СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями “горизонт”, “линия горизонта”, “промежуточные стороны горизонта”; способствовать формированию умений определять стороны горизонта на местности с помощью солнца; продолжить развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать, проводить сравнения с выбором правильного ответа

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с понятиями “горизонт”, “линия горизонта”; названиями основных и промежуточных сторон горизонта; научатся определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

Метапредметные:

регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир

Образовательные ресурсы: рисунки и иллюстрации с изображением видимой линии горизонта, глобус; цветные карандаши

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.

1. Объекты, которые на картах обозначаются коричневым цветом (горы).

2. Небольшое возвышение на равнине (холм).

3. Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью (равнина).

4. Самое высокое место холма (вершина).

5. Материк, на котором мы живем (Евразия).

6. Место, где холм переходит в равнину (подошва).

7. Самая низкая часть оврага (дно).

8. Место, где заканчивается овраг (устье)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Решают кроссворд. Читают ключевое слово: горизонт.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадку:

• Он и летом, и зимой –

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он все будет впереди. (Горизонт.)

- Что такое горизонт?

- Найдите это слово в словарике, прочитайте статью.

- Какая линия земной поверхности называется линией горизонта?

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Отгадывают загадку.

- Горизонт - часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя на открытой местности.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Посмотрите в окно. Назовите предметы, которые вы видите. Какие предметы находятся ближе, какие — дальше?

- Горизонт - это вся местность, которую вы видите вокруг себя; линия, где небо как будто сходится с землей, - этолиния горизонта. Рассмотрите рисунки на доске и назовите предметы на местности, которые вы видите на горизонте.

- Покажите указкой линию кажущегося соединения неба с землей.

- На ровной открытой местности часть поверхности Земли имеет вид круга. Мы стоим в середине этого круга, а небо над нами кажется огромным сводом. Видимую часть поверхности Земли называют горизонтом.

В переводе с греческого слово “горизонт” означает “кругозор”. Горизонт-это местность, которую мы видим вокруг себя.

- Линия горизонта - это линия, которая ограничивает видимость. Она находится там, где небо словно сходится с землей. Эта линия не край земли, а только граница, отделяющая видимую земную поверхность от невидимой.

- Если мы будем двигаться к этой линии, она будет от нас удаляться. Мы можем долго ехать, бежать к ней, но линия горизонта будет отодвигаться. Достичь линии горизонта нельзя, так как небо нигде не сходится с Землей. Линия горизонта хорошо видна на открытом пространстве: на море, на озере, в степи, но в лесу ее заслоняют деревья, а в населенном пункте - дома.

- Какую форму имеют горизонт и линия горизонта?

- Что нужно сделать, чтоб рассмотреть предметы, которые скрыты от нас другими предметами?

- Значит, при подъеме мы будем видеть дальние предметы, то есть увидим дальше. Горизонт изменяется при подъеме и движении в сторону.

- Расскажите, как вы идете от дома до школы.

- Вы используете в рассказе слова “влево”, “вправо”, “вперед”, “назад”, называете предметы, которые встречаются на пути. Но попробуйте рассказать об этом же пути, не употребляя слов “влево”, “вправо”, “слева”, “справа”, “вперед”.

- А если вы находитесь в поле или пустыне и нет знакомых предметов, как вы будете ориентироваться?

- Как определить стороны горизонта по солнцу? Для этого в ясный солнечный день надо выйти на открытое место и встать спиной к солнцу. В полдень солнце в Северном полушарии находится на юге. Следовательно, тень от предметов показывает направление на север. Если стоять спиной к солнцу, то впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева - запад. Найдите эти стороны горизонта на рисунке в учебнике.

- Где восходит солнце?

- Где заходит солнце?

- Что вы знаете о Полярной звезде?

- Различают четыре основных стороны горизонта: север, юг, восток и запад.

- Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 36), где Миша определяет стороны горизонта.

- В полдень, когда солнце самое высокое, оно находится на юге. Миша встал спиной к солнцу. От мальчика падает тень. Она показывает направление на север. Миша расставил руки в стороны. Слева от него запад, справа - восток. Что обозначают буквы С, В, Ю, 3 и стрелки?

