Право на образование

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Право на образование

Цели: подвести учащихся к пониманию роли образования в современном обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся интереса к образованию, пониманию необходимости и важности роли знаний в будущей жизни.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (образование, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Политические права и свободы»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 51 и 52

КАРТОЧКА № 51

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему свобода собраний и свобода ассоциаций принадлежат к числу важнейших прав и свобод человека и гражданина?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- С какой цепью организуются собрания граждан?

- Какие собрания могут быть запрещены правительственными органами в рамках действующего образования?

- Что необходимо сделать организаторам собрания, митинга или шествия для получения разрешения на их проведение?

- Когда и почему государство имеет право на применение силы для завершения собрания?

- Что такое ассоциация?

- Какие виды ассоциаций вы знаете и можете назвать?

- Какие ассоциации должны быть запрещены законом?

- Для кого из граждан вводится ограничение на участие в ассоциациях?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 52

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как следует понимать свободу слова?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Почему важно не мешать человеку самому искать информацию и выражать свое мнение?

- Какими могут быть последствия вмешательства государства в распространение информации?

- Как осуществляет свою деятельность цензура?

- Почему свобода слова не может быть абсолютной?

- Что запрещено пропагандировать в средствах массовой информации?

- Какие средства массовой информации наиболее влиятельны в наше время?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

- Объясните термины: ассоциация, политическая партия, политический лидер, президент, свобода слова.

ВАРИАНТ В

- Решите тест.

1. Какая из перечисленных партий не попала в Государственную Думу пятого созыва:

а) Единая Россия;

б) СПС;

в) КПРФ;

г) Справедливая Россия.

2. Контроль за содержанием книг, фильмов, газет, журналов предназначенных к выпуску - ...

а) гласность;

б) квота;

в) редакция;

г) цензура.

3. Какое из утверждений является верным:

А. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия.

Б. Свобода слова и печати не может быть абсолютной,

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) нет верного ответа.

4. Активное избирательное право - это:

А. Участие гражданина страны в выборах и референдума в качестве избирателя.

Б. Участие гражданина в выборах в качестве кандидата,

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) нет верного ответа.

5. Какое из утверждений является верным:

А. Девятиклассники нашей школы могут обратиться с заявлением в органы местного самоуправления.

Б. Граждане Китая, проживающие на территории нашей . страны, направили обращение в Правительство России,

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) нет верного ответа.

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 51 и 52, отзывы одноклассников


III. Изучение новой темы

План

1. Образование - сочетание интересов личности и общества.

2. Что означает право на образование?

3. Право на доступ к культурным ценностям.

Задача для учащихся: выяснить, можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь. Следует ли продолжать образование после окончания школы? Является ли учеба в школе единственным путем приобщения к культуре?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Учебник 1 (с. 305) или учебник 2 (с. 173-179).

Задание для учащихся: составьте схему. Почему образование соответствует интересам и личности, и общества?

Вариант заполнения схемы:



2. Рассказ учителя о праве на образование (в объеме учебника)

Задание для учащихся; выяснить, что такое гуманизация образования. Какие типы школ существуют в наше стране? Где можно продолжить образование?

Вариант ответа:

Гуманизация образования - это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности, сохранению здоровья учащихся. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Типы школ - гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения. Профилированное обучение в старших классах.

Система образования построена по принципу:



3. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала

Задание для учащихся; в чем отличие старой и новой школы? Почему бунтуют голландские студенты? Согласны ли вы с их требованиями?

Дополнительный материал

Школа старая и новая

В книге «Свобода учиться» Карл Роджерс рассказывает о школах, воплотивших в жизнь принципы гуманистической педагогики. Эта педагогика предлагает относиться к ребенку как к субъекту, главному действующему лицу процесса обучения, а учителя видит не авторитарным лидером, «знающим, как надо», а фасилитатором, т. е. организатором и вдохновителем самостоятельной деятельности учеников.

Вот как Роджерс формулирует основные черты традиционной школы, неприемлемые с точки зрения гуманистической психологии и педагогики.

