Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017
Бактерии. Многообразие бактерий - МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к. — формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; р.— проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; п. — сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л. — постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.
Планируемые результаты: знать главные особенности строения бактерий; научиться объяснять термины автотрофы, гетеротрофы, прокариоты.
Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютерная презентация “Бактерии”.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.) Сегодня нас ждут новые открытия: мы познакомимся с одной из групп живых существ. Это вездесущие бактерии, или, как многие их называют, микробы.
II. Проверка домашнего задания
— Что означает слово “классификация”?
— Для чего нужна классификация в биологии?
— Какие организмы самые мелкие на Земле?
— Что вы о них знаете?
— Вспомните все признаки живого.
III. Работа по теме урока
(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией. По ходу рассказа ученики записывают основные термины.)
Еще одно царство живых существ — это бактерии. Их размеры больше размеров вирусов и составляют 0,5— 5 мкм. Самые крупные из них можно увидеть в микроскоп.
Бактерии имеют разную форму клеток: округлые — кокки, палочки — бациллы, в виде спиралек — спириллы, похожие на запятую — вибриллы.
Место обитания — повсеместно.
Клетка бактерий имеет следующее строение: клеточная стенка, мембрана, цитоплазма, могут быть ворсинки или жгутики, ядерное вещество не спрятано в ядро, поэтому бактерии называют прокариотами, т. е. доядерными.
По способу питания различают гетеротрофы (питаются готовыми питательными веществами) и автотрофы (сами создают питательные вещества из воды и углекислого газа). Клетки автотрофов содержат хлорофилл, который помогает улавливать солнечный свет, необходимый для превращения воды и газа в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтез. Такие бактерии называются цианобактериями. Клетки бактерий-гетеротрофов могут получать пищу от живых организмов, и тогда их называют паразитами, а могут питаться неживыми остатками, — это сапротрофы (гнилоеды).
(Физкультминутка. Учитель называет признаки живого, ученики показывают. Рост — поднимаются на носочки и вытягивают руки вверх, движение — движутся, дыхание - стараются заметно дышать, развитие — меняют позы.)
Любителей кислорода мы назовем аэробами, а тех, кто боится кислорода — анаэробами.
Если условия благоприятны бактериям, они быстро растут и делятся (через 20— 30 мин), а если условия опасны, они прячутся в специальные оболочки, цисты.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Заполните пропуски в тексте.
(Текст можно вывести на экран или заранее написать на доске. Ученики отвечают по цепочке.)
Размеры бактерий очень малы — ... (0.5— 5мкм), но их можно рассмотреть при помощи ... (микроскопа). По форме бактерии делятся на
.... ... (кокки, бациллы, вибриллы, спириллы). Если бактерии питаются готовыми питательными веществами, то их называют ... (гетеротрофами), а если сами создают питательные вещества — ... (автотрофами). Бактерии, которые питаются веществами живых организмов, - это ... (паразиты). Цианобактерии по способу питания относятся к ... (автотрофам), так как они осуществляют процесс ... (фотосинтеза). Бактерии могут делиться через ... (20— 30мин), если условия благоприятны, и прячутся под ... (цисту), если им угрожает опасность.
Домашнее задание
1.Прочитать § 9, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Подготовить доклады на тему “Значение бактерий в природе и в жизни человека” (клубеньковые бактерии, цианобактерии, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии).
3.Принести цветные карандаши, восковые мелки, клей, ножницы, цветную бумагу.
Дополнительный материал
Бактерии являются прокариотическими микроорганизмами клеточного строения. Их размеры — от 0,1 до 30 мкм. Микробы чрезвычайно распространены. Они живут в почве, воздухе, воде, в снегах и даже горячих источниках, на теле животных, а также внутри живых организмов, в том числе I! организме человека.
