Тренировочные задания - Урок 4 - ПОЛИТИКА

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Тренировочные задания - Урок 4 - ПОЛИТИКА

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1. Определение: «Способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия» относится к понятию

1) власть

2) государство

3) политика

4) политическая культура

2. Гражданин Л. является руководителем крупной политической партии. Все отмечают компетентность, знание сути дела, состояния и настроения подчинённых. Гражданин Л, исходя из его собственных слов, любит управлять своей партией. Гражданин Л. является

1) объектом власти

2) субъектом власти

3) ресурсом власти

4) источником власти

3. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо.

Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресурсами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. В 1722 г. Петр I издал «Устав о наследии престола». Этот документ является примером

1) объекта власти

2) субъекта власти

3) ресурсов власти

4) основания власти

5. Укажите, какое определение соответствует понятию «государство».

1) единственный собственник всех средств производства, опирающийся на властные структуры

2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего положения в обществе

3) основные направления по упорядочению общественных отношений

4) основной институт политической системы

6. Государство М. является единым, целостным образованием, которое обладает единой системой законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единой финансовой системой и, что наиболее важно, одной Конституцией. Государство М. является

1) конфедерацией

2) автономией

3) унитарным государством

4) федеративным государством

7. Верны ли следующие суждения о роли государства в политической системе общества?

А. Ведущая роль государства в политической системе общества определяется его суверенитетом.

Б. Ведущая роль государства в политической системе общества определяется его монополией на обладание специальным аппаратом принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. В стране К. государство в целях защиты наименее обеспеченных слоёв населения от жёсткого воздействия рыночных отношений предоставляет им соответствующие льготы и обеспечение за счёт государственной налогово-бюджетной системы. Этот пример иллюстрирует функцию государства

1) политическую

2) экономическую

3) социальную

4) идеологическую

9. Совокупность государственных, общественных и партийных органов, которые участвуют в политической жизни общества, т. е. имеют отношение к власти и её распределению, называется

1) государством

2) избирательной системой

3) партийной системой

4) политической системой

10. К какому структурному компоненту политической системы общества Д. относится политическая партия «Л.»?

1) институциональному

2) нормативному

3) коммуникативному

4) функциональному

11. Верны ли следующие суждения о структурных компонентах политической системы общества?

А. Политическая система общества включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности.

Б. Политическая система общества включает политическую идеологию и политическую культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. В стране К. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какую функцию политической системы общества вы считаете самой значимой в современных условиях?».

Результаты опроса представлены в гистограмме.



Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Четверть опрошенных в качестве самой значимой функции политической системы общества указала на обеспечение внутренней и внешней безопасности.

2) За формирование политической культуры в качестве самой значимой функции политической системы общества высказалось больше опрошенных, чем за определение целей и путей развития общества.

3) В качестве самой значимой функции политической системы общества среди опрошенных более популярно согласование интересов государства и отдельных социальных групп, чем обеспечение внутренней и внешней безопасности.

4) На четвёртое место по значению среди функций политической системы общества опрошенные поставили определение целей и путей развития.

13. Признаком понятия «политический режим» является

1) структура органов государственной власти

2) государственно-территориальное устройство

3) степень реализации прав и свобод личности

4) форма государственного правления

14. В государстве М. регулярно проводятся честные, соревновательные выборы, в результате которых формируется правительство. Государственные органы, в первую очередь правительство, подчиняются необходимости конституционного контроля за своей деятельностью. Основные права и свободы граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Какой политический режим существует в государстве М.?

1) тоталитарный

2) демократический

3) авторитарный

4) тиранический

15. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Политический режим зависит от внутреннего порядка и политической стабильности.

Б. Политический режим определяется через способы осуществления государством своих полномочий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. В стране Б. существует жёсткий контроль со стороны государства за экономикой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что в стране Б. имеет место тоталитарный политический режим?

1) ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций

2) наличие у государства ключевых и решающих рычагов общественной жизни

3) наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества

4) закон стоит на защите государства, а не личности

17. Форма социальной организации, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, осуществляется правление народа или действенный контроль за осуществлением власти с его стороны, — это

1) аристократия

2) бюрократия

3) олигархия

4) демократия

18. К отличительным признакам демократии относится

1) защита прав и свобод граждан

2) верховенство исполнительной власти в системе разделения властей

3) провозглашение прав и свобод граждан

4) игнорирование мнения меньшинства

19. Верны ли следующие суждения о демократии?