«Учитель - владелец знания, учащийся - предполагаемый получатель. Учитель - эксперт, который знает свою область. Учащийся сидит, держа наготове тетрадку и карандаш, в ожидании слов мудрости. Между статусом преподавателя и статусом учащегося - дистанция огромного размера.

Лекция, учебник или же другие способы интеллектуального вербального преподавания - главный метод передачи знания получателю. Экзамен измеряет степень, в которой учащийся получил это знание... Почему лекция считается главным способом преподавания? Сие есть тайна. Такое положение имело смысл до того, как появились книги, но его современное логическое основание почти никогда не объясняется. Все больший рост значения, придаваемого экзаменам, также непостижим... Экзамен теперь считается наиболее важным аспектом обучения, целью, к которой направлено все остальное.

Учитель - обладатель власти, учащийся - тот, кто подчиняется. Администратор от образования также обладатель власти, тогда как учитель и учащийся - те, кто подчиняется. Контроль всегда осуществляется сверху вниз.

Авторитарное господство учителя в классе - общепринятая политика. Начинающим учителям начальной школы часто советуют: «Первым удостоверьтесь, что вы контролируете своих учащихся». Другая распространенная максима, выражающая безрадостность этого контроля, такова «Не улыбайтесь детям до Рождества». ...Учитель всегда в центре, вне зависимости от того, обожают ли его как источник знаний или же презирают как диктатора.

Минимум доверия. Наиболее примечательно недоверие учителя к учащемуся. От ученика не ждут, что он будет работать сколько-нибудь удовлетворительно без постоянного надзора со стороны учителя. Недоверие учащегося к учителю более диффузно: отсутствует доверие в отношении мотивов, честности, открытости, компетентности учителя.

Подданными (учащимися) лучше всего управлять, если держать их в состоянии периодического или постоянного страха. В настоящее время в школах не так уж часто применяются физические наказания, однако критические замечания и высмеивание в присутствии других и постоянный страх неуспеха оказываются даже более действенными. Мой опыт показывает, что это состояние страха все более и более усиливается по мере того, как учащийся поднимается по образовательной лестнице, поскольку у него становится все больше того, что можно потерять. Учащийся начальной школы может стать объектом язвительных замечаний или же приобрести репутацию тупого. В средней школе к этому добавляется страх, что не удастся окончить школу, со всеми профессиональными, экономическими и образовательными последствиями этого. В колледже страх перед всеми этими последствиями еще более усиливается. В университете попечительство одного научного руководителя создает еще больше возможностей для предельного наказания в соответствии с волей диктатора. Многие студенты не смогли получить свои степени, потому что отказались следовать каждой прихоти их ведущего профессора. Их положение зачастую аналогично положению раба, подвластного деспоту, дарующему жизнь или смерть.

Демократия и ее ценности игнорируются и презираются на практике. Учащиеся не участвуют в выборе целей, содержания учебных программ или стиля работы. Все это выбирается для учащихся. ... Аналогичным образом учителя не принимают участия в... формировании образовательной политики.

В образовательной системе нет места целостному человеку, есть место лишь его интеллекту. Рвущаяся наружу любознательность нормального младшего школьника и избыток физической энергии подростка становятся объектами сдерживания, а то и подавления».

В «человекоцентрированных» школах, опыт которых описывает Роджерс, учитель и ученик сотрудничают, разделяя ответственность за процесс обучения. Задача учителя - предоставить ученику все необходимые ресурсы (пособия, книги, самого себя) для получения знаний и помочь преодолеть трудности. Ученик же сам (при помощи учителя-фасилитатора) вырабатывает свою программу обучения и узнает новое, работая индивидуально или вместе с другими школьниками, дисциплина контроля и принуждения заменяется самодисциплиной и самоконтролем. А главным результатом обучения становится не сумма знаний, а обретенная и развитая способность самостоятельно добывать знания и решать проблемы, актуальные именно сейчас. Анализируя работу школ нового типа, Роджерс приходит к выводу, что обучение в них является более глубоким, большинство учеников усваивают больше материала и в большем объеме, а обретенные знания сохраняют надолго. При этом они учатся с удовольствием и даже с азартом, вовлекаясь в процесс всем своим существом, не только интеллектом, но и переживаниями и чувствами. [61, с. 146-147]


Голландская болезнь. Бунтующая молодежь хочет меньше учиться за собственные деньги

На счету не желающих перенапрягаться от учебы молодых голландцев шумные демонстрации уже практически во всех крупных городах страны, забросанный 23 ноября дымовыми шашками парламент, десятки разбитых автомобилей и витрин, перекрытые улицы и как минимум двое покалеченных полицейских. В одном Амстердаме протестовать вышли более тысячи учащихся, из которых около двух десятков задержаны, а остальные разогнаны водометами.

