ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ». ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ». ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: конкретизировать и обобщить знания по изученной теме

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся со значением воды в жизни человека, способами очистки воды от морской соли;

научатся проводить исследовательскую работу, охранять водные богатства

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

коммуникативные - осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте явления природы:

• Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)

• Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадется –

Обнимает и дерется. (Ветер.)

• Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман.)

• Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (Смерч.)

• Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

• Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан... (иней).

• Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако.)

• Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь.)

• Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки. Заранее подготовленные ученики сообщают интересные факты о радуге:

- Чаще всего радуга возникает утром и вечером. Свет, отраженный от определенных дождевых капель, отражается от других капель с совершенно разного угла для каждого из нас. Это создает и разный образ радуги. Поскольку два человека не могут находиться в одном и том же месте, они не могут видеть одну и ту же радугу. Более того, даже каждый наш глаз видит разную радугу. Когда мы смотрим на радугу, кажется, будто она передвигается вместе с нами. Это происходит потому, что свет, который ее формирует, проделывает это с определенного расстояния и угла для наблюдателя. И это расстояние всегда останется между нами и радугой. Многие из нас помнят стишок, который позволяет запомнить 7 классических цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Каждый - красный; охотник - оранжевый; желает - желтый; знать — зеленый; где — голубой; сидит — синий; фазан — фиолетовый.

Однако на самом деле радуга состоит из более чем миллиона цветов, включая цвета, которые человеческий глаз не может увидеть.

Мы можем увидеть больше одной радуги, если свет отражается внутри капли и разделяется на составляющие цвета. Двойная радуга появляется, когда это происходит внутри капли дважды, тройная — когда трижды и так далее.

При четверной радуге каждый раз, когда отражается луч, свет, а соответственно и радуга, становится бледнее, и потому последние две радуги видны очень слабо

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Обобщение изученного материала

Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

Обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Нарисуйте плакат (листовку) “Берегите воду”.

- Вспомните свойства воды. Перечислите свойства воды.

- В каком состоянии может находиться вода? Что происходит с водой на полях, в лесах, болотах, речках и озерах?

- Что происходит с паром в небе?

- Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды?

- Почему родниковая вода чистая?

- Что происходит с телами при нагревании?

- Что происходит с телами при охлаждении?

- Когда вода может быть стеклянной?

Проводит тест по теме урока:

1. В каких трёх состояниях вода находится в природе?

2. Что происходит с водой при нагревании?

а) Вода сжимается при нагревании;

б) вода расширяется при нагревании;

в) изменений с водой при нагревании не происходит.

3. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) За счёт того, что вода, превращаясь в лёд, расширяется;

б) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, сжимается;

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) Вода с поверхности испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? (Какая из цепочек превращений верна?)

а) Облако → капелька воды → поверхность океанов, морей, рек и суши → испарение воды → водяной пар → облако;

б) облако → поверхность океанов, морей, рек и суши → капелька воды → водяной пар → облако;

в) облако → водяной пар → поверхность океанов, морей, рек и суши → капелька воды → облако.

6. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а) Крахмал; б) воду; в) соль.

7. Какая вода нужна людям?

а) Прозрачная; б) бесцветная; в) чистая.

8. От чего загрязняется вода в реках и озерах?

а) От использования воды в быту;

б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

в) от использования воды на производстве.

9. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

а) Фильтры; б) пластиковые трубы; в) кислоты

Обсуждают, формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Вода без цвета, вкуса и запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, удерживает тепло.

- Вода может находиться в жидком, твердом, газообразном состоянии. Вода в виде пара поднимается вверх.

- Высоко над землей пар охлаждается, и из него образуются облака и тучи.

- Облака, ветер, дождь, ледники принимают участие в круговороте воды.

- Родниковая вода чистая, так как она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.

- Тела при нагревании расширяются.

- Тела при охлаждении сжимаются.

- Вода может быть стеклянной, когда замерзнет.

Отвечают на вопросы теста (выбирают верный ответ).

1. В жидком, газообразном, твердом.

2 - б.

3 - а.

4 - а.

5 - а.

6 - б.

7 - в.

8 - а, б, в.

9 - а

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивости.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

IV. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Ответить на вопросы учебника (с. 95)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

V. Итог урока.

Рефлексия

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Скажите, о каком явлении говорится в строчках этого стихотворения:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход!

- Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

- Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?

- Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Вода совершает круговорот.

Прием “Телеграмма”.После завершения урока каждый ученик заполняет бланк телеграммы по инструкции:

“Что вы думаете о прошедшем уроке? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось?

Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите об этом короткое послание-телеграмму из 11 слов. Важно узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе”.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку






Для любых предложений по сайту: [email protected]