Обществознание 9 класс - Поурочные разработки
Международное гуманитарное право
Цели: подвести учащихся к пониманию значения международных договоренностей о защите прав человека, особенно в условиях военных конфликтов; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости предотвращения развитию военных конфликтов, патриотизма, готовности отстаивать интересы своей страны.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (международное гуманитарное право, жертвы войны, вооруженный конфликт, военные преступления), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Всеобщая декларация прав человека»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 20, 21
КАРТОЧКА № 20
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какие международные документы о правах человека созданы человечеством?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Почему проблема прав человека волнует все современное человечество?
- Какие всемирные документы принято считать основными, главными?
- Что такое Международная хартия прав человека?
- Какие документы о правах человека составляют группу договоров?
- Что такое международное гуманитарное право?
- Почему Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом для большинства стран мира?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 21
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какие права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что мы считаем идеалом современного права?
- Что находится в центре внимания Декларации прав человека?
- Какую классификацию прав человека разработали ученые?
- Что значит «ограждающее» право?
- Почему важно гарантировать свободную активность самого человека?
- Почему государство и общество должны заботиться о человеке?
- Можно ли разделить права и обязанности человека в международных правовых документах? Конституции РФ?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Составьте группы прав человека из приведенного ниже перечня: право на жизнь, право избирать и быть избранным, право на достойную оплату труда, право на вступление в различные союзы и ассоциации, право на отдых, право на участие в митингах и собраниях, право на частную собственность, право на образование, право на свободу слова, право на участие в культурной жизни общества, право на труд, право на безопасные условия труда, право на медицинское обслуживание, право на занятия научной деятельностью, право на наследство, право на социальное обеспечение, право на выбор профессии, право на гражданство.
Гражданские |
Политические |
Экономические |
Социальные |
Культурные |
Право на жизнь, на частную собственность, на свободу слова, на наследство... |
Право избирать и быть избранным, на вступление в различные союзы и ассоциации, на участие в митингах и собраниях, на гражданство... |
Право на достойную оплату труда, право на труд, право на безопасные условия труда, на выбор профессии... |
Право на отдых, право на образование, на медицинское обслуживание, на социальное обеспечение... |
Право на участие в культурной жизни общества, право на занятия научной деятельностью... |
ВАРИАНТ В
Фронтальный опрос класса
- Что такое декларация? (В международном праве - торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели, не имеющий обязательной силы.)
- Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (В 1948 г.)
- Какие права человека принято называть правами первого поколения? (Гражданские и политические.)
- Какие права человека называют правами второго поколения? (Социальные, экономические и культурные.)
- Что такое конвенция? (Международный договор обязательств, которые соблюдаются подписавшими ее государствами.)
- Какие документы входят в международный пакт о правах человека? (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с факультативным протоколом).)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 20 и 21, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
Задача для учащихся: определить роль ООН в современном мире и значение международного гуманитарного права в урегулировании военных конфликтов.
1. Работа по учебнику
Прочитать текст § 37 учебника 1 (с. 233-237) или § 5 учебника 2.
Задание для учащихся: самостоятельно составить план параграфа. Объяснить незнакомые термины и понятия, используя словарь в конце учебника.
Вариант плана:
1. Последствия военных конфликтов.
2. Нормы международного гуманитарного права.
3. Особенности и значение международного гуманитарного права.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстами дополнительного материала
Задание для учащихся: выяснить, какую структуру имеет Организация Объединенных Наций? Какие нормы международного гуманитарного права нарушались в Великой Отечественной войне? Какую роль играет в соблюдении норм международного гуманитарного права играет деятельность Международного Красного Креста и Красного Полумесяца?
Дополнительный материал
Организация Объединенных Наций (ООН) - крупнейшая международная организация, созданная на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и укрепления международной безопасности и мира, а также развития мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН подписан 26 июня 1945 г. 50 государствами на учредительной конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. Членами ООН являются 185 государств. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат, который возглавляет Генеральный секретарь ООН. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке (США); имеются отделения ООН в Женеве (Швейцария) и Вене (Австрия). В целях развития сотрудничества между государствами в экономической, финансовой, социальной, научной и др. областях действуют 16 специализированных учреждений ООН: ЮНЕСКО, ЮНИДО, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации и др. [17, с. 371]
«Секр. От 8/1Х-41
Распоряжение об обращении с советскими военнопленными во всех лагерях военнопленных
I. Общие вопросы обращения с советскими военнопленными.
Большевизм является смертельным врагом национал-социалистской Германии... Поэтому большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение как с честным солдатом, в соответствии с Женевским соглашением.