Впрочем, несмотря на всю серьезность настроя протестующих, нельзя не признать, что их требования «бескорыстны». Если рабочие во время забастовок обычно добиваются от работодателей или государства большей оплаты за отработанное время, то голландские учащиеся, наоборот, хотят, чтобы их учили меньше, но за те же деньги - ведь образование в Голландии платное. Рыночный подход к образованию, по идее, предполагает, что требования разъяренных студентов и школьников будут государством удовлетворены.

Это, однако, не значит, что голландские студенты действительно станут учиться меньше, чем наши, китайские или американские. Ведь в Европе давно сложилась ситуация, когда большинство студентов в стремлении продлить беззаботную молодость после окончания одного факультета переходят на другой, меняют вузы, стремясь получить несколько специальностей, а заодно пожить в разных городах и странах. В результате вместо привычных для наших студентов 5-6 лет в Европе учатся по 7-8 лет, а иногда и больше.

Спешить им некуда, так что увеличение количества учебных часов для них - только лишняя обуза: не для того они хотят как можно дольше оставаться «вечными студентами», чтобы просиживать отвоеванные у взрослости часы за партой. [9]


3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 310-311) или учебник 2 (с. 173-179).

Задание для учащихся: выяснить значение права на доступ к культурным ценностям.


4. Беседа по прочитанному тексту

- Как в российских законах отражено право человека на приобщение к культурным ценностям?

- Почему легче воспринять внешние проявления культуры, чем понять глубину замысла автора классического произведения?

- Как формируются потребности на пользование культурными ценностями?

- Какую роль играет развитие науки в непрерывности образовательного процесса?


IV. Закрепление изученного на уроке

- Что означает понятие «образовать»?

- Какие изменения происходят в современной системе образования?

- Почему государство заинтересовано в повышении качества образовательного процесса?

- В чем важность гуманизации образования?

- Можно ли закончить среднюю школу быстрее, чем за 11 лет?

- Как можно овладеть новыми знаниями?


V. Подведение итогов урока

- Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?

- Следует ли продолжать образование после окончания школы?

- Является ли учеба в школе единственным путем приобщения к культуре?


Домашнее задание

1. Прочитать § 47 учебника 1 (с. 304-310) или § 22-23 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Почему общество нуждается в образованных гражданах?

- Что означает право на образование?

- Как осуществляется право на доступ к культурным ценностям?

3. Выполнить в тетради задание 2 на с. 311 учебника 1 или практикум на с. 180 учебника 2.


Дополнительный материал

ЕГЭ по-американски, собеседование по-оксбриджски и победа по-фински

Выскажу свою точку зрения на российский ЕГЭ, основанную на зарубежных впечатлениях. А эти впечатления легли на довольно прочную основу - 14 лет своего трудового стажа я работал учителем и директором школы.

И вот что я думаю...

Напрашивается аналогия между тестами, которые сдают американские школьники, и нашим ЕГЭ. Она не полная отнюдь. Главное отличие: единый экзамен в США - экзамен многоуровневый. Знания какого уровня показал - в вуз такого уровня и поступил. Если в России функцию этой многоуровневости выполняет, собственно, оценка за ЕГЭ (в один вуз лучше идти не меньше чем с 90 баллами по какому-либо предмету, в другой - хватит и 70-и, при двойке выставляется итоговое «удовлетворительно», и человек, если желает того, поступает в вуз на коммерческой основе), то в США есть три вида тестов, по-разному проверяющих знания, умения и навыки американских выпускников. И самый сложный из них открывает двери не только в лучшие высшие учебные заведения страны, но и во многие вузы мира.

