Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
Тематическое поурочное планирование
Основное содержание темы |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Урок 1. Вводный урок (1 ч) |
|
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома |
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
Тема 1. Политика (9 ч) |
|
Урок 2. Политика и власть (1ч) |
|
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики |
Характеризовать власть и политику как социальные явления |
Урок 3. Государство (1ч) |
|
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства |
Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства |
Урок 4. Политические режимы (1ч) |
|
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире |
Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства |
Урок 5. Правовое государство (1 ч) |
|
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ |
Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей |
Урок 6. Гражданское общество и государство (1ч) |
|
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ |
Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление |
Урок 7. Участие граждан в политической жизни (1ч) |
|
Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма |
Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности |
Урок 8. Политические партии и движения (1ч) |
|
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах |
Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности |
Уроки 9—10. Практикум по теме «Политика» (2 ч) |
|
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности |
|
Тема 2. Право (18 ч) |
|
Урок 11. Роль права в жизни общества и государства (1ч) |
|
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства |
Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства |
Урок 12. Правоотношения и субъекты права (1ч) |
|
Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события |
Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений |
Урок 13. Правонарушения и юридическая ответственность (1 ч) |
|
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности |
Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности |
Урок 14. Правоохранительные органы (1 ч) |
|
Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат |
Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов |
Уроки 15—16. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (2 ч) |
|
Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя |
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина |
Уроки 17—18. Права и свободы человека и гражданина (2 ч) |
|
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ |
Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) |
Урок 19. Гражданские правоотношения (1 ч) |
|
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя |
Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей |
Урок 20. Право на труд. Трудовые правоотношения (1ч) |
|
Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях |
Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях |
Урок 21. Семейные правоотношения (1ч) |
|
Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей |
Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа |
Урок 22. Административные правоотношения (1ч) |
|
Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний |
Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний |
Урок 23. Уголовно-правовые отношения (1ч) |
|
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних |
Урок 24. Социальные права (1ч) |
|
Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона |
Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах рассмотреть основные направления социальной политики нашего государства |
Урок 25. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов (1ч) |
|
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов |
Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление» |
Урок 26. Правовое регулирование отношений в сфере образования (1 ч) |
|
Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность |
Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование |
Уроки 27—28. Практикум по теме «Право» (2 ч) |
|
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
|
Урок 29. Заключительный урок (1ч) |
|
Провести диагностику результатов обучения в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за год |
|
Резерв (6 ч) |