Поэтому вполне соответствует точке зрения и достоинству германских вооруженных сил, чтобы каждый немецкий солдат проводил бы резкую грань между собой и советскими военнопленными... Самым строгим образом следует избегать всякого сочувствия, а тем более поддержки. Чувство гордости и превосходства немецкого солдата, назначенного для охраны советских военнопленных, должно во всякое время быть заметным для окружающих.
Поэтому предлагается безоговорочное и энергичное вмешательство при малейших признаках неповиновения, а особенно в отношении большевистских подстрекателей, неповиновение, активное или пассивное сопротивление должны быть немедленно и полностью устранены с помощью оружия (штык, приклад и огнестрельное оружие)... В отношении советских военнопленных даже из дисциплинарных соображений следует весьма резко прибегать к оружию. Подлежит наказанию всякий, кто для понуждения к выполнению данного приказа не применяет или недостаточно энергично применяет оружие...» [36, с. 354]
Международный комитет Красного Креста
(International Committee of the Red Cross)
осы. e 1863 г.
Нобелевские премии мира, 1917, 1944 гг.
Нобелевская премия мира, 1963 г.
совместно с Лигой обществ Красного Креста
Идея международной помощи жертвам войны и стихийных бедствий принадлежит Анри Дюнану, швейцарскому бизнесмену и гуманисту. В 1859 г. Дюнан организовал отряд добровольцев для помощи жертвам кровавой битвы при Сольферино (Северная Италия), где участвовало 160 тыс. франко-итальянских солдат и столько же австрийских. Дюнану удалось спасти многих раненых, для которых он нашел пищу, воду и уход.
В воспоминаниях о Сольферино, опубликованных в 1863 г., Дюнан наметил пути помощи больным и раненым военного времени. Книга вызвала повсеместное сочувствие жертвам войны, и в феврале 1863 г. Женевское общество благоденствия, небольшая благотворительная организация, ставившая целью помощь больным и нуждающимся, образовало комитет из пяти человек для рассмотрения предложений Дюнана. В октябре 1863 г. комитет, в который входил и Дюнан, организовал международную конференцию в Женеве. Представители 16 стран создали национальные благотворительные организации, в качестве эмблемы был избран красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг). Комитет пяти был преобразован в Международный комитет Красного Креста (МККК), в задачу которого входила координация деятельности благотворительных групп.
Конференция послужила толчком для организованного швейцарским правительством аналогичного мероприятия в 1864 г., где были сформулированы принципы работы с пострадавшими. 24 августа представители 12 государств подписали конвенцию об улучшении положения больных и раненых в воюющих армиях. Это соглашение, именуемое также Женевской конвенцией 1864 г., гарантировало нейтралитет медицинского персонала и оборудования и официально приняло красный крест в качестве опознавательного знака. Большинство государств с течением времени признали положения этой и других конвенций.
Боевое крещение Красный Крест принял уже в 1864 г., когда оказывал помощь во время датско-прусского конфликта из-за герцогств Шлезвиг и Гольштейн. В более широких масштабах он развернул свою деятельность во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг., хотя французские руководители не одобряли гуманизм Дюнана и Франция, в отличие от Пруссии, к Женевской конвенции не присоединилась.
Хотя и ограниченный в своих возможностях, МККК успел проявить себя в Русско-турецкой войне 1877 г., сербо-болгарской войне 1885 г. и Балканских войнах 1912-1913 гг. Многие национальные общества Красного Креста были созданы в это время. Например, американский Красный Крест основан в 1881 г. Кларой Бартон, которая была его первым председателем вплоть до 1904 г. Однако всю важность работы Красного Креста показала Первая мировая война.
С началом войны в августе 1914 г. МККК уведомил национальные общества Красного Креста о сборе писем и посылок для военнопленных. В Женеве было организовано Агентство информации и помощи пленным всех стран, где работало 8 добровольцев. В сентябре, когда после первых серьезных сражений появились тысячи военнопленных, в агентство хлынули запросы о пропавших без вести. За несколько месяцев агентство приняло и обучило больше тысячи новых сотрудников, для которых в Женеве было арендовано здание.