А. Демократия может считаться основой общества, если она реализуется во всех сферах общественной жизни.

Б. Демократия может считаться основой общества, если достигнут минимум демократических свобод.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. В государстве Т. значительная часть решений принимается не всем народом, а его представителями, которые получили такое право в результате волеизъявления народа в процессе выборов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что в государстве Т. существует демократия?

1) наличие системы законов

2) всенародные выборы президента

3) отсутствие господства политических сил над человеком и социальной группой

4) наличие двухпалатного парламента

21. К характерным чертам гражданского общества не относится

1) свободная конкуренция

2) преобладание вертикальных связей между людьми

3) личностная автономия

4) индивидуальная частная собственность

22. К институтам гражданского общества не относится

1) профсоюз

2) региональный отдел образования

3) Общество солдатских матерей

4) политическая партия

23. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество возникает стихийно, независимо от государства.

Б. Гражданское общество образовывается государством путём издания соответствующего законодательного акта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24. В стране С. существует свобода формирования общественного мнения и осведомлённость граждан о деятельности государства. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что в стране С. сформировалось гражданское общество?

1) регулирование активности людей

2) воспроизведение необходимых условий собственного существования

3) устойчивая форма организации совместной деятельности людей

4) наличие независимых общественных институтов

25. В государстве Н. малочисленная группа лиц, принимает решения на государственном уровне или оказывает влияние на их принятие. Эта группа является

1) политической партией

2) политической элитой

3) политологами

4) политическим движением

26. В состав политической элиты входят

1) лица, принимающие ключевые, общегосударственные решения

2) руководители регионов

3) профессиональные работники политических организаций и государственных органов

4) все перечисленные

27. Верны ли следующие суждения о гарантиях против деградации политической элиты?

А. К гарантиям против деградации политической элиты относится широкая гласность.

Б. К гарантиям против деградации политической элиты относится её закрытость для социальной мобильности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28. В стране В. социологической службой в 2002 г. и 2006 г. был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Удовлетворены ли вы действующей политической элитой? ».

Результаты опроса представлены в таблице.


Варианты ответа

% опрошенных

2002 г.

2006 г.

Определённо да / скорее да

17

26

Ни да, ни нет

45

45

Скорее нет / определённо нет

28

23

Затрудняюсь ответить

10

6


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Более половины опрошенных не смогли определить своё отношение к проблеме.

2) Среди опрошенных значительно увеличилось число людей, не удовлетворённых действующей политической элитой.

3) В 2002 г. около трети опрошенных не была удовлетворена действующей политической элитой.

4) Опрос показал, что растёт число людей, которые не интересуются проблемами политической элиты.

29. К функциям политической партии не относится

1) формирование общественного мнения

2) обеспечение внутренней безопасности государства

3) политическое воспитание

4) участие в формировании власти

30. Партия «Д.» была создана для проведения избирательных кампаний и концентрируется вокруг одного политического лидера. Эта партия не имеет постоянного жёсткого членства, не отличается централизацией, хотя основные решения принимаются центральным руководством, которое состоит из небольшого числа влиятельных политиков. Партия «Д.» — это

1) массовая

2) кадровая

3) правящая

4) реформистская

31. Верны ли следующие суждения об отличии партии от общественно-политического движения?

А. В отличие от общественно-политического движения партия стремится к завоеванию власти и участию в ней.

Б. В отличие от общественно-политического движения партия имеет детально разработанную программу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

32. Объединение «М.» возникло на основе общности интересов людей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что объединение «М.» является общественно-политическим движением?

1) основано на неличных связях

2) создано для достижения политических целей

3) влияет на поведение человека

4) воздействует на власть в нужном для себя направлении

33. К средствам массовой информации не относится

1) периодическое печатное издание

2) книга

3) кинохроникальная программа

4) телепрограмма

34. Главная особенность СМИ по сравнению с обычными средствами коммуникации

1) прямая связь с общественностью

2) достоверность информации

3) распространение культуры

4) политическое просвещение

35. Верны ли следующие суждения о функциях СМИ в политической жизни общества?

