Политические права и свободы

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Политические права и свободы

Цели: подвести учащихся к пониманию значения политических прав и свобод в жизни современного общества; ознакомить учащихся с последними политическими событиями в нашей стране, политическими партиями и их основными программными требованиями; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания важности влияния политических событий происходящих в стране на жизнь каждого человека.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода собраний; свобода ассоциаций; свобода слова; цензура, гласность), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Социальные права человека»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 46-48.

КАРТОЧКА № 46

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Какие направления в социальной политике нашей страны можно считать приоритетными?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Каким образом социальные права человека связаны с его экономическими правами?

- От каких факторов зависит социальное положение человека в обществе?

- Как государство может способствовать повышению социального положения человека?

- Каковы основные направления социальной политики Правительства России?

- Какими чертами характеризуется социальное государство?

- Каких результатов удалось добиться нашей стране в улучшении социальной защищенности человека?

- Какие проблемы в области социальной политики по-прежнему остаются напряженными?

- Какие слои общества нуждаются в первоочередной помощи от государства?

- В чем главные причины социальных проблем российского общества?

- Из каких источников государства берет средства на проведение социальной политики?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 47

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему проблемы жилья и здравоохранения остаются одними из главных проблем в социальной политике России?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Как в Конституции СССР закреплялось право человека на жилище?

- Почему государство в условиях экономического спада не может обеспечить своих граждан бесплатным жильем?

- Каким слоям общество сложно обеспечить себя достойным жильем?

- Как в Конституции РФ сформулировано право человека на жилище?

- В каких случаях человек может быть лишен своего жилья?

- Как государство может поощрить своих граждан в желании построить или приобрести новое жилье в частную собственность?

- Каким образом в нашей стране формируется рынок жилья?

- Какие изменения произошли в системе здравоохранения на рубеже XX-XXI вв.?

- Может ли современная медицина быть бесплатной?

- Какие преимущества имеет страховая медицина перед бесплатной?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 48

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как в нашей стране реализуется право на социальное обеспечение?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Какие категории людей имеют право на первоочередную социальную защиту со стороны государства?

- Какие социальные права человека закреплены в российских и международных законодательных документах?

- Почему существует разница в российских и международных гарантиях социальных прав человека?

- Какую роль, в социальном обеспечении нуждающихся играют благотворительные организации?

- Как государство может поощрять благотворительность своих граждан?

- Почему дети и подростки особенно нуждаются в социальной защите со стороны государства?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

- Заполните пропуски.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой... (государства).

2. Забота о детях, их воспитание - равное... (право) и... (обязанность) родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о... (нетрудоспособныхродителях).

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение... (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей) и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются... (законом).

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и... (благотворительность).

ВАРИАНТ В

Фронтальный опрос

- Что такое социальные права граждан? (К социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права ребенка и права инвалидов.)

- Какие слои общества наиболее нуждаются в социальной защищенности? (Дети, пенсионеры, инвалиды.)

- Почему благотворительность в нашей стране не получила такого распространения, как в странах Запада? (Отсутствие традиций благотворительности и налоговых льгот для предпринимателей, занимающихся благотворительностью и меценатством.)

- Какой должна быть медицина: бесплатной, платной или страховой? (Должно быть разумное сочетание бесплатной, страховой и платной медицины.)

- В каких документах закреплены социальные права граждан России? (В Конституции РФ.)


3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 46, № 47 и № 48, отзывы одноклассников


III. Изучение новой темы

План

1. Право участвовать в управлении делами государства.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Задача для учащихся; выяснить, кто может участвовать в управлении делами государства. Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении государством?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 297-300) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся; выяснить роль граждан в управлении делами государства. Каким образом осуществляется это право?

Варианты ответа:

• Граждане России имеют право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

• Решение, кто будет представлять их интересы в законодательном органе власти, принимается на выборах.

• Избирательное право является всеобщим для лиц, достигших 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, образования. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными.

• Избирательное право является равным.

• Выборы в России являются прямыми и проводятся путем тайного голосования.

• Каждый гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Возрастной ценз для Государственной Думы - 21 год, для избрания Президентом Российской Федерации - 35 лет, а также проживание в России не менее 10 лет.

• Участие в управлении может осуществляться через референдум, проводящийся по таким же принципам, что и выборы депутатов.


2. Рассказ учителя о праве граждан на равный доступ к государственной службе (в объеме материала учебника)

Учебник 1 (с. 299) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся: почему не каждый гражданин России пользуется правом на равный доступ к государственной службе?


3. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом (см. ниже)

Задание для учащихся: почему среди многих граждан существует недоверие органам государственной власти?


Дополнительный материал

Нехитрый подсчет показывает: за минувшие 6 лет среднедушевые доходы населения в России выросли примерно в 3,3 раза, средняя пенсия - в 2,2 раза, а зарплаты - в 2,9 раза. В то же время доходы парламентариев и министров (оклад с учетом надбавок) выросли соответственно в 7 раз и 8,6 раза. «Чему тут удивляться? Власть сама себе устанавливает оклады, льготы, - говорит бывший депутат Госдумы Василий Шандыбин - Посмотрите, сколько в Думу баллотировалось чиновников-миллионеров, какие доходы, дома, машины у губернаторов, депутатов! Они потому с такой легкостью и принимают антинародные законы, что живут на широкую ногу».