1. Advanced Placement (АР), или экзамен об окончании программы обучения повышенной сложности, разработан для успешных учеников, перед которыми стоит задача поступить не просто в высшее учебное заведение, а в лучшие вузы страны. Основная масса школьников занимается по стандартной системе и в конце 4 последних лет обучения лет сдает экзамены по 4 предметам, а потом получает аттестат об окончании полной средней школы. А самые-самые занимаются углубленно несколькими предметами на уровне колледжа или университета и после сдачи АР становятся обладателями Международного диплома повышенной сложности (Advanced Placement International Diploma).

Подчеркнем: дисциплины для сдающего АР изучаются на уровне системы высшего образования, а не среднего. На каждый предмет отводится год, по окончании которого проходит письменный экзамен, оцениваемый по пятибалльной системе международной комиссией. Результаты экзамена в июне отправляются ученику, в школу и в те высшие учебные заведения, в которые собирается поступать выпускник.

Сейчас экзамены по программе АР сдаются по 31 предмету - в том числе по математике, физике и информатике, химии и биологии, статистике и экономической теории, иностранным языкам, английской литературе, экономической географии, психологии, истории искусств, европейской и отечественной истории. Результаты этих американских экзаменов также признаются несколькими университетами в Канаде и еще в ряде стран мира. Среди них Великобритания и Ирландия, Германия и Австрия, Франция, Бельгия и Нидерланды, Дания, Швейцария, ЮАР и Австралия.

Программа обучения повышенной сложности значительно увеличивает шансы поступающего в университет. Она равнозначна по содержанию университетской и предоставляет возможность зачета некоторых изучаемых предметов в школе в качестве университетских дисциплин. Некоторые вузы принимают абитуриентов с хорошими баллами по АР сразу на второй курс.

2. Школьники, не ощущающие в себе сил взяться за АР, но желающие поступать в вузы, сдают экзамен SAT. Он больше похож на ЕГЭ, но ЕГЭ, опять же, не делится на типы. A SAT делится.

SAT I, или SAT Reasoning Test, включает в себя вербальную (словесную) и математическую части. SAT II (SAT Subject Tests) проверяет знание трех предметов по выбору из предложенного списка. Для поступления в большинство колледжей и университетов требуется сдача SAT I, однако более престижные вузы отдают предпочтение SAT II.

В вербальный раздел теста входит аналитическое чтение (Critical Reading). На него отводится 70 минут. Этот раздел на основе принципа множественного выбора проверяет, насколько хорошо экзаменующийся понял содержание текста. 19 вопросов, построенных по методу законченных предложений (Sentence completion questions), определяют словарный запас кандидата и понимание структуры предложения. Вторая часть (Passage-based reading questions) состоит из 48 вопросов, выясняющих понимание прочитанных кусков текста размером 100-850 слов, содержание которых экзаменуемому было дотоле не знакомо. Вопросы разбиты натри группы: слово в контексте (определить значение слова в предъявленном контексте); литературное понимание (понять значительную информацию, содержащуюся в тексте); развернутая аргументация (распознать основную идею автора, следовать логике аналогии или аргументации).

70 минут отпускается и на выполнение математического раздела теста. Он состоит из 44 вопросов множественного выбора и 10 вопросов, рассчитанных на нахождение собственного решения. Задания включают в себя задачи на числа и операции (проценты, степени, пропорции), свойства целого числа (четные/нечетные числа, простые числа, делимость), рациональные числа, логическое мышление, множества (объединение, пересечение, элементы), техники вычисления, последовательность, теория элементарных чисел.

Задачи подраздела «Алгебра и функции» содержат вопросы на подстановку и упрощение алгебраических выражений, свойства степени, решение линейных равенств и неравенств, прямую и обратную пропорциональность, алгебраические функции. Также сюда входят темы из школьного курса геометрии. Это периметр многогранника, окружность и круг, объем куба и цилиндра, теорема Пифагора, свойства параллельных и перпендикулярных прямых, тангенсы, подобия, преобразования, координатная геометрия.

