Разработки уроков биологии в 10-11 классах
Уровни организации живых систем. Экология как наука - ОРГАНИЗМ И СРЕДА - 11 класс
Цели урока:
образовательная: сформировать у учащихся представление о системе уровней организации материи и показать место объекта и предмета науки экологии в этой системе;
развивающая: формировать комплекс представлений о биологических системах, способствуя становлению научного мировоззрения; раскрывать роль биологической науки в сфере человеческой культуры;
воспитательная: формировать у учащихся ценностное отношение к научному знанию.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа с опорой на полученные ранее знания).
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины, понятия: система, биологическая система, элемент, взаимодействие, уровень организации, экосистема, биоценоз, биосфера, экология.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, PowerPoint-презентация; таблица-схема “Уровни организации материи и изучающие их науки”.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
называть уровни организации живых систем, задачи экологии; характеризовать экологию как науку.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Проверяет готовность класса к уроку, знакомит с целями и темой урока.
Ø Деятельность учащихся
Записывают дату и тему урока в рабочие тетради.
- Актуализация знаний, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Задает вопрос: кто может объяснить, что означают слова “экология”, “экологический”?
Желательно заслушать как можно больше версий, активно включая в работу слабо успевающих учащихся.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопрос, высказывают предположения.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Задает учащимся вопрос: из чего состоит окружающий нас мир?
Здесь, выслушивая версии и задавая корректирующие вопросы, следует подвести учащихся к мысли о мельчайших из частиц — элементарных частицах.
Ø Деятельность учащихся
Выдвигают предположения, отвечая на вопрос.
Ø Деятельность учителя
Объясняет сущность системы и уровня организации.
Итак, вы представляете себе, что все предметы и организмы — живые и неживые — состоят из атомов, а атомы, в свою очередь, — из протонов, нейтронов и электронов. Как же получается, что хотя и учитель и парта состоят, в конечном счете, из одного и того же, по свойствам они сильно отличаются?
Любая система — это совокупность каких-либо элементов, объединенных связями. Атомы объединяются, образуя молекулы, и в зависимости от того, как и какие атомы объединились, могут получаться молекулы с абсолютно разными свойствами. Молекула здесь выступает в роли простой системы — совокупности элементов (атомов) и объединяющих эти элементы взаимодействий (химических связей). Простые молекулы могут объединяться в более сложные, такие как, например, аминокислоты. Из аминокислот, в свою очередь, состоят полипептиды — очень сложные органические молекулы. Сложные комплексы органических молекул — это “кирпичики”, из которых построены органоиды клеток живых существ.
Биологические системы характеризуются также относительным постоянством свойств и способностью к самовоспроизведению. Различная степень сложности систем обозначается понятием уровень организации.
Ø Деятельность учащихся
Слушают, записывают новые понятия и их определения в рабочие тетради.
Ø Деятельность учителя
Объясняет основные уровни организации материи с помощью таблицы-схемы “Уровни организации материи и изучающие их науки”. Предлагает построчно зарисовать таблицу в рабочие тетради (см. с. 107).
Ø Деятельность учащихся
Зарисовывают таблицу-схему в рабочие тетради.
Ø Деятельность учителя
Излагает историю экологии как науки.
Э. Геккель, автор термина “экология”, понимал под экологией “науку об экономии, о домашнем быте животных организмов.
Уровни организации материи и изучающие их науки
Увеличение размера элементов |
Возрастание сложности взаимодействий |
Элементы |
Изучающие науки (примеры) |
Область научного знания |
Протоны, нейтроны, электроны |
Квантовая механика |
Физика |
||
Атомы, простые молекулы |
Молекулярная физика, неорганическая химия |
Химия |
||
Органические молекулы |
Органическая химия, биохимия |
Биология |
||
Биомолекулы, биополимеры (белки, ДНК) |
Биохимия, молекулярная биология |
|||
Органоиды, клетки |
Цитология |
|||
Совокупности клеток, ткани |
Гистология |
|||
Органы, системы органов |
Анатомия, физиология |
|||
Организм |
Аутэкология |
|||
Популяция |
Популяционная экология |
|||
Сообщество |
Экология сообществ |
|||
Экосистема |
Синэкология |
|||
Биосфера |
Глобальная экология |
Она исследует отношения животных как к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование...”.
Современная формулировка: экология — это наука, изучающая взаимодействия в биологических системах надорганизменного уровня организации (от организменного до биосферного).
Поскольку наука рассматривает много уровней организации живой материи, не удивительно, что внутри экологии выделились более узкие направления в зависимости от сложности изучаемых систем.
Взаимодействие человека с окружающей средой — это тоже предмет, рассматриваемый в рамках высокоорганизованной системы, поэтому он оказывается в сфере именно экологии.
Ø Деятельность учащихся
Слушают, записывают определение термина “экология” в рабочие тетради.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает зачитать определения новых терминов и понятий, выписанные учащимися в рабочие тетради, и ответить на вопросы.
- Какие уровни организации изучает экология?
- Что изучается на каждом из уровней?
Ø Деятельность учащихся
Зачитывают определения терминов и понятий, отвечают на поставленные вопросы.
Ø Деятельность учителя
Дает задание — выписать из учебного пособия (с. 5) основные задачи экологии.
Ø Деятельность учащихся Выполняют задание.
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся по очереди называть рассмотренные на уроке новые понятия, которые вызвали у них интерес, и заполняет начерченную на доске таблицу.
Понятие |
Знал |
Узнал |
Хочу узнать |
Ø Деятельность учащихся
Называют понятия.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Задает домашнее задание:
— изучить § 1 учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа;
— изучить записи в рабочей тетради;
— подготовить и записать вопросы по непонятным моментам.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в дневники домашнее задание.