Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
ИНФЛЯЦИЯ И СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА - Экономика
Тема урока раскрывает важные стороны функционирования основного хозяйственного субъекта любой экономической системы — семьи. Содержание учебного материала тесно связано с такими темами, как «Рыночная экономика» (инфляция — атрибут рыночной экономической системы), «Распределение доходов» и «Потребление» (семья — один из главных потребителей в экономике). Тема опирается на имеющиеся у учащихся знания из курса 7 класса об имуществе и доходах семьи, семейном бюджете, направлениях оптимизации домашнего хозяйства, функциях денег в экономике.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся со способами эффективного использования денежных ресурсов и различными формами сбережений как важными функциями семьи в экономике.
2. Научить различать номинальные и реальные доходы граждан, показывать влияние инфляции на уровень жизни населения, иллюстрировать примерами формы сбережений граждан, объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране, характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: рефлексия способов и условий действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Оборудование урока
Карточки с тестовыми и учебно-познавательными заданиями, таблица «Потребительский кредит», рабочая тетрадь, компьютер.
План изучения нового материала
1. Номинальные и реальные доходы.
2. Формы сбережений граждан.
3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с проверки домашнего задания. Затем проводится вводная беседа по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомним».
1. Содержание первого раздела представляет наибольшую сложность для усвоения учащимися. Рекомендуемый вариант изучения — изложение учебного материала в сочетании с необходимыми пояснениями, беседой по предложенным вопросам, анализом ситуаций, выполнением учебно-познавательных заданий.
В начале изложения темы учитель обращается к имеющимся у учащихся знаниям о доходах семьи (источники доходов, способы учёта и распределения доходов). Следует подчеркнуть, что на доходы семьи в рыночной экономике оказывает влияние такое присущее этой экономической системе явление, как постоянные колебания общего уровня цен на товары и услуги. Эта информация помогает подвести учащихся к осмыслению понятия «инфляция», рассматриваемого как процесс превышения допустимой массы денег в обращении, приводящий к их обесцениванию. Инфляция проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги.
Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учитель предлагает обсудить следующие вопросы: что является причиной инфляции в рыночной экономике? Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.
Обсуждение результатов беседы поможет усвоению ключевых понятий раздела — «реальный доход» и «номинальный доход». Учитель разъясняет разницу между этими видами доходов, зависимость реальных доходов от общего уровня цен.
Следующий этап изучения раздела — рассмотрение ряда важных вопросов: как инфляция действует на реальные доходы семей? Какие группы населения в большей степени страдают от инфляции? Чтобы школьники лучше усвоили материал, учитель обращается не только к информации в учебном тексте. Необходимо понять эти закономерности на конкретных примерах, через анализ практических ситуаций. Учитель предлагает учащимся обсудить следующие ситуации:
1) Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год даёт прибавку к зарплате, но инфляция её съедает». В чём смысл этого разговора?
2) Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в период летних каникул. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счёт в банк под 12 % годовых, Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30%. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.
Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:
1) Выберите верное утверждение. Инфляция — это:
а) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг;
б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен;
в) долговременное повышение общего уровня цен на товары и услуги;
г) повышение цен на социально значимые виды товаров.
2) Какие социальные группы несут потери от инфляции:
а) представители малого бизнеса;
б) сотрудники коммерческого банка;
в) государственные служащие;
г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья;
д) работники страховой компании?
Изучение проблемы влияния устойчивого роста цен (инфляции) на реальные доходы граждан, последствий этой экономической ситуации для семей, отдельных групп населения важно связать с фактами российской действительности.
Необходимо отметить, что направления долгосрочных перспектив развития страны связаны в значительной степени с реализацией главной задачи — достичь качественного изменения жизни граждан, общества в целом. Важно привести примеры заинтересованности государства в стимулировании спроса населения и росте его реальных доходов. Например, факты ежегодной индексации правительством денежных доходов работников бюджетной сферы, пенсий, пособий.