-А сейчас поиграем в игру “Стороны горизонта”. Все встаньте спиной к доске. (На доске нарисовано солнце.)

Сейчас полдень. Солнце светит высоко. За спиной юг, впереди - север. По моей команде вы должны повернуться лицом в том направлении, в котором я скажу.

Кто ошибается, садится за парту.

- Внимание! Класс, повернитесь лицом на юг; на запад; на север; на восток и т. д.

- Рассмотрите глобус.

- Какое направление на глобусе показывают меридианы?

- А параллели?

- Но мы двигаемся не только на юг или запад, а еще и в промежуточных направлениях. Как будет называться направление между севером и востоком?

- Между югом и востоком?

- Между севером и западом?

- Между югом и западом?

- Назовите все стороны горизонта.

- В каком направлении от школы в селе Мирном находится метеостанция?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Горизонт имеет форму круга, а линия горизонта - это окружность.

- Подойти к предметам ближе или подняться выше.

Рассказывают свой маршрут от дома до школы, используя слова: влево, вправо, вперед, назад.

- Восходит солнце на востоке.

- Заходит солнце на западе.

- Полярная звезда показывает на север.

- Это стороны горизонта, они обозначаются первыми буквами слов. Известны четыре основные стороны горизонта: север, юг, восток и запад.

Выполняют задание игры “Стороны горизонта”.

- Меридианы показывают на восток и запад.

- Параллели - на север и юг.

- Северо-восток.

- Юго-восток.

- Северо-запад.

- Юго-запад.

- Метеостанция находится на северо-востоке

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием; формировать адекватную самооценку.

Осуществлять контроль по результату


V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Включение будущего нового материала

Организует самостоятельную работу в тетради (задания 18- 20, коллективное выполнение).

- Что вы видите на горизонте?

- Возьмите синий карандаш и нарисуйте линию горизонта.

- Допишите предложения.

- Представьте, что туристы в походе идут на юг: с какой стороны от себя (впереди, позади, слева, справа) они увидят восходящее солнце?

- Ученики с учителем пошли в лес на экскурсию. Сначала они шли от школы на запад, а затем на север. В каком направлении дети будут возвращаться назад к школе той же дорогой?

- А если бы ученики шли на северо-запад, в каком направлении возвращались бы в школу?

Проводит динамическую минутку.

В зависимости от действительного расположения сторон горизонта говорит: “Справа от вас находится юг. Станьте так, чтобы перед вами был север” или “Перед вами запад. Станьте так, чтобы север был впереди вас”.

Проводит графический диктант.

- Проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта. На листах в клеточку напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта.

• От исходной точки 2 шага (2 клетки) на север;

• 1 шаг на С-3;

• 1 шаг на 3;

• 1 шаг на Ю-3;

• 2 шага на Ю;

• 1 на Ю-В;

• 1 на В;

• 1 на С-В.

- Какая фигура у вас получилась?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Мы видим восход солнца, лес.

Задание 18: дописывают предложения. “Солнце восходит на востоке. Маша стоит лицом к востоку. Стог расположен к северу от Маши. Водоем находится к югу от Маши”.

Задание 19: определяют стороны горизонта. Синим цветом указывают основные стороны горизонта, а зеленым - промежуточные. Рисуют кустарник, который находится на северо-востоке от Миши, и дерево, которое расположено на юго-западе.

Задание 20: с помощью физической карты России ученики определяют, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург, и дописывают предложение: “Санкт-Петербург находится в северном направлении от Москвы”.

Ответы: слева; на юг, а затем на восток; на юго-восток.

Выполняют задания динамической минутки.

Самостоятельно продолжают игру по парам, задавая друг другу подобные задания.

Выполняют графический диктант.

- У нас получился многоугольник

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 35-37)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Прочитайте ребус. Назовите и покажите основные стороны горизонта.

- Какая сторона горизонта противоположна северу; западу; югу? Назовите и покажите промежуточные стороны горизонта.

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Решают ребус:

Ответ: горизонт.

- Сегодня я узнал...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Я выполнял задания...

- Я понял, что...

- Теперь я могу...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)






Для любых предложений по сайту: [email protected]