А. Использование СМИ в политической жизни общества позволяет стандартизировать и унифицировать мнения, поведенческие ориентиры граждан.

Б. Использование СМИ в политической жизни общества позволяет склонить общественное мнение в поддержку того или иного политического курса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

36. В стране Ф. социологической службой в 1996 г. и 2006 г. был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие политические ценности современного общества должны отражать СМИ?».

Результаты опроса представлены в гистограмме.


— 1996 г

— 2006 г.


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Большинство опрошенных в 1996 г. высказалось за отражение СМИ политических ценностей отдельных социальных групп.

2) В 2006 г. значительно выросло количество опрошенных, утверждавших, что СМИ должны отражать политические ценности, одобренные на уровне властных структур.

3) Сократилось число опрошенных, считавших, что СМИ должны отражать политические ценности отдельных социальных групп.

4) В 2006 г. по сравнению с 1996 г. доля демократически настроенных опрошенных увеличилась.

37. Избирательная кампания официально начинается

1) с создания избирательных округов

2) с объявления даты выборов

3) с объявления начала предвыборной агитации

4) с завершения составления списка избирателей

38. В государстве Т. используется избирательная система, при которой распределение мест в парламенте осуществляется на основании принципа большинства. Это означает, что кандидат считается избранным, если за него проголосовала большая часть избирателей, пришедших на выборы. Кандидаты, за которых проголосовала меньшая часть, избранными не считаются. Какой тип избирательной системы существует в государстве Т.?

1) мажоритарная

2) пропорциональная

3) смешанная

4) демократическая

39. Верны ли следующие суждения о предвыборной агитации?

А. Предвыборная агитация призвана убедить избирателей в способности данной партии защитить их интересы и предложить наиболее эффективные способы решения стоящих перед обществом проблем.

Б. Предвыборная агитация заканчивается за неделю до голосования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

40. В многопартийном государстве М. 7%-ный порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели четыре партии со следующими результатами: партия А — 7%; партия В — 10%; партия С — 20%; партия X — 50%. Какой тип избирательной системы существует в государстве М.?

1) пропорциональная

2) мажоритарная

3) смешанная

4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы

41. Определение: «Цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики» относится к понятию

1) политическое поведение

2) политические интересы

3) политическое участие

4) политический процесс

42. В государстве С. периодически проводятся свободные, тайные и прямые выборы, назначение на вакантные должности в исполнительно-распорядительных органах власти происходит через избрание, конкурсы. Политическая социализация формирует каждое новое поколение субъектов политических отношений. В результате воссоздаются политические отношения и институты, политические нормы и ценности, знаки и символы. Какую стадию политического процесса иллюстрирует данный пример?

1) конструирование политической системы

2) воспроизводство политической системы

3) принятие и исполнение политико-управленческих решений

4) контроль над функционированием и направлением развития политической системы

43. Верны ли следующие суждения о политическом процессе?

А. Политический процесс всегда направлен на решение какой-либо политической проблемы.

Б. Политический процесс всегда является открытым.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

44. В стране А. рост нищеты среди населения угрожает стабильности политической системы общества. Инициативная группа политиков разработала программу по борьбе с обнищанием населения, включающую реформы в области экономики. Реализация данной программы должна улучшить ситуацию в стране. Объектом этого политического процесса является

1) инициативная группа политиков

2) программа по борьбе с обнищанием населения

3) нищета среди населения

4) реформы в области экономики

45. К прямым действиям граждан относится (-ятся)

1) встречи с политическими лидерами

2) участие в митингах

3) деятельность в политической партии

4) участие в политических дискуссиях

46. Гражданин Б. время от времени участвует в голосовании на выборах, изредка посещает и массовые политические мероприятия. Этот пример иллюстрирует политическое участие

1) профессиональное

2) активное

3) инициативное

4) пассивное

47. Верны ли следующие суждения об общей тенденции, связанной с политическим участием?

А. Общей тенденцией, связанной с политическим участием, стало усиление иррациональных, стихийно-эмоциональных побуждений к нему.