Во время войны агентство взяло на учет имена 7 млн. пленных, установив судьбу нескольких сотен тысяч без вести пропавших. В лагеря было отправлено больше 2 млн. посылок; сотрудники Красного Креста следили за соблюдением требований Гаагской мирной конференции 1907 г. о содержании военнопленных. Хотя представители МККК не могли посещать лагеря свободно, они часто получали на это разрешение. Контроль со стороны Красного Креста привел к значительному улучшению положения военнопленных, переговоры о репатриации позволили многим из них вернуться домой. Другие переехали в Швейцарию, где ожидали окончания войны.
Деятельность МККК в 1917 г. была отмечена Нобелевской премией мира - единственной в годы Первой мировой войны. Хотя церемонию вручения отложили до наступления мира, о присуждении премии было объявлено в Осло, на специальном заседании с участием норвежского короля, членов Норвежского Нобелевского комитета и парламентариев. Секретарь Нобелевского комитета Рагнвальд Моэ произнес краткую речь об истории МККК и его деятельности в годы войны.
После перемирия МККК осуществлял репатриацию миллионов беженцев военного времени. В 1919 г. национальные общества Красного Креста, до сих пор работавшие независимо, создали Лигу обществ Красного Креста (ныне Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца), цель которой состояла в координации усилий и распространении помощи на жертвы стихийных бедствий. С тех пор МККК, Лига обществ Красного Креста и национальные общества выступали под собирательным названием Международный Красный Крест. В 1986 г. принято новое название - Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
В период между двумя мировыми войнами МККК совершенствовал законы, запрещающие задержание военнопленных. Ему принадлежит заслуга ратификации Конвенции о военнопленных в 1929 г. Всеми крупнейшими державами, кроме Японии и СССР. МККК стремился облегчить участь пострадавших во время итало-эфиопской войны 1935 г. и гражданской войны в Испании, начавшейся в 1936 г.
С началом Второй мировой войны в 1939 г. МККК организовал центральное агентство по делам военнопленных. Более 3 тыс. добровольцев обрабатывали 200 тыс. почтовых отправлений в день. МККК отправил пленным 34 млн. посылок и более 1,3 млн. книг. Агентство наблюдало за условиями содержания в лагерях для военнопленных, в т. ч. и японских, хотя эта страна не ратифицировала Конвенции 1929 г.
Объединенная комиссия МККК и Лиги обществ Красного Креста оказывала помощь и населению стран, пострадавших от войны. Хотя нацистское правительство не одобряло помощь евреям, подвергавшимся гонениям в Германии, МККК доставлял продукты, одежду и медикаменты в некоторые концентрационные лагеря. Красный Крест выступил в защиту более чем 30 тыс. евреев, многим из них удалось спастись.
Вторая Нобелевская премия мира была присуждена МККК в 1945 г. по итогам истекшего года. Представитель Норвежского Нобелевского комитета Гуннар Ян в своей речи привел слова Филипа Ноэль-Бейкера о том, что «МККК своей деятельностью в годы войны вернул значение основополагающим принципам солидарности человечества, отождествив жизненные интересы народов и потребность в примирении». «Поступая так, МККК действовал в духе братства всех народов, о котором говорил Нобель в своем завещании», - добавил Г. Ян.
Макс Хубер, в то время президент МККК, принял премию от имени комитета и в ответной речи отметил: «Хотя на первый взгляд между миротворчеством и помощью жертвам войны существует большая разница и даже антагонизм, на деле они тесно связаны. Помощь пострадавшим - не единственная цель Красного Креста; оказывая поддержку, он служит не менее важной задаче, стремится отстоять в буре войны идею солидарности людей и уважения человеческого достоинства, когда реальные или мнимые нужды войны отодвигают моральные ценности на второй план». С Нобелевской лекцией выступил швейцарский юрист Эдуард Шапюисат, член МККК, который рассказал о деятельности Красного Креста в годы Второй мировой войны.
После войны МККК помог вернуться на родину миллионам интернированных и военнопленных. Репатриантам выдавался документ Красного Креста, который заменял паспорт. МККК контролировал распределение компенсационных сумм среди военнопленных в Японии, наблюдал за репатриацией 75 тыс. корейцев, находившихся в японском плену.
МККК продолжал искать пути к более эффективной защите гражданского населения, особенно интернированных, в результате чего была дополнена Женевская конвенция 1949 г., в ней говорилось также о потерпевших кораблекрушение и жертвах морских конфликтов.
