УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии - Введение. Биология как наука - разработка урока
Задачи урока:
• подвести учащихся к пониманию роли методов познания природы в получении достоверных научных знаний;
• показать специфику практических и теоретических способов познания;
• познакомить учащихся с особенностями наблюдения и эксперимента как научных методов познания природы;
• познакомить учащихся с правилами и способами использования различного лабораторного оборудования;
• продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: школьники понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из его цели, объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте.
Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы работы с лабораторным оборудованием и посудой.
Личностные: учащиеся осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы и в ходе научного эксперимента, в ограниченности знаний на каждом этапе развития науки (в том числе и в настоящее время), в том, что процесс познания бесконечен.
Основные понятия урока: метод, наблюдение, эксперимент, измерение, лабораторное оборудование.
Деятельность учащихся: знакомство с лабораторной посудой.
Ход урока
I. Проверка знаний о биологии как науке, о ценности биологических знаний в жизни человека (фронтальная беседа).
II. Изучение нового материала
1. Формирование у учащихся представления о методах познания природы как способах научного познания, о классификации методов (рассказ с элементами беседы, работа с текстом учебника на с. 10, составление схемы “Методы познания природы”).
2. Формирование представлений об отличительных особенностях наблюдения и эксперимента (фронтальная беседа, выполнение в рабочей тетради задания 2 к уроку 2); о значении методов в научном познании (фронтальная беседа).
3. Знакомство учащихся с лабораторным оборудованием и посудой (объяснение учителя с демонстрацией предметов лабораторного оборудования и посуды). Установление правил безопасного поведения в кабинете биологии (фронтальная беседа).
III. Домашнее задание
1. Изучить § 2—3. Выучить правила работы в лаборатории на с. 12 в учебнике. Ответить на вопросы в конце параграфов.
2. Выполнить задание 2 в учебнике на с. 11.