Б. Общей тенденцией, связанной с политическим участием, стало усиление рационального, прагматического подхода к нему.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

48. В стране И. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какую форму политического участия вы предпочитаете?».

Результаты опроса представлены в диаграмме.


- участие в выборах

- участие в демонстрациях, забастовках, митингах

- деятельность в политической партии

- встречи с политическими лидерами

- направление обращений и писем в органы власти


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Среди опрошенных тех, кто предпочитает направление обращений и писем в органы власти в качестве формы политического участия, больше, чем тех, кто отметил встречи с политическими лидерами.

2) Число опрошенных, предпочитающих деятельность в политической партии как форму политического участия, меньшее, нежели выбравших участие в демонстрациях, забастовках, митингах.

3) На четвёртом месте по популярности форм политического участия среди опрошенных оказалось участие в демонстрациях, забастовках, митингах.

4) За направление обращений и писем в органы власти в качестве предпочитаемой формы политического участия высказалось столько же опрошенных, сколько за участие в демонстрациях, забастовках, митингах и деятельность в политической партии вместе взятых.

49. Тип политического взаимодействия, при котором один человек или ограниченная группа людей задают стандарты поведения и цели деятельности для больших социальных групп, — это

1) политическая культура

2) политический процесс

3) политическое лидерство

4) политическая система

50. В стране 3. её политический лидер обладает в глазах масс некоторой магической силой. Власть лидера основана на вере в сверхъестественные способности и на культе его личности. Это пример лидерства

1) идеологического

2) харизматического

3) традиционного

4) легального

51. Верны ли следующие суждения о политическом лидере?

А. Политический лидер — это «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на лидирующие позиции.

Б. Политический лидер — это объект исторического процесса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

52. В стране Р. политический лидер во взаимоотношениях с другими государствами воплощает национальное единство, объединят граждан вокруг общих целей и ценностей, подаёт пример служения народу. Какую функцию реализует данный политический лидер?

1) интегративную

2) ориентационную

3) инструменталистскую

4) мобилизационную

53. Парламент Российской Федерации называется

1) Национальным собранием

2) Федеральным собранием

3) Государственным советом

4) Законодательным собранием

54. К органам исполнительной власти в РФ относится

1) Краевая дума Забайкальского края

2) Законодательное собрание Краснодарского края

3) Мэрия города Ярославля

4) Государственный совет Республики Коми

55. Верны ли следующие суждения о функциях Президента России?

А. Президент России обеспечивает единство власти в масштабах всей страны.

Б. Президент России представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

56. К полномочиям Правительства РФ относится

1) утверждение изменений границ между субъектами РФ

2) одобрение законопроектов, принятых Государственной Думой

3) объявление амнистии

4) обеспечение исполнения федерального бюджета

57. Россия является

1) федеративным государством

2) унитарным государством

3) автономией

4) конфедерацией

58. Субъектом Российской Федерации не является

1) Санкт-Петербург

2) Республика Алтай

3) Южный федеральный округ

4) Хабаровский край

59. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. Федеративное устройство РФ основано на государственной самостоятельности её субъектов.

Б. Федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов России.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

60. К национально-территориальным образованиям в РФ не относится

1) республика

2) автономный округ

3) автономная область

4) край


Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1. 1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.


Компоненты власти

Наименование компонента

Примеры

Источник власти

Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма и др.

Объект власти

Индивид, социальная группа, класс и др.

... власти

Человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество


Ответ: ________________


2. Запишите слово, пропущенное в схеме.



Ответ:________________


3. Запишите слово, пропущенное в схеме.



Ответ:________________


В2. 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «функции власти».

1) Организация; 2) престиж; 3) руководство; 4) господство; 5) традиция; 6) координация.

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «демократия».

1) Суверенитет народа; 2) принцип большинства; 3) равноправие граждан; 4) всеобщее государство; 5) единая массовая партия; 6) принцип либерализма.

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «демократические выборы».

1) Равные права избирателей; 2) тайное голосование; 3) образовательный ценз; 4) гласность проведения выборов; 5) возрастной ценз; 6) выборщик.