Локальные конфликты, которые то и дело вспыхивали после Второй мировой войны, немало тревожили МККК. Во время Корейской войны представители Красного Креста оказывали помощь военнопленным и интернированным на юге полуострова, но доступ в Северную Корею был им закрыт. Сотрудники МККК участвовали в репатриации, начавшейся после перемирия в июле 1953 г., они сопровождали военнопленных, прибывавших на юг, и готовили к отъезду 85 китайских и 600 северокорейских солдат, хотя проникнуть в КНДР Красный Крест по-прежнему не мог.
Когда Израиль, Великобритания и Франция вторглись в Египет во время Суэцкого кризиса 1956 г., МККК доставлял продовольствие в Порт-Саид и осуществлял эвакуацию раненых. В дни венгерского восстания 1956 г. комитет переправил в Будапешт по воздуху более 90 тонн продуктов и медикаментов, а Лига обществ Красного Креста оказывала помощь венгерским беженцам, которые устремились в Австрию. Между 1955 и 1961 гг., во время восстания против французского господства в Алжире, МККК наблюдал за условиями содержания военнопленных, а Лига обществ поставляла медикаменты, продукты, одежду 285 тыс. беженцам.
В 1960 г., когда Бельгия образовала Демократическую Республику Конго (ныне Заир), а сепаратисты провинции Катанга (ныне Шаба) начали гражданскую войну, МККК вел работу по созданию нейтральных медицинских зон и оказанию помощи военнопленным. По призыву Союза национальные общества Красного Креста отправили в Конго для ухода за ранеными больше 100 врачей и медсестер.
МККК был удостоен третьей Нобелевской премии мира в 1963 г., в сотую годовщину своего существования, на этот раз совместно с Лигой обществ Красного Креста. Президент комитета Леопольд Буасье, швейцарский юрист, выступил с Нобелевской лекцией, где рассматривались некоторые аспекты деятельности Красного Креста. Отметив, что правительства всегда признавали значение Красного Креста, президент добавил: «Они понимали, что в мире, где приходят в столкновение эгоистические или идеологические интересы, лишь одно находится в стороне от ненависти - в самый разгар войны - и будет действовать всегда без тени личного интереса и совершенно независимо, движимое лишь верой: страдание должно быть смягчено, и здесь нет места предрассудкам». Коснувшись моральной стороны дела, Буасье утверждал, что «Красный Крест способствует пониманию между народами, развивая чувства братства и взаимной ответственности за благо человечества... Достижения Красного Креста глубоко символичны - акты мира в гибельный час битвы».
После получения третьей Нобелевской премии мира МККК продолжал функционировать как независимое, внепартийное, гуманитарное агентство. Руководят им 25 человек, в соответствии с уставом все они швейцарские граждане. Решения принимает штаб из 500 человек и дополнительно 500 делегатов с места событий. Примерно 75% бюджета перечисляет швейцарское правительство, остальное поступает от других государств, национальных обществ Красного Креста и отдельных жертвователей.
Красный Крест в целом управляется Международной комиссией Красного Креста в составе 9 человек, 2 из которых представляют МККК, 2 - Лигу обществ, 5 - национальные общества. Раз в 4 года собирается международная конференция Красного Креста, в которой участвуют представители МККК, Союза, национальных обществ и всех стран, подписавших Женевскую конвенцию. [34]
3. Беседа по тексту документов
- Какие права человека нарушались фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны?
- Чем мотивировались эти нарушения?
- Почему возникла идея создания организации Международного Красного Креста?
- Что такое международное гуманитарное право?
- Каковы основные направления деятельности Международного Красного Креста в наши дни?
IV. Закрепление изученного на уроке
- В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?
- Какие военные конфликты существуют в современном мире?
- В каких военных конфликтах последнего двадцатилетия участвовала наша страна?
- Может ли международное гуманитарное право предотвратить военные конфликты?
- Когда была создана организация Красного Креста?
V. Подведение итогов урока
- Какую роль играет ООН в современном мире?
- Каково значение международного гуманитарного права в урегулировании военных конфликтов?
Домашнее задание
1. Прочитать § 37 учебника 1 (с. 233-237) или § 5 учебника 2 (с. 39-46).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Почему появилась необходимость в создании мировых документов, защищающих людей в годы войны?
- Каким образом международное гуманитарное право способствует защите гражданского населения в местах военных конфликтов?
3. В тетради выполнить задания 3 и 5 на с. 238 учебника 1 или проблемное задание на с. 45 учебника 2.