Сдача экзамена заканчивается написанием эссе. Ответы на вопросы в этой части теста занимают 35 минут, еще 25 минут уходит на то, чтобы написать само эссе. Первая часть включает в себя три типа множественных ответов: улучшение высказываний (25 вопросов), установление ошибок в высказываниях (18 вопросов) и улучшение абзацев (6 вопросов). Сразу становится видно, умеет ли тестируемый выражать свои мысли четко и ясно, видеть допущенные в предложении или тексте ошибки, а также редактировать письменные источники информации. Кроме этого кандидат должен хорошо владеть грамматикой и орфографией, чтобы не срезаться на элементарных ошибках - связанных, например, с употреблением времен или написанием того или иного слова.

Основное назначение эссе - выявить, насколько связно может испытуемый выразить свои мысли на заданную тему. Выразить их надо так быстро, что на проверку и шлифовку текста времени практически не останется.

На выполнение каждого теста по дополнительным предметам (SAT Subject Tests, SAT II) отводится 1 час. За это время необходимо ответить на экзаменационные вопросы. Тест проводится по английской литературе, истории США, всемирной истории, математике, биологии, химии, физике, иностранному языку (китайскому, французскому, немецкому, еврейскому, итальянскому, японскому, корейскому, латыни, испанскому).

Тестирование, принятое по окончании американской средней школы, напрямую отражает сложившуюся систему образования США и работает именно на американские вузы. Следует сказать, что учреждения американского высшего образования весьма разнородны. В США высшее образование можно получить в 3000 вузов, из которых мастерские и докторские степени присваиваются лишь двумястами, а серьезными научными исследованиями занимаются лишь в сотне ведущих. Отсюда следует, что если абитуриент хочет попасть в сотню лучших вузов, то к сдаче АР или SAT I к SAT II ему необходимо готовиться в школе.

Но не все же дети - отличники, способные усваивать информацию на лету. Есть масса таких, кто в лучшем случае способен сдать экзамены SAT I. Они понимают, что их удел - вузы, не блещущие своими позициями в национальных и международных рейтингах. И вообще - об университете речь может идти только в том случае, когда балл, полученный по совокупности экзаменов, высокий. А при низком балле для своего дальнейшего обучения американцам приходится рассматривать лишь двух- или четырехгодичные колледжи.

Общий объективный вывод: система тестирования по окончанию американской средней школы работает! Как на школьника, так и на приемную комиссию вуза.

Вывод для вас лично: имеете представление о заданиях ЕГЭ? Вообразите, что это SAT I. А для подготовки в вуз разыщите задания, которые кажутся вам сложнее «егэшных» - это будет ваш личный SAT II, и неимоверно сложные - собственный Advanced Placement. Устанавливайте планку сами для себя.

Что же мешает Минобрнауки РФ создать схожую трехуровневую (или с любым другим количеством уровней) систему тестирования? Как мне представляется - ничто не мешает. По моему мнению, единственным тормозом в деле усовершенствования комплекса выпускных экзаменов за курс полной средней школы является косность всей системы образования, включая высшую школу. Еще когда я был школьником, нам говорили о том, что школа готовит не к обучению в вузе, а к «жизни в целом» - поэтому чтобы поступить в вуз, нужно заниматься дополнительно. Затем на коротких подготовительных абитуриентских курсах вузовские преподаватели сетовали на отрыв школьной программы от вузовской и пытались впихнуть в нас за три недели максимум знаний, чтобы мы не выглядели бледно на вступительных экзаменах. Ведь не было и нет плавной преемственности между программами высшей и средней школы, и экзамены приходилось сдавать два раза - за курс средней школы и при поступлении в вуз. (Однако есть страна, где такое не является помехой. Но об этом ниже.)

Изменилось ли что-то с тех пор? В целом, как в системе, нет. Да, есть некоторые школы, с давних пор «приписанные» к определенным вузам и обучающие по программам повышенной сложности. Но это не общепринятые традиции, не тенденции - это некоторые частности, исключения из правил.

Может ли современная массовая школа обеспечить детям обучение по индивидуальным учебным планам, соответствующим по своей сложности университетским? Нет, не может. Для этого нужно изменить всю систему преподавания - с классно-урочной (всем классом на один и тот же урок) на обучение по индивидуальному учебному плану. Это когда формально «приписан» к одному классу, а занимаешься с другими группами теми предметами, по которым будешь сдавать экзамены за курс средней школы, а также которые будут более углубленно изучаться в вузе. Если вы только собираетесь в 10-й класс, поищите гимназию с подобной организацией учебы. Такое встречается.

