Система российского права. Законотворческий процесс в РФ - Теоретический материал (экспресс-курс) - ПРАВО

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Система российского права. Законотворческий процесс в РФ - Теоретический материал (экспресс-курс) - ПРАВО

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определённым образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.


image365


Система права — сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нём протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга.

Отрасль права характеризуется:


Предметом правового регулирования — общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между правовыми нормами

Методом правового регулирования — различными способами правового воздействия государства на общественные отношения



Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.

Законотворческий процесс (законотворчество) — процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Процедура принятия законов подробно изложена в Конституции РФ. Выделяют следующие стадии законотворческого процесса.


Стадии законотворческого процесса


Наименование стадии

Её основное содержание

Особенности реализации в РФ

Законодательная инициатива

Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений для регламентации которых необходимо его принять. Официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с установленной процедурой, что влечёт за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своём заседании

Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения

Обсуждение законопроекта

Происходит на заседаниях палат парламента (если парламент двухпалатный)

Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведётся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходимости вносятся поправки

Принятие законопроекта

Осуществляется путём голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат

Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов

Утверждение законопроекта

Принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу.

Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе

В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации1. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов. Принятый закон в течение 5 дней направляется

Утверждение законопроекта

государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство

Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето.

В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации

Промульгация (от лат. ргоmulgatio— публичное объявление) закона

Опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу

Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок


Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Президент РФ не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.


Принципы законотворчества


Наименование принципа

Его сущность

Научность

Использование достижений науки, приёмов и методов научного анализа

Законность

Строгий учёт иерархии правовых норм и актов, соблюдения процессуальных правил принятия законов правомочными на то органами

Демократизм

Учёт общественного мнения при разработке и принятии закона, а также пожелания тех, кого непосредственно коснутся его нормы

Системность

Следование внутренней логике права (системы права, отраслей, институтов) в процессе законотворчества


1 Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, поступающие из Государственной Думы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы; законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ; законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]