Дополнительный материал
Конвенция - одно из названий международного договора по какому-либо специальному вопросу (например, Конвенция о бактериологическом оружии, Конвенция об охране авторских прав и т. п.); устанавливает взаимные права и обязанности государств в рассматриваемой специальной области.
Конвенции Гаагские - 1) международные конвенции о законах и обычаях войны, принятые на I (3 конвенции) и II (13 конвенций) мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг. Эти конвенции содержат положения о мирном разрешении международных споров, нейтралитете, о защите мирных жителей, режиме военнопленных, участи раненых и больных и т. д.; 2) конвенция (1954) о защите культурных ценностей в случае военного конфликта; 3) конвенции по международному частному праву (1902-1905, 1954-1956, 1961) и др.
Конвенции Женевские (1949) и дополнительные протоколы к ним 1977 г. - многосторонние международные соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв войны и вооруженных конфликтов. Конвенции Женевские подписаны 12 августа 1949 г. и включают: 1) Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2) Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3) Об обращении с военнопленными; 4) О защите гражданского населения во время войны. В 1977 г. к Конвенциям Женевским были приняты два дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов международного характера, и Протокол И, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Конвенции Женевские стали наиболее широко признанными международными договорами. В настоящее время около 180 государств - почти все международное сообщество - взяли на себя обязательство их соблюдать. РФ - участник Конвенции Женевские.
Конвенции Женевские по морскому праву (1958) - подписаны 29 апреля 1958 г. в итоге работы первой конференции ООН по морскому праву Они в договорном порядке закрепили основы международно-правовых режимов территориальных вод, континентального шельфа и открытого моря, принципы международного судоходства и рыболовства.
Конвенция Венская о гражданской ответственности за ядерный ущерб - принята на международной конференции в Вене, проходившей в мае 1963 г.; вступила в силу 12 ноября 1977 г. Конвенция предусматривает ответственность за ущерб, причиненный ядерными объектами как источниками повышенной опасности, независимо от наличия или отсутствия вины.
Конвенция Венская о дипломатических сношениях - основной международно-правовой документ, определяющий статус и функции дипломатическогоо представительства при главах государств; принята 18 апреля 1961 г. в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитету. Конвенция регламентирует, в частности, порядок установления и прекращения дипломатических отношений, учреждения дипломатических представительств и их функции, устанавливает дипломатические классы, порядок аккредитования главы дипломатического представительства и его персонала, объем дипломатических иммунитетов и привилегий. Участниками Конвенции являются около 150 государств.
Конвенция Венская о консульских сношениях - принята на Конференции ООН в Вене 24 апреля 1963 г.; вступила в силу 19 марта 1967 г. Конвенция устанавливает нормы международного права, регулирующие консульские отношения. Участниками являются около 110 государств. СССР не присоединился, т. к., некоторые положения противоречат советской консульской практике.
Конвенция Венская о праве международных договоров - принята на Конференции ООН по праву международных договоров 23 мая 1969 г., вступила в силу 27 января 1980 г. Конвенция регламентирует порядок заключения и вступления в силу, применения, толкования, прекращения и приостановления действия международных договоров.
Конвенция Венская о психотропных веществах - разработана под эгидой ООН, подписана в 1971 г., вступила в силу 16 августа 1976 г. Она установила список психотропных веществ, оборот которых подлежат строгому контролю, и распространила меры контроля на эти вещества. СССР являлся участником Конвенции, Россия также участвует в этой Конвенции.
Конвенция военная - одна из форм международно-правовых актов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств невоенным вопросам. В зависимости от числа подписавших Конвенцию государств она может быть двусторонней или многостороннем. Различают также Конвенции, заключенные на определенный срок и бессрочно. Имеются закрытые и открытые для присоединения к ним других государств.
Конвенция Европейская о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней - подписана 4 ноября 1950 г. в Риме государствами- членами Совета Европы; открыта для подписания государствами- членами Совета Европы. Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г., ратифицировала К.Е. 30 марта 1998 г., которая вступила в силу для РФ 5 мая 1998 г. К.Е. является международным документом о защите жизни, достоинства, свободы, личной неприкосновенности человека, неприкосновенности его жилища, тайны корреспонденции, а также о праве человека на свободу мысли, совести и религии, мирных собраний, справедливого и публичного разбирательства любого предъявленного ему обвинения. Протокол № 6 (1983) к К.Е. содержит положение об отмене смертной казни. В целях соблюдения положений К.Е. в ней предусмотрено образование Европейской Комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека.