2. Второй раздел знакомит учащихся с важной функцией семьи в экономике — созданием сбережений. Изучение этого вопроса вполне по силам самим учащимся. Активизировать их познавательную деятельность можно с помощью вопроса: в каких целях семья использует свои доходы? Вероятный ответ, который дадут учащиеся: «Семья использует свои денежные доходы на приобретение необходимых товаров и услуг, выплату налогов, на сбережения и другие цели». Таким образом, учащиеся подводятся к усвоению определения понятия «сбережения» как части располагаемого дохода, которая используется на потребление. Учащиеся узнают о причинах создания семьями сбережений и возможностях использования их не только для нужд семьи, но и в качестве необходимых инвестиций в экономику страны.
Приведённый в учебнике пример использования сбережений граждан для покупки иностранной валюты в период высокого уровня инфляции в стране (в 1996 г. почти каждый пятый россиянин выбрал эту форму сбережения) нуждается в дополнительном пояснении. Учитель обращает внимание школьников на то, что подобные объёмы вложения сбережений в доллары не соответствуют экономическим интересам государства, так как иностранная валюта на руках населения не работает на национальную экономику и лишает банки рублёвой базы для предоставления кредитов. Для защиты денежного рынка и укрепления российского рубля Центральный банк РФ запретил использование иностранной валюты для осуществления платежей на внутреннем рынке. Следует вместе с учащимися обсудить следующий вопрос: насколько рационально сохранение своих сбережений россиянами в иностранной валюте в сложившейся современной экономической ситуации в стране?
Значительное число примеров и ситуаций относительно проблемы выбора способов и форм сбережений предложено в учебном тексте. Учитель может активизировать и социальный опыт самих учащихся, предложив им привести примеры из хозяйственно-экономической жизни своих семей или организовав обсуждение результата выполнения проектной работы по теме «Как научиться жить по средствам». Учащимся предлагается разработать памятку или рекомендации по управлению личными и семейными сбережениями. Задания для групп: подготовьте следующие страницы памятки: «Как правильно планировать свои доходы и расходы», «Семейный бюджет: беречь или тратить?», «Как управлять личными финансами. Нужны ли карманные расходы», «Плюсы и минусы электронных денег», «Потребительский кредит: обременяет или помогает».
Закрепить изученный круг вопросов раздела учителю поможет организация выполнения следующих заданий:
1) Выберите верный ответ.
Семья делает сбережения с целью:
а) предотвращения обесценивания денег в условиях роста инфляции;
б) приобретения товаров и услуг первой необходимости;
в) оплаты коммунальных услуг;
г) приобретение дорогостоящих товаров и услуг.
2) Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Она рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счёт в банке, купить новую мебель, одолжить деньги родственникам для открытия ими своего дела, приобрести земельный участок для постройки дачи, оплатить год обучения сына в университете. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгодный) выбор с учётом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года в размере 15 %.
3. Задача следующего этапа урока — познакомить учащихся с наиболее распространённой формой сбережений — хранением накопленных денежных средств в банке. Возможно несколько вариантов изучения материалов раздела.
Вариант 1. Обсуждение результатов выполнения опережающего домашнего задания (см. домашнее задание к уроку 29) с последующим самостоятельным знакомством школьников с учебным текстом.
Учитель помогает обсудить результаты выполнения задания, обращая внимание не только на содержание банковских операций, но и на условия предоставления услуг. При организации последующего самостоятельного изучения восьмиклассниками учебного материала параграфа преподавателю важно добиться понимания учащимися взаимной полезности (выгодности) финансовых сделок.
Вариант 2. Составление учащимися развёрнутого плана по учебному тексту. Школьникам предлагается подумать над следующими вопросами: какие услуги предоставляют гражданам банки? Какие виды вкладов предлагаются клиентам при открытии счёта в банке? За что банк выплачивает процент вкладчикам? На каких условиях можно получить банковский кредит? С какой целью клиенты банка берут потребительский кредит? Существуют ли причины, препятствующие получению кредита? Заинтересовано ли государство в развитии форм сбережения и кредитования населения?
Учитель в целях выявления результативности усвоения изученного материала может организовать выполнение практического задания 4 рубрики «В классе и дома». Полезно организовать работу с интернет-ресурсами в классе или предложить учащимся домашнее задание: зайдите на сайт любого коммерческого банка и узнайте, какие виды потребительских кредитов он предоставляет и на каких условиях.