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




В3. 1. Установите соответствие между признаками политического режима и их основными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

А) степень участия народа в формировании органов политической власти

Б) реализация основных прав и свобод человека

В) доминирующие методы осуществления власти

Г) степень гласности в обществе

Д) учёт интересов меньшинства при принятии политического решения

ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1) уровень легитимности политической власти

2) правовое положение человека


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д







2. Установите соответствие между функциями государства и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ

А) осуществление перехода к рыночным отношениям

Б) разработка и проведение налоговой политики

В) поддержка малозащищённых слоёв населения

Г) осуществление антимонопольной политики

Д) проведение политики в области образования, культуры, здравоохранения

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1) экономическая

2) социальная


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д







3. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ВЛАСТИ В РФ

А) мэрия города

Б) Федеральное собрание

В) краевая дума

Г) администрация области

Д) Правительство РФ

ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1) законодательная

2) исполнительная


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д







B4. 1. Найдите в приведённом ниже списке принципы, лежащие в основе демократического избирательного права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принцип открытого голосования

2) принцип всеобщности

3) принцип состязательности

4) принцип имущественного ценза

5) принцип неограниченности срока выборов

6) принцип гласности

Ответ:_____________________ .

2. Найдите в приведённом ниже списке черты гражданского общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) экономическая самостоятельность граждан

2) господство одной идеологии

3) правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан

4) невмешательство государства в частную жизнь граждан

5) господство государства над обществом

6) реализация принципа федерализма

Ответ:_____________________ .

3. Найдите в приведённом ниже списке принципы федерализма, закреплённые в Конституции России. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) равенство прав субъектов Российской Федерации

2) государственная целостность России

3) приоритетность местного законодательства

4) отсутствие разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами

5) равенство и самоопределение народов

6) отсутствие политической самостоятельности субъектов РФ

Ответ:_____________________ .


B5. 1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В недавнем советском прошлом профсоюзы блокировались с администрацией предприятий и партийными организациями. (Б) Некоторые общероссийские профсоюзы по-прежнему занимают такую позицию по отношению к государственной власти и к администрации предприятий. (Г) Однако, по нашему мнению, обозначилась и другая тенденция, когда некоторые профсоюзы, стараясь обрести популярность, стали демонстрировать фронтальную оппозицию власти. (Д) По всей видимости, это связано с желанием получить дешёвый авторитет в основном у малоквалифицированных работников.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г






2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) По мнению одной группы учёных, предназначением политики является воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости, поддержание общественного порядка. (Б) Политическая сфера, согласно другой точки зрения, — это прежде всего борьба, конфликт, стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путём навязывания своей воли и установления политического господства. (В) Представляется, что эти позиции в отношении политики и её социального предназначения взаимно дополняют друг друга. (Г) Важными элементами её структуры являются объекты и субъекты политики, политическая власть, политические процессы, идеи и концепции.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г






3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество включает индивидов и социальные общности. (Б) Представляется, что без управления и руководства общество существовать не может. (В) Глубокая имущественная и социальная дифференциация общества делает управление собственно политическим. (Г) Поэтому прав политолог А. С. Панарин, определяющий политику как «процесс, связанный с разностью потенциалов — экономических, социокультурных, статусных — и со стремлением снизить её...».

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г






В6. 1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Лауреат Нобелевской премии, западноевропейский политолог Август фон Хайек утверждал, что ___________ (А) требуется не для хорошего управления, но в качестве гаранта, обеспечивающего стремление к высшим идеалам общественной и частной жизни, по сути своей являясь средством для защиты социального мира и ___________ (Б). Однако господствует ошибочное мнение, что пока возможность одного влиять на другого или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями, принадлежит воле большинства, это является средством от ___________ (В). Нужно учитывать, что ___________ (Г) должна ограничиться разработкой общих правил, предоставляя ___________ (Д) выбор во всём, что связано с обстоятельствами места и времени. Учёный также утверждал, что граждане при тоталитарном политическом режиме совершают аморальные действия из преданности ___________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) демократия

