РАЗРУШЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

РАЗРУШЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: объяснить, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании; способствовать формированию умений наблюдения при проведении опытов учителем, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с образованием осадочных горных пород из вулканических при выветривании; научатся наблюдать при проведении учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные — анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Образовательные ресурсы: коллекция горных пород, образцы гранита; пинцет, спиртовка, спички, дощечка с двумя вбитыми гвоздиками, монета, стаканы с холодной водой

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Из чего состоит поверхность нашей Земли?

- Какие горные породы вы знаете?

- На какие две группы делят горные породы?

- Какие магматические породы вы знаете?

- Какие осадочные породы вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Поверхность нашей Земли состоит из горных пород.

- Горные породы: песок, глина, гранит, мрамор, каменная соль, каменный уголь и др.

- Горные породы делят две группы: магматические и осадочные.

- Магматические породы: гранит, базальт.

- Осадочные породы: каменный уголь, торф, известняк

Осуществлять актуализацию личного опыта

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадки:

• Этот мастер белый, белый, -

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

• Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрение.

• Что за странный камень это?

Непонятного он цвета...

Он из зёрен состоит,

Называется...

• Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

- Как одним словом назвать слова-отгадки?

- На какие группы можно разделить эти горные породы?

- Что относим к магматическим породам?

- Что относим к осадочным породам?

- В чём отличие образования осадочных и вулканических пород?

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Отгадывают загадки:

- Мел (известняк).

- Торф.

- ...гранит.

- Каменный уголь.

- Мел (известняк), торф, гранит, каменный уголь — горные породы.

- Это магматические и осадочные.

- К магматическим породам относят базальт, гранит.

- К осадочным породам относят каменный уголь, известняк, торф.

- Осадочные сформировались из остатков растений, живых организмов; магматические образуются при затвердении и остывании магмы, возникающей во время извержения вулканов.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Какие горные породы можно увидеть, гуляя по улицам города (села), в лесу, у реки, у оврага, на берегу моря?

- Как образовались эти горные породы?

- Сверьте свои предположения с ответом Маши (учебник, ч. 2, с. 9).

- Расскажите о тайнах происхождения каменного угля и торфа, а заодно вспомните, чем образование этих горных пород отличается от образования магматических горных пород.

- Проведем два опыта по учебнику (ч. 2, с. 9-10).

Опыт с пластинкой гранита.

Раздает образцы гранита обучающимся и просит их раскрошить гранит пальцами рук. Обучающиеся убеждаются, что гранит - твердая и прочная горная порода, раскрошить его невозможно.

Затем берет пинцетом кусочек гранита и нагревает его в пламени спиртовки. Чтобы опыт прошел успешнее, желательно взять кусочек гранита в форме пластинки. Нагретый гранит опускает в стакан с холодной водой. Нагревание и охлаждение породы повторяет 3-4 раза. Охлажденный кусочек гранита легко крошится в руках учителя или ученика.

- Почему это происходит? Ответ найдите в тексте учебника. Какой можно сделать вывод? Что произошло с гранитом?

- Как появились песок и глина, которые мы всюду встречаем в природе?

- Песок, глина, галька, гравий - это тоже осадочные породы. Еще их называют обломочными.

Опыт с монетой.

Показывает обучающимся дощечку, в которую два гвоздика вбиты так, чтобы между ними едва проходила монетка. Затем берет эту монетку пинцетом и нагревает на спиртовке. Нагретая монета не проходит между гвоздями. Следовательно, составляющие ее частицы расширились. Остывшая монета вновь свободно проходит между гвоздиками дощечки.

- Посовещайтесь в группах (парах) и попытайтесь сами объяснить, как в природе образуются песок и глина. Термин “выветривание” записывает на доске.

- В результате выветривания от скал отламываются обломки разной величины. Их подхватывают потоки воды, ветер и лед. Обломки скатываются вниз по склону. Они сталкиваются друг с другом, разбиваются, измельчаются. Крупные обломки превращаются в мелкий гравий, а мелкий гравий - в песок и глину.

- О размерах частиц этих горных пород вы можете узнать из таблицы, помещенной в тетради для самостоятельной работы № 2 (с. 2).

- Крупные и мелкие обломки горных пород перемещаются с вершин гор в долины, оседают на дне водоемов. Поэтому валуны, гальку, гравий, песок и глину также называют осадочными горными породами

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Маша осенью, когда земля еще не была покрыта снегом, видела речную гальку, песок, глину, огромный валун, кусочек каменного угля и торф. Но объяснить, как образовались речная галька, песок, глина, огромный валун, она не может.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

- Твердые тела так же, как жидкие и газообразные, при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. При нагревании гранита составляющие его частицы расширяются. При этом одни больше, а другие меньше. При охлаждении они сжимаются, между частицами образуются пустоты, которые часто в природе заполняет вода. Нагреваясь, вода расширяется и еще больше разрушает связи между частицами. Поэтому гранит теряет свою прочность и рассыпается.

