Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
БОЛОТО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Тип урока: освоение нового материала |
||||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с многообразием представителей растительного и животного мира болота и возможностями их совместного обитания; содействовать раскрытию связей между обитателями болота; способствовать формированию умений составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: познакомятся с природным сообществом “Болото”; многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе “Болото” |
Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
||||
Образовательные ресурсы: рисунки или гербарии растений болот (сфагнум, багульник, осока, пушица, тростник, росянка, клюква, голубика, морошка), рисунки животных - обитателей болот; настенная географическая карта с условным обозначением болот |
||||||
Организационная структура урока |
||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Решите кроссворд: По горизонтали: 2. Выпуча глаза сидит, По-французки говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает. (Лягушка.) 3. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) 5. Грызун, хорошо плавает и ныряет. (Ондатра.) По вертикали: 1. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка.) 4. Есть на речках лесоруб В серебристо-бурой шубе. Из деревьев, веток, глины Строит прочные плотины. (Бобр.) 6. Ползает наоборот, задом наперёд, Всё под водой хватает клешнёй. (Рак.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Решают кроссворд: |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
|||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадки: • Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи... Нет опоры для ноги. • Не вода, не суша – На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Назовите изученные природные сообщества |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадки: - Болото. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня мы познакомимся с еще одним природным сообществом - болотом |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме |
|||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Болото - широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Подтвердить это можно с помощью физической карты России (второй форзац учебника 3 класса, часть 1). Образуются болота в низинах, где скапливается и застаивается вода, а также на месте бывших озер при их зарастании. - Прочитайте вслух “по цепочке” рассказ в хрестоматии “Откуда берутся болота?”. - Что это? • Я болотное растенье, Конопатят мною стены. - Мох - древнейшее растение. Он встречается везде. На доске закрепляет иллюстрацию с изображением мха. - Рассмотрите внимательно мох. Каких частей у мха вы не обнаружили? - Где встречается мох? - Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом, дезинфицирующим рану и впитывающим любую жидкость. - В чем особенность мхов? - Рассмотрите мох сфагнум на рисунке в учебнике (с. 66). Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмершие части превращаются в торф. - О том, как образуется торф, очень образно говорится в сказке-были Михаила Пришвина “Кладовая солнца”: “...Болото, со своими огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь в удобрение, передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство”. - На болотах живут лишь немногие растения и животные. Отгадайте, какие, например: • Ствол этот не простой: Хоть и длинный, Но пустой. • Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? • Лист острый, узкий, Тянется высоко, Растет в болоте. • Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь - слюнки потекут, А раскусишь - кисло! - На болотах также растут багульник, голубика, морошка, пушица, аир. А еще есть необыкновенные растения- хищники - росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых. Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеятся к нему. - Почему росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники? Показывает обучающимся рисунки растений и рассказывает о некоторых отличительных особенностях рогоза и камыша. - Рогоз - это растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками. Головка рогоза плотно сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созревают, волоски подсыхают, и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее, и вокруг тебя уже летает светлый пух. На его волосках-парашютиках семена рогоза разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке легкий пух из головок рогоза шел на спасательные жилеты, а из стеблей рогоза делали грубую упаковочную ткань, теплоизоляционный материал и т. п. Камыш - это растение с темно-зелеными, круглыми, длинными стеблями. Стебель камыша очень легкий, внутри много полых мест. Поэтому стебель не тонет. На вершине стебля в начале лета появляются небольшие неприметные цветки, собранные в соцветие-колосок. На стебле камыша много улиток, они очень любят это растение. - Прочитайте рассказ в хрестоматии “Росянка - комариная смерть” и рассмотрите рисунок этого растения в учебнике (с. 66) |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре. - Мох. - У мха мы не обнаружили корней и цветков. - Мох встречается в хвойном лесу, во влажных болотистых лесах. - Мхи растут только в экологически чистых местах. При сильном загрязнении местности мхи погибают. Отгадывают загадки: - Тростник. - Клюква. - Осока. - Клюква. - Росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники потому, что им не хватало питательных веществ. Заранее подготовленный ученик рассказывает о растении- хищнике - пузырчатке: - Назвали растение так за липкие зеленоватые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья. Эти пузырьки нужны растению для охоты. А охотится эта травка на крошечных водных жителей-маленьких рачков и водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек — это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. На суженном конце пузырька есть отверстие, закрытое “дверцей”. Открывается она только внутрь. По ее бокам насторожились длинные упругие и очень чувствительные щетинки. Как только их коснется водяной рачок или другое животное, “дверца” мгновенно открывается внутрь. Вода, а вместе с ней и жертва, всасываются внутрь пузырька. “Дверца” сразу закрывается. Изнутри пузырьки покрыты желёзками, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке пойманная добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже через 20 минут пузырек готов схватить следующую жертву |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
|||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - На болотах обитают и животные. Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 67). Назовите этих животных. Как они приспособились к обитанию на болоте? - Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку). - На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочные части растений едят косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы. Можно встретить ужа и болотную гадюку. - Приведите примеры цепей питания обитателей болота. Организует работу в тетради № 2 (задания 29-21, с. 22). - Какие цепи питания вы видите? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о лягушке: - Кожа у лягушки постоянно влажная благодаря выделяющейся слизи, а обилие комаров на болотах обеспечивает ее питание. - Слышали ли вы поговорку: “Всякий кулик свое болото хвалит”? Это говорит о том, что народ давно заметил, кулик - птица болотная. У этих птиц длинный клюв, который помогает им находить личинки комаров. - У цапель и журавлей длинные тонкие ноги с перепонками между пальцами, что позволяет птицам ходить по топкой болотной грязи, не проваливаясь. А питаются эти птицы лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Записывают цепи питания: Росянка → комар; комар → лягушка→ цапля |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок |
|||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 65-68), рассказ в хрестоматии “Кто ревет и хохочет на болоте?” |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
|||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
|||
Ресурсный материал к уроку
Загадки
• Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
• Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры.)
• В болоте плачет,
А из болота не идет. (Кулик.)
• Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затем он голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (Журавль.)
• Кто по мшистой мокрой тропке,
Словно мячик, скачет ловкий? (Лягушка.)
• Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко.
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны. (Уж.)
• У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли?
Вот моя забота. (Цапля.)
• Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)