Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции - ЧЕЛОВЕК
Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель итальянского гуманизма П. де Мирандола. «Человек — это микрокосм, — говорил он на диспуте «О достоинстве человека», — соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный — надзвездный». Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. «Человек, — писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, — находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо — иной причины нет». Сложность человеческой природы не в состоянии передать ни одно определение. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия «бытие», «сущность», «существование», «природа человека» и др.
Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знания — антропология, занимающийся исследованием феномена человека.
В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: кто такой человек и для чего пришел он в этот мир? Человек сложен и противоречив. В его душе высокие вдохновенные порывы, побуждающие его создавать шедевры искусства, совершать высоконравственные поступки, могут сочетаться с низменными страстями, пороками, толкающими на жестокие преступления. Писатель М. Горький утверждал: «Человек — это звучит гордо». С этим утверждением далеко не всегда можно согласиться. Порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задумываешься над тем, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, груб, жесток, бесчеловечен, а ведь его падение невольно отражается на многих других людях. Но можно ли применять оценки «хорошо» или «плохо» по отношению к природе человека как такового?
Сложным и дискуссионным до нашего времени остается вопрос о происхождении человеческого рода — антропогенезе и формировании человеческого общества —социогенезе. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира — это такой же грандиозный скачок в эволюции, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий.
Ученые-марксисты являются сторонниками так называемой трудовой гипотезы, утверждая, что главную роль в эволюции человека сыграл именно труд, определивший возникновение и развитие рационального мышления, членораздельной речи, общественных отношений. Однако следует заметить, что и сам труд в свою очередь эволюционирует во взаимодействии с развитием общества, сознания, нравственных норм.
Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», т. е. определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый- социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» можно свести к четырем: 1) человеческая природа — это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду; 2) человеческая природа — это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей; 3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира; 4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.
Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что же влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?
Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта — определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду.
Но человек знает сотни способов как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т. д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации, то есть в процессе освоения способов деятельности, культуры, правил и норм, выработанных обществом.
Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он уподобляется зверю.
Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, создает науки, преобразует природу и формирует новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхъестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить.
Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа, как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных, и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на Земле силой.
Российский философ Б. В. Марков подчеркивает, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему.
«Осознание двойственности своей природы — фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины...
Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют — это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».
Ж.-П. Сартр писал: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».
По мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке проявляется в единстве таких его характеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, т. е. социализируется. В то же время и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных природных качеств.
Каждый человек проходит свой жизненный путь, взаимодействуя с другими людьми, формируется его социальная зрелость. Российский психолог В. А. Аверин определяет личность как совокупность общественных отношений — экономических, политических, правовых.
В. А. Аверин подчеркивает, что человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.
Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому человек выступает как субъект труда. Основу познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет также рассматривать человека и в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.
Таким образом, каждый человек как индивид, личность и субъект предстает в виде целостности, обусловленной единством биологического и социального.
Очевидно, что все люди различаются между собой по внешнему виду, способностям, характеру, интересам, стилю поведения. Поэтому к характеристике человека добавляется еще одна — индивидуальность. Под индивидуальностью в науке понимается неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств — как данных от природы, так и приобретенных в ходе его жизни в обществе. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным группам, типам. Но как индивидуальность он уникален, обладает только одному ему присущими свойствами. Каждый из нас — индивидуальность. Как индивидуальность человек добивается своих целей в жизни, реализует свои потребности и интересы.