- При нагревании твердые тела, так же как жидкие и газообразные, расширяются, а при охлаждении сжимаются.

- При нагревании частицы гранита расширялись, нарушалась его прочность, и поэтому гранит рассыпался.

- Отколовшиеся от скал куски гранита продолжают разрушаться бурными горными потоками, а также медленно сползающими с гор ледниками. Потоки и ледники измельчают и перетирают куски гранита, которые становятся все меньше. Перетираясь, крупинки кварца образуют кварцевый песок. Измельченные полевой шпат и слюда под действием воздуха и воды превращаются в глину. Глина и песок разносятся водой, развеиваются ветром.

- Главная причина разрушения горных пород - изменение температуры в течение суток. Днем солнечные лучи нагревают поверхность скал. Горные породы расширяются. Ночью они остывают и сжимаются. Под влиянием температурных изменений в горных породах постепенно появляются маленькие, а затем большие трещины. Разрушение горных пород усиливают вода, ветер, растения. Вода проникает в трещины. Замерзая, она превращается в лед, который давит на стенки трещин, расширяет их. Дождевая и талая воды, проникая в трещины, вымывают из горных пород растворимые частицы. Сильный ветер выдувает мельчайшие частицы из трещин в горных породах. Разрушение усиливается. В трещины попадает пыль, там поселяются бактерии, мелкие животные, ветер заносит семена растений. Живые организмы еще больше расширяют и углубляют трещины в горных породах. Разрушение горных пород под влиянием изменения температуры, воды, воздуха, живых организмов называетсявыветриванием

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Что происходит с телами при нагревании?

- Что происходит при охлаждении?

- Что может произойти с предметом, если его нагревать и охлаждать?

- Когда хотят построить что-то прочное, из чего лучше строить?

- Мосты, памятники делают из камня. Проходят годы, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят. Но как ни прочен камень, и он не вечен. Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается. Отчего это происходит?

- Могут ли разрушаться горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра?

- Что происходит в жаркую погоду с горами?

- Что происходит ночью?

- Что происходит с частицами гор?

- Эти расширения и сжатия очень невелики, но, сменяя друг друга не день или два, а сотни и тысячи лет, они уменьшают прочность горы. Появляются трещины.

- Что происходит с трещинами во время дождей?

- Что происходит с водой в трещинах зимой?

- Поэтому нам только кажется, что постройки, сделанные из камня, стоят как ни в чем не бывало, а уж горы и подавно вечные: возвышаются они, огромные и неподвижные, и будут всегда. Нет, прочны камни, из которых состоят горы, но не вечны. Постепенно, хоть и очень медленно, разрушаются.

В одной старой книге описывается такой случай. Лежал в лесу огромный камень. Строили там дорогу, и понадобилось камень убрать. Он был так велик и тяжел, что его нельзя было ни поднять, ни увезти. Один крестьянин взялся убрать камень и развел вокруг него огромный костер. Когда камень накалился, крестьянин стал поливать его холодной водой. Потом опять развел костер и опять облил раскаленную глыбу водой.

Когда он проделал это несколько раз, камень раскололся на куски. Приехал тогда крестьянин с телегой и в несколько дней перевез обломки. Отчего раскололся камень?

Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание, 2, с. 2)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

- Тела при нагревании расширяются.

- Тела при охлаждении сжимаются.

- Предмет может разломиться и разрушиться.

- Лучше строить из камня.

- Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается под влиянием высокой и низкой температуры, дождя, снега, воды и ветра.

- Горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра могут разрушаться.

- В жаркую погоду склон горы сильно нагревается.

- Ночью камень остывает.

- Частицы гор при нагревании увеличиваются в объеме, а при охлаждении сжимаются, уменьшаются в объеме.

- Во время дождей вода попадает в трещины, размывая их.

- Зимой вода замерзает, расширяет трещину, и горы начинают разрушаться.

- Все твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. От резкого перепада температуры тела теряют свою прочность и разрушаются.

Выполняют задание в тетради, осуществляют самопроверку

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 9-11)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Почему даже крепкие скалы раскалываются на обломки разной величины? Как образуются обломочные горные породы? Какую роль в образовании осадочных пород играют вода и ветер? Можно ли сказать, что некоторые осадочные горные породы образуются из вулканических пород? Почему в скалах образуются трещины?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Вода и ветер играют большую роль в образовании осадочных горных пород (песка, глины, гальки и др.).

- После разрушения огромных скал остается песок, глина, галька.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость






Для любых предложений по сайту: [email protected]