2) ценность

3) свобода

4) власть

5) президент

6) федерализм

7) государство

8) произвол

9) индивид

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е








2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В условиях ___________ (А) человеческий коллектив не может существовать. ___________ (Б) свойственна особая публичная власть, которая распространяется на всё население. Публичная власть упорядочивает отношения в масштабах ___________ (В). Будучи верховной и легитимной она обладает ___________ (Г) на легальное применение насилия в стране: все общественные учреждения могут применять его только на основании ___________ (Д). Верховенство публичной власти, её независимость именуются ___________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) закон

2) суверенитет

3) человечество

4) безвластие

5) государство

6) монополия

7) общество

8) конфедерация

9) политика

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е








3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Возникновение ___________ (А) относится к XVII—XVIII вв., когда зарождались политические системы стран Западной Европы и Америки. Ограничение ___________ (Б), включение в политическую жизнь «третьего сословия», появление такого способа формирования государственной власти, как ___________ (В), поставило вопрос о том, кто будет представлять интересы избирателя. Они стали оптимальной формой посредничества между народом и властью. Но первоначальное отношение к ним было настороженным, т.к. согласно господствующим воззрениям того времени, только ___________ (Г) считалось выразителем общей воли общества. Однако постепенно с развитием ___________ (Д) отношение к ним изменялось. Действительно, было признано, что источником власти является ___________ (Е), что и способствовало развитию их деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) демократия

2) профсоюз

3) государство

4) выбор

5) народ

6) политика

7) монархия

8) прогресс

9) партия

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е








В7. 1. В государстве Н. его административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Правительство несёт ответственность перед президентом, который избирается всенародным голосованием. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики формы государства Н. и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) федеративное государство

2) президентская республика

3) унитарное государство

4) тоталитарное государство

5) демократическое государство

6) авторитарное правление

Ответ:_____________________ .

2. Депутаты Законодательного собрания и представители администрации области JI. добились роста благосостояния народа, политической стабильности, что говорило о компетентности политической элиты, ориентированной на интересы всего общества.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данной политической элиты и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общенациональная

2) неправящая

3) региональная

4) этническая

5) правящая

6) профессиональная

Ответ:_____________________ .

3. Задачей партии «Р.» является победа на выборах, поэтому она стремится не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. В партии «Р.» отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой взносов. Партия строит свою деятельность в соответствии с идеей гражданского общества, которое характеризуется слабой ролью государства в экономической, идеологической и прочих сферах. Партия «Р.» вынуждена бороться за обладание властью и применять косвенные средства влияния на государственные решения.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данной партии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) правая

2) массовая

3) правящая

4) кадровая

5) оппозиционная

6) революционная

Ответ:_____________________ .


В8. 1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Монархия; 2) тоталитарный режим; 3) форма государства; 4) унитарное государство; 5) форма правления.

Ответ:_____________________ .

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Научная организация; 2) гражданское общество; 3) акционерное общество; 4) спортивное общество; 5) экологическое движение.

Ответ:_____________________ .

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Избирательный округ; 2) предвыборная агитация; 3) избирательное право; 4) избирательный процесс; 5) избирательная система.

Ответ:_____________________ .


Часть 3

Для ответов на задания этой части (C1—С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3 (С), зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства — неравенство политическое. <...>

...Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом, и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название — политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п. <...>

Политическое правительство создаёт предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества — это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г. В. Власть как социальный институт // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 87—88.).

С1. Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

С2. Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравенство на современном этапе?

С3. Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

С4. В чём видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм.

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

3. Назовите основные особенности политической системы современного российского общества.

С6. 1. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

2. Раскройте на трёх примерах отличия в формировании государственной власти в парламентской и президентской республиках.

3. Проиллюстрируйте двумя примерами возрастание роли средств массовой информации в политической жизни общества.

С7. 1. Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескьё в своём труде «О духе законов» (1748 г.) писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескьё? В чём заключается её сущность? Приведите три примера, подтверждающие вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

2. Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и государственно-территориального устройства? Какие факторы способствуют складыванию определённой формы государства? Приведите три фактора.

3. В Японии до 1993 года неизменно правившая Либерально-демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии, представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту партийную систему? Свою позицию аргументируйте.

С8. 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведённых высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).

2. «Политика — это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).

3. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо).

4. «Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

5. «Лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии» (А. Смит).

6. «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).






Для любых предложений по сайту: [email protected]