыдущем опыте.

5. Промоем лист в холодной воде, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.

6. Та часть листа, которая была закрыта черной бумагой, не изменила цвет, а та, которая получала солнечный свет, стала сине-фиолетовой.

Вывод. В той части листа, которая была освещена, образовался крахмал, а в той, на которую солнечный свет не попал, крахмал не образовался.

Мы выяснили опытным путем, что органические вещества в растениях образуются только на свету. Но как доказать, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Демонстрационный опыт № 3

Ход опыта

1. Комнатное растение было помещено под стеклянный колпак с небольшим отверстием наверху.

2. Отверстие плотно закрыто кусочком стекла.

3. Растение на сутки помещено в освещенное место.

4. Аккуратно сдвинем стекло и опустим внутрь колпака горящую лучину.

5. Лучина не потухла, а даже стала гореть еще ярче.

Вывод. В процессе фотосинтеза образовался кислород, который и поддерживает горение лучины.

— Что можно будет наблюдать, если проделать тот же опыт, но растение поместить не на свет, а в темное помещение?

(Ответы учеников.)

Совершенно верно, в этом случае лучина погаснет, так как растение израсходовало весь кислород на дыхание, а процесс фотосинтеза в темноте не происходит.

Мы с вами доказали, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а также то, что фотосинтез происходит только на свету и в результате этого процесса образуются органические вещества.

В темноте растение поглощает кислород в процессе дыхания и выделяет углекислый газ. Однако дышат растения не только в темноте, но и на свету. Процесс дыхания происходит одновременно с процессом фотосинтеза.

2. Зеленые растения - автотрофы

В процессе фотосинтеза растения из углекислого газа, содержащегося в воздухе, и воды, поглощаемой ими из почвы, под действием солнечного света производят органические вещества. В виде органических веществ энергия может использоваться другими обитателями Земли (например, грибами, животными и человеком).

Только зеленые растения способны усваивать энергию солнца и переводить ее в форму, доступную другим живым организмам. В этом и заключается космическая роль растений.

3. Значение фотосинтеза в природе

Заключенная в органическом веществе энергия может сохраняться многие годы, века и даже тысячелетия. Например, каменный уголь — полезное ископаемое, которое добывает человек и использует его, сжигая и высвобождая энергию, — это стебли древних растений, подвергшихся изменению (отсутствие кислорода, опускание на большие глубины под землю, воздействие высоких температур) с течением времени.

— Работая с материалом учебника (с. 80, 81), определите значение фотосинтеза в природе.

(Проверка выполнения задания.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель проводит проверочную работу по изученной теме (5 мин). Чтобы получить отметку “5”, необходимо набрать 21 и более баллов, отметку “4” — от 14 до 20 баллов, отметку “3” — от 7 до 13 баллов.)

— Что такое фотосинтез? (2 балла.)

— Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза? (2 балла.)

— Опишите опыт, доказывающий, что протекание процесса фотосинтеза возможно только на свету. (4 балла.)

— Опишите опыт, доказывающий, что в процессе фотосинтеза растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород (4 балла.)

— При каких условиях растения дышат? (2 балла.)

— Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе дыхания? (1 балл.)

— Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза? (1 балл.)

— В чем заключается космическая роль зеленых растений? (5 баллов.)

— В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фотосинтеза? (4 балла.)

— Способны ли бурые водоросли, не содержащие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему? (3 балла.)

Домашнее задание

Прочитать § 14, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]