Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Рыночный механизм. Многообразие рынка - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
На экзамене проверяются дидактические единицы: рынок. Закон спроса и предложения. Деньги. Цена и ценообразование. Функции рынка. Виды рынков. Конкуренция. Монополия.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм организации сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
К условиям возникновения рынка относят: общественное разделение труда; экономическую обособленность производителей; самостоятельность производителя. В силу этого рынок нередко определяют как экономику свободного предпринимательства.
В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, состоящая из рынков:
— товаров и услуг: потребительских товаров, рабочей силы, капитала, информации и т. д.;
— мировых, региональных, национальных, местных.
Основными признаками рынка являются:
— нерегулируемое предложение;
— нерегулируемый спрос;
— нерегулируемая цена
Предложение — готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Или: предложение — это отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.
Спрос — готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Или: спрос — это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить.
Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Деньги — универсальный товар, воплощение стоимости абстрактного человеческого труда, всеобщий эквивалент при купле-продаже.
Деньги — это мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Закон спроса и предложения — экономический закон, отражающий взаимодействие спроса и предложения и регулирования рыночных цен в зависимости от этого.
Закон стоимости — объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров и услуг совершается в зависимости от количества воплощенного в них абстрактного труда.
Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров и услуг.
Свободная конкуренция — тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция — тип структуры рынка, где экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.
Инфраструктура рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство: транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды.
Функции рынка — это роль рынка в экономической деятельности государства. Главными считаются:
— посредническая: соединение производителей товаров и их потребителей;
— ценообразования: установление равновесной цены на тот или иной товар, цены, при которой спрос на товар равен предложению;
— информационная: информация о потребительском спросе на конкретные товары;
— регулирующая: перераспределение капиталов из менее выгодных отраслей производства в более прибыльные;
— санирующая (оздоровительная): освобождение экономики от неэффективной хозяйственной деятельности; банкротство нерентабельных предприятий и процветание рентабельных.