УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них - Регуляция жизнедеятельности организмов - разработка урока
Задачи главы:
• cформировать у учащихся знания о согласованности всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме; о гуморальном и нервном механизмах регуляции деятельности организмов, роли этих механизмов в установлении связи организма со средой;
• развить понятие о поведении организмов, различных его формах, о движении организмов как форме их поведения, ответной реакции на воздействие среды;
• обобщить знания об организме как целостной биологической системе.
Планирование темы
Урок 21. Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них.
Урок 22. Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.
Урок 23. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.
Урок 24. Поведение организмов.
Урок 25. Движение организмов.
Урок 26. Организм — единое целое.
Урок 27. Обобщающий урок.
Урок 21. Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них
Задачи урока:
• сформировать у учащихся знания о раздражимости — свойстве, присущем всем живым организмам, ответной реакции организма на действия различных раздражителей;
• проиллюстрировать примерами знания о значении раздражимости в жизни растений и животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями удаления продуктов обмена веществ из организма животного; учатся определять значение выделения в жизни животных; объяснять роль жабр, кожи, лёгких, почек в удалении продуктов обмена веществ из организма животного.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока: выделение, почки.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей удаления продуктов обмена веществ из организма животного, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к животным.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Индивидуальный и фронтальный опрос учащихся по вопросам:
1. Что такое раздражимость?
2. Как организмы реагируют на изменения в окружающей среде?
II. Изучение нового материала
1. Способность всех организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и адекватно реагировать на них (рассказ учителя с элементами беседы).
2. Примеры реакций растений и животных на изменения в окружающей среде (беседа; сообщения учащихся о своих наблюдениях за жизнью растений и животных).
3. Фотопериодизм, его роль в приспособлении организмов к суточным и сезонным изменениям в природе (демонстрация и обсуждение видеофильма “Сезонные изменения в жизни растений”; беседа о приспособлении беспозвоночных и позвоночных животных (холоднокровных и теплокровных) к суточным и сезонным изменениям в природе).
4. Биологические часы, их значение в жизни растений и животных. Примеры реакции организмов на смену дня и ночи (рассказ учителя с элементами беседы).
III. Закрепление материала (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 138—139, выполнение заданий 1, 2 к уроку 21 в рабочей тетради с последующим обсуждением и дополнениями учителя).
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 36 учебника, ответить на вопросы после параграфа.
2. Провести наблюдения за поведением домашних животных, аквариумных рыб.