Год

Среднедушевые доходы населения

Средний размер назначенной пенсии

Средняя номинально начисленная зарплата

Зарплата депутатов Госдумы, сенаторов

Зарплата федеральных министров

2002

3 947

1 379

4 360

16 200

16 200

2003

5 170

1 637

5 498

30 000

30 000

2004

6410

1 915

6 739

60 000

88 000

2005

8 023

2 364

8 555

85 000

100 000

2006

9 947

2 726

10 727

100 000

120 000

2007*

12 901

3 015

12 791

115 000

140 000

* Предварительные данные за 9 месяцев. По сведениям Росстата и собственная информация. [44]


4. Беседа по прочитанному тексту


5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 299-300) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся: составьте обращение в государственные органы или органы местного самоуправления. Кто имеет право обращаться в органы власти? (В органы власти обращения могут быть направлены любым человеком (в т. ч. и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц или общественной организацией.)


6. Беседа по составленным обращениям


IV. Закрепление изученного на уроке

- Что такое политика?

- Какие партии участвовали в выборах в Государственную Думу? Каковы результаты выборов?

- Кто имеет право стать Президентом РФ?

- Что такое государственная служба?

- Как можно стать государственным служащим?

- За что государственного служащего могут привлечь к административной ответственности?


V. Подведение итогов урока

- Кто может участвовать в управлении делами государства?

- Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении государством?

- Каковы возможности влиять на принятие государственной властью политических решений?


Домашнее задание

1. Прочитать § 46 учебника 1 (с. 297-300) или § 8 учебника 2 (с. 60-68).

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Каким образом граждане России участвуют в управлении государством?

- Как складываются отношения между гражданами и государством?

3. Выполнить в тетради задания 3 и 4 на с. 304 учебника 1 или практикум на с. 69 учебника 2.


Дополнительный материал

США и Россия: резонансные случаи подросткового терроризма

Блэксбург, штат Вирджиния. США. 23-летний американец корейского происхождения Чо Сын Хи расстрелял 32 человека, а затем совершил самоубийсгво. Трагедия произошла на территории Технологического университета штата. Главными жертвами террориста-маньяка стали студенты и преподаватели. В тот самый день, когда новость о теракте облетела Соединенные Штаты, во многих школах и университетах страны раздавались звонки с угрозами новой бойни, похлеще, чем в Вирджинии. Началась паника. В десяти штатах многие студенческие кампусы и школы были эвакуированы по распоряжению властей. Причиной паники становились то забытая кем-то сумка, то выброшенный в мусорный контейнер пакет. Родители не пускали детей в школы и колледжи.

Внешняя канва биографии Чо Сын Хи ничем не примечательна. В возрасте 8 лет он переехал с родителями в США. Они гТоселились в Фэйрфаксе, рядом с Вашингтоном. Семья была вполне законопослушной и состоятельной. Сестра Чо Сын Хи окончила Принстонский университет, а он сам поступил в Технологический университет Вирджинии, взяв в качестве основного предмета английский. Следствие обнаружило в комнате Чо записи, в которых тот объяснял мотивы своего поступка: он ненавидел «богатых детей», «распутство» и «лживых шарлатанов». Чо был влюблен в студентку Эмили Хилшер, которая отвергла его романтические ухаживания.

Эти факты, а также звонки в университеты и школы с угрозами аналогичных расправ после расстрела, устроенного Чо Сын Хи, дали американским судмедэкспертам основания говорить о том, что общество должно быть готово к появлению тех, кто будет подражать юным террористам.

Психологические портреты отечественных бомбистов- подростков имеют целый ряд сходств с американскими. У них та же любовь к оружию (правда, за малой доступностью огнестрельного наши предпочитали оружие холодное и взрывчатку), сложные и неровные отношения со сверстницами, презрение к обывателю, к толпе, к «овцам» сочетается с комплексом неполноценности. Однако от американских подростков-террористов российских до сих пор отличали две существенные черты. Во-первых, их действия имели совершенно определенную идеологическую мотивацию, были вдохновлены «великой» идеей или верой. Студент Илья Тихомиров, один из организаторов и исполнителей взрыва на Черкизовском рынке в Москве в августе 2006 года, писал в своем дневнике: «Согрешения нашего народа смоются нашей кровью, пожар войны выжжет скверну. Но те из нас, что останутся, отстроят Русский Дом заново». И как истинно верующим, им были свойственны сомнения: «И не появилось в душе моей пока - надеюсь, что только пока, - веры, той твердой веры, ради которой люди отдавали и отдают жизнь. Страшен червь сомнения».

Их второй отличительной чертой было то, что ни один из них до сих пор не думал о совершении теракта посредством самоубийства. Тот же Тихомиров допускал и тюрьму, и репрессии со стороны спецслужб, но хотел продолжать жить. В том же дневнике читаем: «Если суждено сесть, то я сяду, а если нет, то пусть я даже взорву синагогу и буду махать имперским флагом над развалинами - меня просто прогонят».

Если подтвердится, что массовое убийство пассажиров автобуса в Тольятти было совершено Евгением Вахрушевым и что действовал он вполне сознательно, можно будет говорить, что в России появилась новая разновидность терроризма, возникшего на основе социальной изоляции и отчуждения подростков от общества. [38]






Для любых предложений по сайту: [email protected]