Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Минеральное питание растений и значение воды - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, экологическую культуру; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: минеральное (почвенное) питание, органические удобрения, минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы, объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания; обосновывать роль почвенного питания в жизни растений; сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений; устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды; наблюдать и описывать рост и развитие растений, выращенных на среде, лишенной солей, и содержащей необходимый набор солей; фиксировать результаты исследований; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения.
Оборудование и материалы: учебник, четырехнедельное растение фасоли, стеклянная трубка, резиновая пробка, пластилин, штатив, молодое растение фасоли, слабый раствор чернил.
Общие рекомендации. Фасоль можно поручить вырастить учащимся. В течение нескольких дней это растение необходимо поливать слабым раствором чернил. На уроке демонстрируются результаты опытов, заложенных ранее.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
1. Минеральное питание и его значение для растений
— Разделитесь на три команды. Составьте вопросы к тексту на с. 74—76 учебника (первая группа к п. 1, вторая группа к п. 2, третья группа к п. 3).
(На составление вопросов отводится 15 мин. Каждый ученик на этом этапе работает самостоятельно. Команды по очереди задают вопросы: первая второй, вторая третьей, третья первой. За правильный ответ команда получает 1 балл, за ответ на чужой
вопрос (если не было дано правильного ответа) — 0,5 балла. Если никто не смог ответить на вопрос, то задавшая его команда отвечает сама (1 балл), а затем задает еще один вопрос. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают отметку “пять”.)
2. Вода как условие почвенного питания растений
Мы знаем, что корень удерживает растение в почве и в нем могут накапливаться питательные вещества, но основной функцией корня является поглощение воды с растворенными в ней минеральными веществами.
Убедиться, что корни поглощают воду, можно с помощью очень простого опыта.
Демонстрационный опыт № I. Мы использовали молодое растение фасоли (проросток). Промыли корневую систему и поместили его в пробирку с водой (вода должна покрывать только корневую систему растения). Затем налили немного подсолнечного масла в пробирку, так чтобы оно, покрыв воду тонким слоем, предотвратило ее испарение. Отметили на стекле уровень воды в пробирке. Прошло два дня. Как видите, уровень воды в пробирке значительно понизился. Это корни нашего проростка поглотили воду и доставили ее наверх, к стеблю и листьям.
Для того чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна определенная сила. Силу, обеспечивающую подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям, называют корневым давлением. Вода не поднимется из колодца вверх, если не создать давление в шланге при помощи насоса. Корни, поглощая воду из почвы, также подают ее вверх под давлением. Представьте, каким должно быть давление, чтобы доставить воду от корней к верхушке большого дерева!
В том, что вода поднимается по сосудам вверх, можно убедиться на примере следующего опыта.
(Учитель просит учеников записать результаты опытов в тетрадь.)
Демонстрационный опыт № 2
Ход опыта
1. У растения был срезан стебель на расстоянии 2—4 см выше корневой шейки.
2. Срезанный стебель помещен в резиновую пробку с отверстием. Сверху на пробку одета стеклянная трубка, которая была закреплена на штативе в вертикальном положении. Место соединения стебля растения и пробки для герметичности залеплено пластилином.
3. Растение было полито теплой водой.
4. В стеклянной трубке появилась жидкость.
Вывод. Корни поглощают воду из почвы и поднимают ее по сосудам вверх, к стеблям и листьям.
Но как доказать, что растения поглощают не только воду, по и растворенные в ней минеральные вещества?
Демонстрационный опыт № 3
Ход опыта
1. В течение нескольких дней растение поливали слабым раствором чернил.
2. Стебель и листья окрасились в цвет чернил.
Вывод. Корень растения, поглощая растворенные в воде минеральные вещества, доставляет их к стеблю и листьям.
Чтобы доказать, что растение получает соли из почвы, его можно сжечь. Оставшаяся зола — это минеральные соли, попавшие в растение из почвы при почвенном питании.
3. Экологические группы растений
— Друзья, сейчас вы прослушаете сообщение о жизни растений разных экологических групп и ответите на вопросы. (Заслушивание сообщения о растениях. Ответы на вопросы по тексту доклада. Вопросы готовит докладчик, а учитель заранее их проверяет и при необходимости вносит свои корректировки.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель проводит обобщающий опрос по изученной теме.) Закончите фразы.
— Удобрения бывают... (органическими и минеральными).
— Все процессы жизнедеятельности растений не обходятся без... (воды).
— Без воды не может происходить... (прорастание семян, передвижение веществ по растению, охлаждения растения).
— По отношению к воде растения разделяют на группы... (водные, влаголюбивые, живущие в местах умеренного увлажнения, обитатели сухих мест).
Домашнее задание
Повторить основные термины, выполнить задания в конце § 13.