Вариант 3. Изложение учителем основных положений учебного текста в сочетании с необходимыми разъяснениями и дополнениями; организация работы с таблицей.
Познакомив учащихся с банковскими услугами и операциями, учитель предлагает школьникам обсудить следующий проблемный вопрос: кто выигрывает от предоставляемых банком услуг — владельцы сбережений или заёмщики? Можно предложить учащимся поделиться на три группы, представляющие в отдельности интересы работников банка, владельцев сбережений и заёмщиков денежных средств. Каждая из групп доказывает необходимость использования таких условий и способов совершения сделок, которые позволили бы ей получить наибольшую пользу (выгоду) от участия в них.
Усвоению учащимися понятия «банковский кредит» и особенностей такой банковской операции, как предоставление кредита, поможет обсуждение мнения известного американского экономиста Пола Хейне. Он так охарактеризовал назначение этой банковской услуги: «Процент есть цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые эти ресурсы можно купить».
С учётом важности решения задачи подготовки учащихся к выполнению наиболее массовой социальной роли — роли потребителя, особого внимания заслуживает информация о потребительском кредите. Учитель обращает внимание на потребность семей в использовании этой услуги. Все семьи независимо от уровня благосостояния ограничены в доходах. Ситуации, когда в семье не хватает денег на покупку необходимой вещи, возникают достаточно часто. Например, семья хочет жить в новой, уютной квартире, но необходимую сумму надо ещё копить многие годы. В этой ситуации, возможно, лучшим способом будет приобретение жилья при помощи кредита.
Как получить потребительский кредит? При рассмотрении этого вопроса учитель обращает внимание на то, что российские банки в настоящее время стараются выяснить кредитную историю клиента, т. е. получить следующие сведения о нём: возможность возвратить деньги вместе с процентами, финансовую устойчивость, источники погашения ссуды, честность и обязательность заёмщика. В этой ситуации у молодых людей нередко возникают трудности с получением кредита или покупкой товара в кредит, так как у них отсутствует кредитная история.
Учебный текст о росте спроса населения России на использование потребительского кредита необходимо проиллюстрировать фактами.
Дополнительный материал для учителя
В России общий объём выданных гражданам кредитов вырос с 2,5 млрд долларов в 2000 г. до 21 млрд долларов в 2004 г. Примерно 70 % выданных кредитов — это магазинные кредиты, предназначенные для покупки товаров — бытовой техники, компьютеров и т. п. Выдаются они на срок до года и без проверки платёжеспособности заёмщика. Значительно меньше долгосрочных кредитов на покупку, например, автомобилей, квартир и другой недвижимости. Однако банки беспокоит рост задолженности по магазинным кредитам, которая может составлять до 20 %.
Полезно обсудить в классе следующие вопросы: как бороться с недобросовестными заёмщиками? Почему кредиторы повышают процент по кредиту? Что необходимо для получения и поддержки хорошей репутации заёмщика? Чем чреват резкий рост потребительского кредита?
В завершение можно предложить учащимся заполнить таблицу:
Потребительский кредит |
|
Преимущества |
Недостатки |
Предполагается, что учащиеся отметят следующие преимущества потребительского кредита: возможность немедленной покупки товара, удобство совершения покупки, стимулирование потребительских расходов. К недостаткам потребительского кредита отнесут следующие: приводит к перерасходу средств, обычно покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными, происходит рост задолженности потребителей.
Домашнее задание: § 26 учебника; задания 1, 3 рубрики «В классе и дома»; задание 5 в рабочей тетради.
Литература для учителя
Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10—11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2004. — Гл. 6.
Киреев А. П. Экономика: учеб. для 10—11 кл. / А. П. Киреев. — М., 2007. — Гл. 2.
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов / И. В. Липсиц. — М., 2007. — Гл. 14, 17.
Основы экономической теории: учеб, для 10—11 кл. с углубл. изучением экономики / под ред. С. И. Иванова. — М., 2003. — Кн. 2. — Гл. 13.
http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики России: базы данных, статистическая информация.
www.economy.gov.ru — Министерство экономического развития РФ: экономическая ситуация в России, аналитические материалы и обзоры.