Конвенция единая о наркотических средствах 1961 г. (с поправками к ней, внесенными в соответствии с Протоколом ООН 1972 г.) - регулирует обеспечение ограничения и контроля за культивацией, производством, продажей, экспортом и импортом, распределением и использованием наркотиков опия и его производных, а также синтетических и др. наркотиков, имеющих такие же свойства, как опий, кокаин, каннабиоиды.
Конвенция международная о ликвидации всех форм расовой дискриминации - принята на XX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 г.; открыта для подписания 7 марта 1966 г, вступила в силу 4 января 1969 г. Участниками К. являются более 120 государств, в т. ч. Россия. К. определяет расовую дискриминацию как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых др. областях общественной жизни». Участники К. осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно проводить политику ликвидации всех ее форм и с этой целью не совершать в отношении лиц, групп или учреждений каких-либо действий, связанных с расовой дискриминацией, и гарантировать, что все государственные органы будут действовать в соответствии с этим обязательством; не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, осуществляемую какими-либо лицами или организациями; объявить караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, и все акты насилия или подстрекательство к таким актам; запретить организации, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней. Участники К. особо осудили расовую сегрегацию и апартеид и обязались искоренять всякую практику такого характера на территориях, находящихся под их юрисдикцией. В К. содержится перечень прав и свобод, в отношении осуществления которых должна быть запрещена и ликвидирована дискриминация по признаку расы. В соответствии с К. для рассмотрения докладов государств-участников о принятых законодательствах, судебных, административных или др. мерах в 1969 г. был учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации.
Конвенция морская - одна из форм международно-правовых актов, регламентирующих отношения между государствами, возникающие в связи с использованием мирового океана. По числу подписавших государств и объему регулируемых вопросов различают двусторонние, многосторонние, региональные, универсальные и др. Они могут заключаться на определенный срок или бессрочно в целях регламентации сложных морских и военно-морских проблем, судоходства, определения порядка ведения промысла, защиты природной среды. Своего рода «основным законом океанов» стала Конвенция ООН по морскому праву (1982).
Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб - принята на международной конференции, проходившей в Вене с 29 апреля по 19 мая 1963 г; открыта для подписания 21 мая 1963 г. К. регулирует правовые отношения государств при использовании атомной энергии в мирных целях. Дает определение понятий: ядерные материалы, ядерное топливо, ядерный инцидент, ядерный ущерб и др. Устанавливает положения и мероприятия для защиты населения от ядерной опасности и характер ответственности за ядерный ущерб.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду - открыта для подписания 18 мая 1977 г.; вступила в силу 5 октября 1978 г. Участниками К. являются около 60 государств, в том числе РФ; срок действия К. не ограничен, она является открытой. К. налагает на ее участников обязательство не использовать в военных или любых иных враждебных целях любые средства для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли (включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу) или космического пространства. К. не препятствует использованию средств воздействия па природную среду в мирных целях.
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и три протокола к ней ~ открыты для подписания 10 апреля 1981 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке; вступили в силу 2 декабря 1983 г.
Срок действия не ограничен. Участниками К. являются около 60 государств, в том числе РФ, депозитарием - Генеральный секретарь ООН. К. (с учетом 3 протоколов к ней) полностью запрещает применение любого оружия, поражающего осколками, которые невозможно обнаружить рентгеновскими лучами; ограничивает применение мин и полностью запрещает использование мин-ловушек, соединенных или ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания, историческими памятниками и т. п.; полностью запрещает применение зажигательного оружия против гражданского населения и гражданских объектов, ограничивает его применение против растительного покрова, а также военных объектов.