Клубеньковые бактерии
Являясь симбиотическими организмами, клубеньковые бактерии распространяются в почвах, сопутствуя определенным видам бобовых растений. После разрушения клубеньков клетки клубеньковых бактерий попадают в почву и переходят к существованию за счет различных органических веществ подобно другим почвенным микроорганизмам. Почти повсеместное распространение клубеньковых бактерий является доказательством высокой степени их адаптируемости к различным почвенно-климатическим условиям, способности вести симбиотический и сапрофитный способ жизни. Эти бактерии поселяются в почве, размножаются и через отверстия в корневых волосках бобовых растений проникают в корневые клетки. В клетках происходит усиленное размножение клубеньковых бактерий и параллельно идет интенсивное деление корневых клеток, инфицированных ими. Клубеньковые бактерии снабжают бобовое растение азотом. Растение использует этот связанный азот и в свою очередь доставляет клубеньковым бактериям необходимые им углеродсодержащие органические вещества. В качестве источника углерода они могут использовать различные сахара, спирты. Клубеньковые бактерии способны при благоприятных условиях за один сезон накопить до 200— 300 кг/га азота.
Цианобактерии
Они наиболее близки к древнейшим микроорганизмам, остатки которых (строматолиты, возраст более 3.5 млрд лет) обнаружены на Земле. Цианобактерии являются объектом исследования как бактериологов (как прокариоты), гак и альгологов (как организмы физиологически схожие с эукариотическими водорослями). Сравнительно крупные размеры клеток и сходство с водорослями было причиной их рассмотрения ранее в составе растений (сине-зеленые водоросли).
Молочнокислые бактерии
Это группа микроорганизмов, сбраживающих углеводы с образованием молочной кислоты как одного из основных продуктов. Молочнокислое брожение стало известно людям на заре развития цивилизации. С тех пор им пользуются в домашних условиях и в пищевой промышленности для переработки и сохранения еды и напитков. В эту группу входят бактерии, которые используются в ферментации молочных продуктов, овощей. Молочнокислые бактерии играют важную роль в приготовлении теста, какао и силоса. В природе такие бактерии встречаются на поверхности растений (например, на листьях, фруктах, овощах, зернах), в молоке, наружных и внутренних эпителиальных покровах человека, животных, птиц, рыб. Таким образом, помимо своей роли в производстве пищи и кормов, молочнокислые бактерии играют важную роль в живой природе, сельском хозяйстве и нормальной жизнедеятельности человека.
Болезнетворные бактерии
Существует особая группа микроорганизмов - болезнетворные бактерии, которые еще носят название патогенных микробов. Они паразитируют на других организмах, вызывают различные инфекционные болезни человека, животных или растений.
Рассмотрим наиболее распространенные болезнетворные бактерии, которые поражают человека.
Вибрион Коха вызывает холеру. Заражение данными микроорганизмами происходит через воду, пищу, грязные руки и предметы, зараженные вибрионами. Источником распространения болезни являются больные и носители, в которых холера не развивается, но которые распространяют патогенные микробы среди других людей.
Бацилла Воине и Флекспера обусловливает развитие дизентерии, распространяется среди населения такими же путями, что и предыдущий микроорганизм.
Бацилла Коха является возбудителем туберкулеза. Передается другим людям от больных через воздух и капли, выделяемые из органовдыхания при кашле зараженных людей.
Бацилла клостридиум тетанус становится причиной тяжелого заболевания — столбняка. Заражение происходит при контакте с загрязненным клостридиями грунтом, а также при передаче патогенных микроорганизмов от больного животного или человека.
Иерсинияпестис — возбудитель чумы, обусловливает не только бубонную форму заболевания, но и тяжелые поражения легких.
Микобактерия лепры обусловливает развитие лепры, которая в народе еще носит название проказы и характеризуется поражением кожи и слизистых, периферической нервной системы.
Коринебактерии дифтерии — микроорганизмы, которые вызывают дифтерию — тяжелую патологию, которая характеризуется поражением слизистых оболочек ротоглотки с образованием фиброзных пленок, интоксикацией, поражением сердца, нервной системы и почек.
Бледная трепонема является возбудителем сифилиса, который является венерической патологией и обусловливает поражение кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, а также нервной системы.
Геликобактерпилори - микроорганизм, который обусловливает развитие язвенной болезни.
Болезнетворные бактерии способны вызвать много других тяжелых заболеваний с поражением различных органов, которые требуют соответствующего лечения. Болезнетворные бактерии способны вызывать системный воспалительный ответ организма, тяжелые пневмонии, менингиты и даже сепсис с развитием шокового состояния, что приводит к смерти, поэтому важно предупреждать попадание патогенной флоры в организм. С этой целью применяют различные методы — антисептики и дезинфекции.