Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ ПРАВО - Право
Задачи урока
1. Обобщить и закрепить основные положения, изученные в теме, способствовать развитию правовой культуры, ценностных ориентиров, основанных на идеях необходимости поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
2. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение структурировать знания, осознанно строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Оборудование урока
Учебник, мультимедиапроектор, выставка проектных работ, выполненных учащимися в процессе изучения темы.
Варианты организации учебной деятельности
Опорой для проведения урока могут служить материалы учебника, изложенные в рубриках «Выводы к главе» и «Вопросы для повторения». Учащимся предлагается предварительное задание: при подготовке к повторительно-обобщающему уроку внимательно проработайте этот материал.
Советуем учителю заранее структурировать весь массив знаний, подлежащих обобщению и закреплению на уроке, путём выделения основных, ключевых идей темы. Под каждую из выделенных идей составляется блок вопросов для собеседования. Это придаст уроку большую целенаправленность, позволит сэкономить время.
В помощь учителю можно предложить ряд ключевых идей:
— право есть мера свободы, справедливости и ответственности;
— закон обладает высшей юридической силой;
— за правонарушение предусматривается юридическая ответственность;
— Конституция РФ поставила главные цели общества и определила конкретные задачи на пути к ним;
— каталог прав человека в юридической форме выражает естественную возможность свободно действовать в соответствии со своими интересами, правильно учитывать интересы других людей;
— многообразие видов правоотношений (гражданских, трудовых, семейных и др.) обусловлено многообразием объективно складывающихся сфер общественных отношений (сферы гражданских отношений, сферы трудовых отношений, сферы семейных отношений и др.).
Ориентируясь на выделенные идеи, можно построить собеседование по следующим вопросам:
1. Почему право определяется как мера свободы, справедливости и ответственности? Чем правовые нормы отличаются от всех других видов социальных норм?
2. Какие нормативные акты существуют в нашем законодательстве? Почему они обладают различной юридической силой?
3. Почему правонарушения разделяют на разные виды? Какие виды правонарушений вы знаете? Какова связь между правонарушением и юридической ответственностью?
4. Какие высшие цели поставлены Конституцией РФ? Какие три важнейшие задачи, поставленные Конституцией, необходимо решить на пути к цели?
5. В каких документах закреплён каталог прав человека? прав ребёнка? Какие виды прав человека можно условно выделить в Конституции РФ? В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?
6. Почему правоотношения называют особым видом социальных отношений? Какие виды правоотношений вы знаете? Чем обусловлено многообразие видов правоотношений в обществе?
Учитель может выделить другие идеи и подготовить свои вопросы. Если позволит время, можно организовать дискуссию на основе проблем, изложенных в сборнике «Промежуточная аттестация по обществознанию»1.
1 Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — М., 2010. — С. 140—141.