Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА». КОНКУРС «ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
|||||
Педагогические задачи: повторить и закрепить знания обучающихся о воде и воздухе, их свойствах, значении в природе и жизни человека; показать практическое применение полученных знаний; способствовать развитию коммуникативных качеств личности обучающихся |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: научатся рассказывать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека |
Meтапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы) |
Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество) |
|||
Образовательные ресурсы: карточки с вопросами к раундам для ведущего, таблицы с указанием темы вопросов и количества баллов для Синего и Красного раундов, таблица для фиксации результатов ответов команд, магнитофон с аудиозаписями для динамической минутки в виде номеров художественной самодеятельности, часы |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Прочитайте ребусы: - Назовите свойства воздуха. - Назовите свойства воды. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Решают ребусы. Ответы: воздух; вода |
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее |
||
III. Сообщение темы урока. Обобщение и систематизация знаний |
Организует формулирование темы урока обучающимися. Предлагает проверить знания по теме “Движение воздуха”. - Обратите внимание на задания конкурса “Хорошо ли ты знаешь окружающий мир”, помещенные в конце учебника. Тот, кто правильно ответит на эти вопросы, сможет сделать двадцать следующих шагов по ступенькам “Пирамиды знаний” |
Формулируют тему урока, ставят учебные задачи. Выполняют задания конкурса |
|||
IV. Самостоятельная работа по карточкам |
Организует самостоятельную работу по карточкам. Карточка 1. Вопросы по теме “Три состояния воды”. - Почему лед во время ледохода плывет по поверхности воды, а не тонет в ней? - Может ли быть температура льда и снега выше 0 °С. - Можно ли вскипятить снег? - Есть ли на материке Антарктида, где температура круглый год ниже 0 °С, вода в газообразном состоянии? - Почему плывущие в теплых водах океанов ледяные горы-айсберги обычно бывают окутаны плотным туманом? Карточка 2. Вопросы по теме “Свойства воды”. - Почему воду хранят в ведрах, банках, бочках? - Почему бутылка с водой на морозе лопается? - В местах, где на глубине залегает каменная соль, иногда случаются провалы, в результате которых образуются пустоты, пещеры. Почему это происходит? - Вода - хороший растворитель. Почему же речная вода бывает мутной? - В стакан с водой всыпали чайную ложку сахара и чайную ложку лимонной кислоты. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества? Карточка 3. Вопросы по теме “Круговорот воды в природе”. - На каком свойстве воздуха основан принцип действия тормозов у автомобилей? - Куда попадает вода, упавшая на Землю в виде осадков? - День и ночь вода из ручьев течет в реки, а реки несут ее в моря. Почему моря не переполняются водой? - Какую роль в круговороте воды играют зеленые растения? - Почему туман при нагревании земной поверхности исчезает, а облака нет? Карточка 4. Вопросы по теме “Осадки”. - В каком виде выпадают осадки в местах, где температура воздуха не поднимается выше 0 °С? - Справедливо ли утверждение: туман - скопление в воздухе водяного пара? - Почему при сильном морозе над незамерзающими местами реки клубится туман? - С какой стороны будут замерзать хорошо заклеенные оконные стекла: с внутренней или наружной? Почему? - Если в морозное время открыть двери из теплого помещения в холодный коридор, образуется туман в комнате у порога и в коридоре у верхнего косяка входной двери. Почему? Карточка 5. Вопросы по теме “Охрана воды”. - Почему необходимо бережно использовать пресную воду? - Почему способ получения пресной воды из морской не получил широкого применения? - Возможно ли такое: воды одного океана сильно загрязнены, а другой океан остается чистым? - Что надо делать, чтобы вода в реках была чистой? - На берегу реки в походе школьники на привале отдохнули, пообедали. На траве лежат остатки пищи, бумаги, консервные банки. Одни предлагают выбросить все это в реку. Другие - оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы? Карточка 6. Вопросы по теме “Свойства воздуха”. - Какие свойства воздуха можно доказать с помощью велосипедного насоса? - Чтобы суп или каша медленнее остывали, в старину их укутывали шубой. Лед или мороженое, чтобы они быстро не таяли, тоже закутывали в шубы. Мы же шубы надеваем, чтобы не замерзнуть зимой. Как это объяснить? - Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги? - Почему воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается? Карточка 7. Вопросы по теме “Воздух — смесь газов”. - Газ, входящий в состав воздуха и поддерживающий горение. - Что, кроме газов, входит в состав воздуха? - Почему углекислый газ используют в огнетушителях? - Как изменяется в комнате состав воздуха при горении газовой плиты? - Сколько литров кислорода содержится в 10-литровом ведре, заполненном воздухом? Карточка 8. Вопросы по теме “Океан, которого нет на карте и глобусе”. - Какого океана нет на глобусе и карте? - Как называется слой воздуха, окружающий нашу планету? - С ним не встретятся космонавты в космосе. - От чего защищает атмосфера нашу Землю? - Без него нельзя обойтись при производстве мороженого. Карточка 9. Вопросы по теме “Движение воздуха”. - Как называется прибор, который определяет направление движения ветра? - Как называется ветер, который дует на северо-запад? - Как человек использует силу ветра? - Вам необходимо построить животноводческую ферму на краю села. Где вы ее построите, если в вашей местности преобладают северо-западные ветры? - Во время расследования один из подозреваемых утверждал, что во время преступления