Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Свет в жизни организмов - ОРГАНИЗМ И СРЕДА - 11 класс
Цели урока:
образовательная: сформировать представление о свете и околосветовых участках электромагнитного спектра с точки зрения их воздействия на живую материю;
развивающая: способствовать формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире;
воспитательная: формировать экологическую культуру личности, установку на здоровый образ жизни; развивать эстетическое мироощущение; формировать экоцентрическое и гуманистическое мировосприятие.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: письменный тестовый контроль, словесные (лекция, объяснение, беседа с опорой на полученные ранее знания). Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины, понятия: видимый свет, ультрафиолетовое излучение, инфракрасное излучение, фотопериод, фотопериодизм, светолюбивые растения, теневыносливые растения, тенелюбивые растения.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация; карточки с тестовыми заданиями.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
характеризовать свет как абиотический фактор среды; фотопериод и фотопериодизм;
называть экологические группы растений по отношению к световому режиму.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.
- II. Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию. Дает нескольким учащимся (7-9) тестовые задания (на карточках) для письменного выполнения.
Тестовое задание
- Экологическими факторами среды называются:
а) элементы внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на организм;
б) химические вещества, которые организм использует в процессе жизнедеятельности;
в) растения или животные, которые окружают организм.
- Укажите неверный ответ. Следствием хищничества является:
а) уменьшение конкуренции между конкурирующими видами жертвы;
б) оздоровление популяции жертвы за счет поедания слабых, больных, травмированных особей;
в) полное уничтожение жертвы;
г)установление динамического равновесия численности жертвы и хищника.
- Ограничивающим (лимитирующим) называется фактор, величина которого:
а) выходит за пределы зоны нормальной жизнедеятельности;
б) выходит за пределы оптимума;
в) близка или выходит за пределы выносливости.
- На суше лимитирующим фактором является(-ются):
а) свет;
б) влага;
в) элементы минерального питания.
- Для растений суккулентов характерны:
а) мясистость и сочность стеблей и листьев, в которых запасается вода;
б) мелкие сухие листья в виде игл и колючек;
в) длинные стержневые корни.
- Проанализируйте график и схему.
На графике отражено различное отношение обитателей морей и океанов к солености воды. Расположите данные организмы в порядке усиления их стенобионтности.
На схеме изображены экологические ниши растений в двухмерном пространстве по двум факторам. Какие из этих трав молено считать стенобионтами по плодородию почвы (I), а какие — эврибионтами по влажности (II)?
Ø Деятельность учащихся
Задают вопросы по домашнему заданию. Выполняют тестовое задание.
III. Актуализация знаний, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся вспомнить из курса физики: что такое свет? На какие части делится спектр электромагнитного излучения? Как связаны длина волны, частота и энергия кванта?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы (кратко).
Ø Деятельность учителя
Ставит проблемный вопрос: какое значение может иметь свет в жизни организмов?
Ø Деятельность учащихся
Высказывают предположения.
- Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Вариант I. Проводит с учащимися беседу, в ходе которой предлагает вспомнить, что является источником энергии для фотосинтеза. Затем сообщает, что значение света этим далеко не исчерпывается и его следует рассмотреть более подробно.
Вариант II. Читает краткую лекцию, построенную в ином плане, нежели материал учебного пособия.
В экологии под термином “свет” принято понимать весь диапазон излучения (в первую очередь, солнечного) в пределах длин волн от 0,05 до 3000 км.
Этот поток радиации распадается на несколько областей, отличающихся физическими свойствами и экологическим значением для живых организмов.
Ультрафиолетовые лучи по длине волны включают область от 150 до 400 нм (1 нм (нанометр) = 10-6 мм).
До поверхности земли доходят большей частью УФ-лучи с длиной волны от 300 нм. Они обладают довольно большой энергией и оказывают на организмы главным образом химическое действие, и частности, стимулируют процессы клеточного синтеза. Облучение ультрафиолетом 320-350 нм успешно используется в интенсивном животноводстве (ускоряет рост животных).
Видимый свет составляет 40-50 % солнечной энергии, достигающей Земли. Его важнейшее экологическое значение определяется тем, что свет является фактором фотосинтеза, выступая здесь в роли источника энергии.
Способность воспринимать лучистую энергию у хлорофилла и у зрительных пигментов животных очень близка, поэтому область фотосинтетически активной радиации практически совпадает с диапазоном видимой части спектра (400-700 нм). Лишь бактериохлорофилл способен поглощать свет до 900 нм.
Зеленые растения поглощают -75 % падающей на них лучистой энергии доступного спектра, но на фотосинтез используют только 1-10 % этого количества. Остальная энергия затрачивается на транспирацию и другие процессы.
Свет и биологические ритмы. Жизнь на планете всегда происходила в условиях ритмически меняющейся среды. Постоянная смена дня и ночи, регулярные сезонные изменения фотопериода (соотношения светлого и темного времени суток) и климата явились причиной того, что живые организмы выработали определенные связи ритмов своей биологической активности с суточной и сезонной цикличностью условий среды.
У большинства организмов биологические ритмы активности так или иначе синхронизированы с закономерными изменениями светового режима — фотопериодическая регуляция биоритмов. (Исключения — обитатели морских глубин, пещер, экваториальных регионов, где фотопериод не меняется по сезонам.)
Наиболее выражены суточные и сезонные ритмы биологической активности.
Суточные ритмы свойственны большинству растений и животных.
У растений они проявляются:
— в изменении интенсивности и стадийности фотосинтеза;
— изменении в испарении и всасывании воды;
— открывании и закрывании цветков;
— погружении в воду (водяные лилии и др.);
у животных:
— в дневной, ночной или сумеречной активности;
— изменениях в терморегуляции и других физиологических процессах.
Сезонные ритмы. Организмы, обитающие в условиях сезонной смены климата, характеризуются наличием сезонных экологических и физиологических изменений.
У растений это сезонный характер:
— цветения, образования семян, а также клубней и луковиц;
— вегетации (в том числе сбрасывание листьев и др.);
у животных — сезонные явления размножения, линьки, миграций, спячки и диапаузы.
Ø Деятельность учащихся
Участвуют в беседе. Записывают основные понятия и их определения в рабочие тетради. Делают вывод о том, что свет как экологический фактор имеет важнейшее значение, потому что является источником энергии для фотосинтеза.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает зачитать определения новых терминов и понятий, выписанные учащимися в рабочие тетради. Дает задание — выписать из учебного пособия (с. 18, 19) понятия “светолюбивые растения”, “теневыносливые растения”, “тенелюбивые растения”.
Ø Деятельность учащихся
Зачитывают определения терминов и понятий; выполняют задание.
- Подведение итогов. Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся закончить фразы, которые написаны на доске и тем самым выразить свое отношение к материалу, изученному на уроке.
Ø Деятельность учащихся
Завершают фразы:
Мне было интересно...
Мы сегодня разобрались...
Я сегодня понял, что...
Мне было трудно...
Завтра я хочу на уроке...
VII. Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— изучить § 5 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;
— изучить записи в рабочей тетради;
— подготовить и записать вопросы по непонятным моментам.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание.