Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЭКОНОМИКА
Экономическая теория и анализ опыта ведения хозяйства в различных странах мира показывают, что до сих пор не изобретено более эффективного инструмента развития экономики, чем рынок.
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Основными признаками рынка являются следующие.
Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие.
Функции рынка
Наименование функции |
Её сущность |
Посредническая |
Соединение производителей товаров и их потребителей |
Ценообразования |
Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара |
Информационная |
Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары |
Регулирующая |
«Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами |
Санирующая (оздоровительная) |
«Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств |
Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.
Черты рынка
Позитивные |
Негативные |
• Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства • Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе • Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность • Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы |
• Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки • Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству • Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно- технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала • Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. издержек, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества • Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов • Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала |
В современной экономике существует не один рынок, а целая их система.
Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно это касается тех рынков, на которых продаётся технологически совершенная продукция.
Необходимым условием развития рыночного хозяйства являются следующие.
Ещё одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция.
Черты конкуренции
Позитивные |
Негативные |
— Снижает издержки — Ограничивает возможность возникновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. — Создаёт возможность выбора для потребителя — Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки — Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции |
— Постоянное разорение многих товаропроизводителей — Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу — Использование нечестных методов борьбы: • подкуп работников; • шантаж; • промышленный шпионаж и др. — Чрезмерная эксплуатация ресурсов — Экологические нарушения |
Характерные черты типов конкуренции
Линии сравнения |
Совершенная (чистая) конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
||
Монополистическая |
Олигополия (от гр. oligos — несколько,poleo— продаю) |
Чистая монополия |
||
1. Число фирм |
Очень много |
Много мелких |
Несколько (3-5 фирм) |
Одна |
2. Тип товаров |
Одинаковые изделия |
Разные изделия сходного назначения |
Одинаковые или различные изделия |
Уникальный товар, не имеющий заменителей |
3. Контроль над ценой |
Отсутствует |
Некоторый, но в узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре |
Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену |
4. Условия вхождения в отрасль |
Очень лёгкие, нет препятствий |
Сравнительно лёгкие |
Существенные препятствия |
Нет вхождения |
5. Пример отраслей |
Сельское хозяйство, бытовые услуги |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, мебели, аптеки, рестораны |
Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря, авиаперевозки и др. |
Электроэнергетика, железнодорожные перевозки, местные предприятия коммунального хозяйства |
6. Определение |
Рыночная система, когда многочисленные, независимо действующие производители продают одинаковую продукцию, причём ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену |
Рыночная система, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества |
Рынок, на котором доминирует несколько фирм, т. е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей |
Рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей |
Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура рыночного хозяйства.
Инфраструктура (от лат. infra — под 4- структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.
Рыночная инфраструктура фактически занимает то огромное экономическое пространство, которое отделяет производителей от потребителей.
Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.
Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.
Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определённых количествах за определённый промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить.
Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность. От понятия «спрос» отличается понятие «величина спроса».
Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определённый период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, её сдвигами (см. рис. 1). Каждая данная кривая спроса D строится для неизменных неценовых факторов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов спроса.
Рис. 1. Изменение спроса
Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов предложения (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса D проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот.
Рис. 2. Изменение величины спроса
Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.
Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. К примеру, человек потребляет только один продукт — хлеб, а его доход составляет 3000 руб. в месяц. При цене хлеба в 30 руб. он приобретает лишь 100 буханок в месяц, а при цене 15 руб. — 200. Это и есть отрицательная зависимость между ценой и величиной спроса.
В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.
Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен.
Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определённых количествах за определённый промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.
От понятия «предложение» отличается понятие «величина предложения».
Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определённый период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения S, т. е. её перемещением на плоскости (см. рис. 3). Каждая данная кривая предложения S строится для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов.
Рис. 3. Изменение предложения
Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения S при неизменности факторов спроса (см. рис. 4).
Рис. 4. Изменение величины предложения
Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объёмы предложения при всех ценах, и наоборот.
Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.
Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара:
где Е — коэффициент ценовой эластичности спроса; Q1 — первоначальное значение спроса; Q2 — изменённое значение спроса; Р1 — первоначальный уровень цены; Р2 — изменённый уровень цены.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости.
Снижение цены вызывает такое увеличение объёма покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает — эластичный спрос (Е > 1) |
Снижение цены в точности компенсируется соответствующим объёмом покупки так, что общая выручка продавца остаётся неизменной — единично эластичный спрос (Е = 1) |
Снижение цены обусловливает незначительный рост объёма покупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос (1 < Е < 1) |
Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и наоборот, когда на рынке продаётся товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него.
Эластичность спроса зависит от следующих факторов.
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателя, ведь, если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.
Степень изменения объёма предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения:
где Е — коэффициент эластичности предложения; Q1 — первоначальная величина предложения; Q2 — изменённая величина предложения; Р1 — первоначальный уровень цены; Р2 — изменённый уровень цены.
Эластичность предложения в долгосрочном периоде повышается, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене и воздействием научно-технического прогресса.