Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЛУГ И ЧЕЛОВЕК
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства со значением луга в жизни человека, с мероприятиями по охране лугов, с многообразием представителей растительного и животного мира луга и возможностью их совместного обитания; способствовать формированию умений работать с разными источниками информации, высказывать предположения |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся со значением луга в жизни человека, мероприятиями по охране лугов; многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе “Луг” |
Meтапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|||
Образовательные ресурсы: цветные карандаши, макет Красной книги родного края, гербарий растений луга родного края |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Что такое луг? - Сравните два сообщества - луг и поле. - Ухаживает ли человек за лугом? Проводит тест: 1. Почему лес - “лёгкие планеты”? а) Деревья дышат; б) деревья выделяют кислород; в) деревья выделяют вредные вещества. 2. Что значит использовать лес по-хозяйски? а) Вырубать лес; б) истреблять животных; в) поддерживать равновесие в лесу. 3. Какое из правил поведения в лесу ошибочно? а) Костёр разжигай в установленном месте; б) для костра ломай ветки деревьев; в) убирай мусор за собой; г) не рви без надобности цветы и траву. 4. Выбери животное, занесённое в Красную книгу: а) Белка; б) волк; в) рысь; г) бурый медведь. 5. Какие материалы невозможно приготовить, используя деревья? а) Бумагу; б) резину; в) пластмассу; г) древесину. 6. Для чего служат лесополосы? а) Для защиты полей от ветра; б) для заготовки древесины; в) для красоты. 7. Растения, занесённые в Красную книгу, нужно: а) пересаживать на клумбу; б) использовать для изготовления букетов; в) оберегать; г) срывать на память. 8. Насекомых, живущих в коре деревьев, необходимо: а) уничтожать, как вредителей; б) не трогать, так как это пища для птиц; в) разводить, чтобы был корм для птиц |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Луг - это безлесый участок земли, на котором растут только травянистые травы. - Луг и поле - это большие безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью. - Похож и животный мир этих природных сообществ. Животные луга охотно поселяются и на полях, например, бабочки, кузнечики, пчелы, шмели, жуки, муравьи, мыши, кроты, хищные птицы — канюк, пустельга. - Основное отличие луга от поля заключается в том, что поле - это природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений. Выполняют тест. Выбирают правильный ответ. Ключ: 1 - б. 2 - в. 3 - б. 4 - г. 5 - б, в. 6 - а. 7 - в. 8 – б. |
Выделять существенную информацию из текста. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Чем поле отличается от луга? - Чем богат луг? - Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку). - Многие луговые травы - прекрасные медоносы. На лугах трудятся рои пчел с ближайших пасек. Среди луговых трав немало лекарственных (тысячелистник, пижма, ромашка лекарственная). - Какое главное богатство луга? Клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост - лучший корм для травоядных животных. - Рассмотрите в учебнике рисунки луговых растений. Демонстрирует гербарные экземпляры растений луга. - В качестве чего использует человек луга? - Влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? - Обычные сейчас для нас луга в большинстве своем - это плод человеческой деятельности. Целенаправленно луга создавали уже древние римляне. А вот особые сообщества “мусорных” растений возникли сами в новых, созданных человеком условиях. Свалки отходов существовали уже вблизи поселений первобытных людей. Именно там, на богатых азотом и питательными веществами почвах, поселились крапива, пижма, полынь (чернобыльник), чертополох и другие растения, ставшие привычными спутниками человеческих жилищ. - Что произойдет, если засеять распаханный луг кормовыми травами? -Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга? -Бабочка-махаон и луговой шмель стали редко встречаться на лугах и нуждаются в охране |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. - На поле растут культурные растения, а на лугу - дикорастущие. - На лугу много цветов, среди них есть и лекарственные: тысячелистник, ромашка, мята. Отгадывают загадки. - Главное богатство луга - кормовые травы. Рассматривают рисунки, называют луговые травы, рассказывают, какие из этих растений встречаются в родном крае. - Человек использует луга как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота. - Если засеять распаханный луг кормовыми травами, то это уже будет поле - искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного. - Нельзя рвать луговые цветы, собирая букеты цветущих трав, жечь на лугу прошлогоднюю траву. Необходимо бережно относиться к насекомым, жабам, ящерицам |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Проявлять активность во взаимодействии |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Организует работу в тетради (задание 38). - Назовите луговые травы. Какие из них лекарственные? Организует коллективное составление памятки “Как вести себя на лугу” (задание 40). - Какие еще экологические знаки нужно нарисовать? - Выпас скота и ежегодные сенокосы нарушают естественное развитие луговых растений. Луга тоже нуждаются в заботе и охране человека, без этого богатый ценными травами луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой. - Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов? - Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краям луга, а не от краев луга к центру? -Какое посильное участие в защите и охране лугов могут принять школьники? Прочитайте в учебнике мнение Миши по этому вопросу. - Многие, не только дети, но и взрослые, не понимают: • почему на лугах нельзя рвать цветущие травянистые растения; • почему надо бережно относиться к насекомым, жабам, ящерицам, которые обитают на лугах и поддерживают жизнь в этом природном сообществе; • почему нельзя жечь на лугу прошлогоднюю траву |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Тысячелистник, ромашка, мята - лекарственные травы. Мятлик, клевер, люцерна - кормовые. Выполняют задание в тетради: составляют памятку “Как вести себя на лугу” и рисуют экологические знаки. - Люди удаляют с поверхности почвы камни и проросшие кустарники, уничтожают сорные травы, подсевают семена клевера и тимофеевки, оставляют нескошенной часть трав, чтобы они зацвели и дали семена, из которых появятся новые растения. - Чтобы животные могли улететь или убежать к краям луга, скрыться. Формулируютвывод: каждый член клуба должен вести разъяснительную работу. - Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, корни многих растений, погибают в огне насекомые |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 79-82) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием |
||
Ресурсный материал к уроку
Загадки
• Бело-розовый цветок,
И кружавчиком листок.
Поле, луг он украшает,
Хоть трава вся выгорает,
И в жару, и в холод
Он растет и молод. (Тысячелистник.)
• У реки, на лугу босиком на снегу.
Первые цветочки - желтые глазочки. (Мать-и-мачеха.)
• Скатерть кругла, как снег бела,
Зубцы вокруг, шита без рук,
А на скатерти той - каравай золотой:
Он и красит, он и лечит. (Ромашка аптечная.)
• Горел в траве росистой
Фонарик золотой.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)