<...>

Так чего же мы хотим от ЕГЭ? Полагаю, ЕГЭ - это некое половинчатое решение, отражающее состояние всей системы образования, и школьной, и вузовской.

Постоянно слышатся голоса ректорского корпуса, прежде всего ведущих вузов страны, о защите старой модели сдачи экзаменов. Логика такая: ЕГЭ - это плохо, и все тут. Вместе с тем почему-то они не предлагают дополнить ЕГЭ вступительным собеседованием. А как же Кембридж и Оксфорд? Уж точно лучшие университеты мира. Занимают второе и третье места в мире согласно последнему рейтингу лучших вузов мира газеты «Таймс» и исследовательской организации. А наш МГУ занял в этой табели о рангах лишь 93-е. Так вот Оксбридж дополнительно к результатам экзаменов за курс британской средней школы проводит личное интервью с кандидатом. Почему бы лучшим отечественным вузам не делать то же самое?

<...>

Некоторые политики являются основными критиками ЕГЭ. Они считают, что с его введением наше среднее образование перестанет быть лучшим в мире. Однако оно все равно больше таковым не является. Взглянем правде в лицо. Последний срез знаний 15-летних школьников (Programme for International Student Assessment - PISA) был проведен Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию в прошлом году. Его итоги еще не подведены, но более ранние результаты этой программы проверки (2003 год) для России малоутешительны.

Ученики из Финляндии были лучшими в категории грамотность чтения, в то время как представители Гонконга-Китая были лучшими в математике. Первые пятерки распределилась следующим образом: Финляндия, Южная Корея, Канада, Австралия, Лихтенштейн, Новая Зеландии - по грамотности чтения, Гонконг, Финляндия, Южная Корея, Нидерланды, Лихтенштейн - по математике, Финляндия, Япония, Гонконг, Южная Корея, Лихтенштейн - по естественным наукам. В связи с этим интересно отметить, что школьники из промышленно развитых стран показали не самые блестящие результаты. Например, Германия заняла 22-ю позицию по математике, 17-ю по естественным наукам и 21-ю позицию по литературе, Франция была 17-й по литературе, 16-й по математике и по естественным наукам. США по тем же предметам довольствовались 18-й и 28-й строчками. Российские школьники вывели страну на тридцать 32-е место по литературе, 30-е по математике и 29-е по естественным наукам. Всего в PISA 2003 приняли участие 40 стран мира.

Так, может быть, тогда нашему среднему образованию взять на вооружение опыт страны-победителя - финскую систему сдачи экзаменов?

В конце курса средней школы финны сдают 4 экзамена: по родному языку (финскому, шведскому или саами), по второму национальному языку, по иностранному языку, по математике, а также одному предмету естественнонаучной или гуманитарной тематики. Это могут быть религия, этика, философия, психология, история, обществоведение, физика, химия, биология, география. Тесты проходят на двух уровнях: простом и усложненном. Результаты экзамена засчитываются при правильных ответах на 6 и более вопросов задания.

А для того? чтобы стать студентом финского вуза, выпускникам школы предстоит сдать дополнительные экзамены!

Вам ничего эта система не напоминает? Скажем, предыдущую нашу, ту самую, привычную, заменяемую сейчас ЕГЭ...

Та или иная экзаменационная система всего-навсего отражает связку «средняя школа - вуз». Изменение количества и формы сдачи экзаменов привязано к смене школьных учебных планов, содержания учебных программ и методик преподавания. Дидактика знаменитого педагога XVII в. Яна Амоса Коменского требует одного, а наисовременнейшее виртуальное обучение - совсем другого. Соответственно - и экзаменам положено соответствовать времени.

Если та или иная система экзаменов принята, она должна работать. Но сразу это невозможно.

Она не работает должным образом? Значит, на высоком общественном или государственном уровне ее хорошо бы оспаривать либо улучшать.

Пока вокруг нее ведутся дебаты, ее уже опробуют на вас? Сделайте так, чтобы она работала лично для вас. [58]






Для любых предложений по сайту: [email protected]