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении - открыта для подписания 10 апреля 1972 г.; вступила в силу 26 марта 1975 г. Участниками К. являются более 140 государств, в том числе РФ, США и Великобритания - государства-депозитарии К. Срок действия К. не ограничен. Участники К. обязались никогда не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или др. биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или др. мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в военных конфликтах; уничтожить или переключить на мирные цели не позднее 9 месяцев после вступления К. в силу все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми они обладают или которые находятся под их юрисдикцией или контролем; не передавать др. государствам, не помогать им и не поощрять их к приобретению любых запрещаемых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки. К. является важным международным документом, запретившим дальнейшие работы по созданию опасных видов оружия массового поражения (уничтожения) людей.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия (ХО) и его уничтожении - открыта для подписания 13 января 1993 г.; вступила в силу 29 апреля 1997 г.; является бессрочной. К. подписали 169 и ратифицировали около 100 государств (в т. ч. Россия - 5 ноября 1997 г.). К. содержит условия, которые запрещают: разработку, производство, приобретение, накапливание, хранение, прямую или косвенную передачу кому бы то ни было ХО, а также его использование. В соответствии с К. все государства-участники, имеющие ХО, обязаны его уничтожить в течение 10 лет после вступления К. в силу, а также уничтожить любые объекты по производству ХО, находящиеся в собственности (владении, под юрисдикцией) государства-участника К. Каждое государство самостоятельно определяет технологию уничтожения ХО, при этом запрещается его уничтожение путем затопления в водоемах, захоронения в земле, сжигания на открытом воздухе. Государство-участник К. имеет право разрабатывать, производить, приобретать иным образом, сохранять, передавать и использовать токсичные химикаты и их прекурсоры в целях, не запрещаемых данной К.: промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных; в целях, непосредственно связанных с защитой от токсичных химикатов и от ХО; в военных целях, не имеющих отношения к применению ХО и к использованию токсичных химикатов как средств ведения войны; в правоохранительных целях, включая борьбу с беспорядками. В К. предусмотрены оказание помощи государствам- участникам и защита от ХО в случае применения или угрозы применения против них отравляющих веществ.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., открыта для подписания 1 марта 1980 г., вступила в силу 3 сентября 1981 г. Участниками являются около 70 государствах ч. Россия. Согласно К. дискриминацией женщин является любое различие, исключение или ограничение но признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. В соответствии с К. принцип равноправия женщин должен быть включен в национальные конституции государств-участников и обеспечиваться на практике с помощью всех необходимых мер. Государства-участники обязуются законом запретить дискриминацию женщин, изменить или отменить любые дискриминационные законы и обычаи, принять меры, направленные на ликвидацию предрассудков, порождающих дискриминацию женщин, обеспечить всестороннюю защиту женщин от любого акта дискриминации. К. возлагает на ее участников обязанность обеспечить право женщин на участие в общественно-политической жизни путем предоставления женщинам равных с мужчинами прав занимать государственные посты, избирать и быть избранными в государственные органы и т. п.
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества - принята на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1968 г.; вступила в силу 11 ноября 1969 г. Участниками К. являются около 40 государств. Она закрепила сложившийся в международном праве принцип, по которому никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям независимо от времени их совершения: военные преступления - нарушение законов и обычаев войны (убийства, истязания, увод в рабство или для др. целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных и заложников; грабеж общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, не оправданное военной необходимостью и др.); преступления против человечества независимо от того, были они совершены в период войны или в мирное время (убийства, истребление, порабощение, ссылка и др. жестокости в отношении гражданского населения, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам), бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида. К. устанавливает круг лиц, на которых не распространяется срок давности за совершенные преступления. К ним относятся представители государственной власти и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или их соучастников, непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений или участвуют в заговоре для их совершения независимо от степени их завершенности. Военные преступления и преступления против человечества являются международными преступлениями и к ним применение внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является противозаконным.
Конвенция о правах ребенка - принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Согласно К. ребенком считается каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону ребенок не достигает совершеннолетия ранее. Государства обязались обеспечивать всем детям все права, предусмотренные К., независимо от расы, цвета кожи, языка, религии или любых др. обстоятельств, в том числе взглядов и убеждений самого ребенка и членов его семьи. Государства должны предоставлять всем детям как общие права человека (право на жизнь, свободу мысли, совести и религии и т. д.), так и специальные права, вытекающие из специфики данного субъекта права, - право на имя и приобретение гражданства, право не разлучаться со своими родителями. К. устанавливает требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе здравоохранения, образования. Предусмотрена защита от эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его полноценному развитию.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него - принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г. Согласно К. геноцид является международным преступлением. Государства-участники К. обязуются принять необходимые законодательные акты для осуществления положений К. и, в частности, предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении или в заговоре в целях совершения геноцида, в подстрекательстве к его совершению, в покушении или в соучастии в геноциде.
Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него - принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1973 г.; участниками Конвенции являются около 80 государств, в т. ч. Россия. Конвенция создала юридическую основу борьбы с апартеидом.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния - принята в 1979 г. на I Общеевропейском совещании по защите окружающей среды. В соответствии с К. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений). На основе К. в структуре Европейской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенциальных положений. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков.
Конвенция о физической защите ядерного материала - разработана на совещаниях представителей 58 государств (в т. ч. СССР) и Европейского сообщества по атомной энергии; открыта для подписания 3 марта 1980 г. Для вступления Конвенции в силу необходима ратификация ее 21 государством. Депозитарий Конвенции - генеральный директор МАГАТЭ. Задача Конвенции - не допустить похищения ядерного материала, используемого в мирных целях, для применения его при создании ядерного или радиологического оружия в целях политического шантажа, террористических актов, финансового вымогательства и т. д. Конвенция устанавливает юридические нормы и определяет технические средства защиты ядерного материала во время его международной транспортировки, налагает на участников обязательство строго соблюдать согласованные меры по возврату похищенных материалов, регулирует сотрудничество между государствами по этим вопросам.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ - принята в 1988 г., является типичной многосторонней Конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера. К Конвенции прилагаются таблица I и таблица II, в которых содержатся перечни веществ, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Конвенция дает определение преступления международного характера и некоторых др. понятий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По Конвенции предусматривается оказание правовой помощи по делам о незаконном обороте наркотиков, которая может быть оказана и по каналам Интерпола. См. также Конвенция Венская о психотропных веществах (1971).
Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий - принята в 1992 г. в Хельсинки; применяется в целях предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями. В приложениях к Конвенции разъясняется порядок действий и процедуры, которые должны выполняться национальными органами. В частности, предлагаются следующие меры, в зависимости от национального законодательства и практики установления общих или конкретных целей в области безопасности; утверждение законодательных положений, касающихся мер и норм безопасности; определение видов опасной деятельности, требующих принятия специальных мер по предотвращению аварий; оценка риска при проведении опасной деятельности; применение наиболее подходящей технологии в целях предотвращения аварий и защиты людей и окружающей среды; мониторинг и анализ опасной деятельности и проведение инспекций.
Конвенция ООН по морскому праву - открыта для подписания 10 декабря 1982 г.; подписана около 160 государствами, в том числе СССР; вступила в силу 16 ноября 1994 г. после того, как се ратифицировали 60 государств. Конвенция является универсальным международным договором, устанавливающим всеобъемлющий режим использования пространства и ресурсов мирового океана. Конвенция определяет, в частности, внешние границы и режим территориальных вод и континентального шельфа; устанавливает право беспрепятственного прохода судов через проливы, используемые для международного судоходства; предусматривает режим и порядок мореплавания в архипелажных водах; содержит определение и устанавливает режим 200-мильной исключительной экономической зоны; устанавливает режим международного района морского дна; предусматривает систему мирного урегулирования споров, касающихся ее толкования и применения.
Конвенция оттавская о запрещении и уничтожении противопехотных мин - подписана в декабре 1997 г. в Оттаве (Канада) представителями 120 государств, в число которых не вошли основные страны-производители и потребители мин (США, Индия, Россия и др.). Конвенция содержит радикальные требования по полному запрещению и уничтожению противопехотных мин (ППМ) независимо от степени их технического совершенства, расширяет возможности международного сотрудничества по разминированию. В соответствии с положениями этой Конвенции запрещено применение, разработка, производство, накопление и передача НИМ. Запасы этих мин подлежат уничтожению не позднее 4 лет после подписания Конвенции. В кратчайшие сроки места установки мин должны быть обозначены по периметру, взяты под наблюдение и изолированы в целях эффективного исключения доступа гражданских лиц. По истечении 10 лет районы с установленными ППМ должны быть разминированы. Разработана система контроля за выполнением этих положений и предусмотрены санкции против нарушителей.
Конвенция рамочная ООН об изменении климата - принята в 1992 г. Целью Конвенции является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека - подписана в 1995 г. (Россия ратифицировала.) Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ. Наблюдение за выполнением Конвенции поручено Комиссии по правам человека СНГ.
Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности - принята в 1990 г.; Россия является участником Конвенции. Согласно Конвенции преступлениями, связанными с незаконным отмыванием доходов, являются совершенные умышленно: конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (напр., конфискации имущества); утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения; приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем. Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей. Суды и др. компетентные органы государств- участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы), связанные с незаконным отмыванием доходов. [17, с. 252-266]