днем он гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды свою шляпу, унесенную легким ветром, которую отгоняло все дальше от берега. Почему этот рассказ заставил усомниться следователя в правдивости слов подозреваемого? Карточка 10. Вопросы по теме “Температура воздуха”. - Один из парашютистов прыгнул с высоты 1000 м, а другой - 5000 м. Какой из них ощутил более низкую температуру воздуха и почему? - Почему альпинисты берут с собой в горы теплую одежду и баллоны с кислородом? - Где теплее в полдень: на ровном месте у подножия холма или на склоне холма? - В жаркий день термометр на берегу моря показывал +33 °С. Группа пассажиров села на теплоход, и он отчалил от берега. Чем дальше теплоход отдалялся от берега, тем становилось прохладнее, хотя солнце грело по-прежнему. Термометр на палубе теплохода показывал + 29 °С. Почему снизилась температура воздуха по мере удаления теплохода от берега? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. - Лед легче воды. - Нет, вода при этой температуре переходит в жидкое состояние. - Нет, так как снег - это вода в твердом состоянии, а кипит вода только в жидком состоянии. -Да, снег и лед испаряются при любой температуре и переходят в газообразное состояние. - В воздухе постоянно имеется водяной пар. Водяной пар более теплого воздуха сгущается над холодной поверхностью айсбергов и превращается в скопление мельчайших капелек - туман. - Вода, как и все жидкости, не имеет своей формы и принимает форму сосуда, в который налита. - При замерзании вода расширяется, занимает больше места, чем в жидком виде, и разрывает бутылку. - Вода проникает в глубь земли, растворяет каменную соль и уносит ее частицы. - Вода из глубин земли вымывает не только растворимые, но и нерастворимые вещества, они и делают ее поток мутным. - Нет, и сахар, и лимонная кислота растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр. - На способности воздуха сжиматься и быть упругим. - Часть воды попадает в моря, океаны, другие водоемы, часть уходит в почву, часть поглощается растениями. - Потому что вода постоянно испаряется с поверхности водоемов в воздух. - Они поглощают воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу. - Когда земная поверхность нагревается, от нее нагревается воздух. Туман образуется близко к поверхности Земли. Около земной поверхности воздух нагревается быстрее - мельчайшие капельки воды (туман) испаряются. Высоко над землей температура воздуха понижается. Водяной пар превращается в капельки воды, из которых образуются облака. - В твердом виде - снег, иней, изморозь. - Нет, туман - это скопление в воздухе мельчайших капелек воды, в которые превратился водяной пар в холодном воздухе. - Вода над незамерзающими местами реки испаряется в воздух, он насыщается водяным паром. В холодном воздухе при сильном морозе водяной пар превращается в туман. - С внутренней. Влажный теплый воздух комнаты при соприкосновении с холодным оконным стеклом охлаждается. Водяные пары превращаются в капельки воды, а затем замерзают. - Теплый воздух комнаты, содержащий много водяного пара, соприкасается с холодным воздухом, поступающим из коридора. Водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды. Так как холодный воздух тяжелый, он движется из коридора в комнату у порога, а теплый воздух выходит в холодный коридор вверху у косяка двери. И в этих местах образуется туман. - Запасы пресной воды на Земле невелики, а потребление из года в год растет. - Он очень дорогостоящий. - Нет, потому что все океаны Земли сообщаются между собой и объединяются в единый Мировой океан. - Сточные воды от заводов, ферм пропустить через очистные сооружения; строить предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. - Остатки пищи можно закопать, бумагу сжечь, консервные банки забрать с собой, чтобы выбросить в специальные мусорные ящики. Оставлять на берегу реки все это нельзя, чтобы не загрязнять водоем. - Воздух сжимается, сжатый воздух упругий. - Между ворсинками шубы имеется много воздуха. Воздух плохо проводит тепло. -Холодный воздух более тяжелый, поэтому он находится у пола. - Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. При нагревании движение частиц усиливается, расстояния между ними увеличиваются и воздух расширяется. А при охлаждении наоборот. - Кислород. - Примеси. - Этот газ не поддерживает горения. - Количество кислорода уменьшается, а количество углекислого газа увеличивается. - Около 2.7, так как кислород в воздухе занимает пятую часть. - Воздушный океан. -Атмосфера. - С воздухом. - От сильной жары и холода, от метеоритных дождей. - Лед. - Флюгер. - Юго-восточный ветер. - Строит ветряные мельницы, ветряные электростанции; ставит на лодках паруса, и попутный ветер помогает плавать в море. - На юго-восточной окраине села, чтобы ветер уносил запахи с фермы. - Ветер днем дует не в сторону моря, а в сторону суши. - Второй; чем выше от поверхности Земли, тем воздух холоднее. - Высоко в горах поверхность Земли остывает быстрее, поэтому воздух там холодный. Воздух в горах разрежённый, людям трудно дышать. - На ровном месте в полдень теплее. Чем круче падают солнечные лучи, тем лучше нагревают поверхность Земли, а значит, лучше нагревается воздух над ней. - Днем суша нагревается больше, чем вода. Поэтому воздух, нагретый от суши и от воды, будет теплее над сушей и прохладнее над водой |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Выполнить задание 49 в тетради и составить списки дополнительной литературы по темам “Вода” и “Воздух”. Ответить на вопросы в учебнике (с. 123-124) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимать,сохранятьучебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Оцените свои достижения на уроке |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня на уроке мы... |
Оцениватьрезультатыдеятельности |