Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Общество как форма жизнедеятельности людей - ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Цели и задачи: познакомить с основными значениями понятия общество, сферами общественной жизни; характеризовать сущность общественных отношений; оценить роль социальных норм в жизни человека.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин появления общества как формы жизнедеятельности людей; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; анализировать основные социальные объекты; объяснять явления социальной действительности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Область планеты, охваченная разумной деятельностью человека:
1) биосфера
2) ноосфера
3) литосфера
4) гидросфера
2. Самый важный признак человека:
1) он существо общественное
2) нуждается в определенной тепловой среде
3) он существо биологическое
4) способность создавать нечто новое
3. Важнейшее отличие человека от животных:
1) способность создавать нечто новое
2) способность мыслить
3) минимальные биологические потребности
4) инстинкт самосохранения
4. Природа и общество:
1) возникли одновременно с появлением человека
2) неизменные системы
3) изменяющиеся системы
4) развиваются по единым законам
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
Многих мыслителей на протяжении веков интересовали вопросы:
• Что такое общество?
• Каким образом оно рождается?
• Почему человечество создало такое объединение?
• Что заставляет общество развиваться?
• Каким будет общество в будущем?
Не потеряли актуальность эти вопросы и в наши дни. Ведь каждый человек живет в каком-то определенном обществе, является гражданином определенного государства.
Тема урока «Общество как форма жизнедеятельности людей».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Что мы называем обществом?
2. Основные сферы жизни общества.
3. Ступени развития общества.
Проблемные вопросы
— Может ли человек жить вне общества?
— Должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают, или он должен преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?
IV. Работа по теме урока
1. Что мы называем обществом?
Общество — это не просто объединение людей, это целостная система связей и отношений между ними. Таким образом, общество — это группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности. Термин «общество» в обществоведческих науках используется для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т. е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Ведь жизнь человека вне общества невозможна.
— Почему жизнь человека вне общества невозможна?
(Ответы учеников.)
Д. Дефо описал приключения человека, попавшего на необитаемый остров и оказавшегося вне общества. Однако он не перестал быть человеком.
— Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества?
(Ответы учеников.)
Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком — разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, создавать нечто новое.
— Назовите как можно больше словосочетаний с понятием «общество».
(Ученики называют, учитель записывает на доске.)
• Общество охраны животных;
• Российское историческое общество;
• Общество любителей российской словесности;
• Общество спасения на водах;
• акционерное общество;
• первобытное общество;
• сословное общество;
• современное общество.
Таким образом, обществами могут называть и национально-государственные образования, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам. Этот термин употребляют и когда говорят о социальном окружении человека (например, он попал в «плохое общество»). Или «Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом» (Л. Толстой).
В науке существуют следующие объяснения сущности общества:
1) особый самодеятельный коллектив людей;
2) процесс коллективной деятельности (материальное производство, организационная и духовно-культурная деятельность);
3) система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.
— Изучите и прокомментируйте схему.
(Комментарии учащихся.)
Структуру общества можно представить графически следующим образом.
— Согласны ли вы с мнением американского писателя Э. Хемингуэя (с. 21 учебника)?
(Ответы учеников.)
Человеческое общество развивается от простого к сложному. Общество первобытных охотников и собирателей —> рабовладельческое общество —> феодальное общество —> капиталистическое общество.
(Подведение итогов работы по данному вопросу.)
2. Основные сферы жизни общества
В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием обществ и отдельных людей, находящихся на определенной ограниченной территории. Общественную жизнь разделяют на несколько основных сфер.
— Работая в парах с п. 2 § 3 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии), охарактеризуйте основные сферы жизни общества и заполните таблицу.
Основные сферы жизни общества
Сфера |
Характеристика |
Экономическая |
Материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения (предприятия, финансовые организации, инвестиции и т. д.). То, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей — в пище, жилье, досуге и т. п. |
Политическая |
Государственное устройство, законы и правовые нормы. Основой политических отношений являются власть и все элементы, связанные с ее осуществлением |
Социальная |
Взаимоотношения различных групп людей (классы, социальные слои, нации), положение человека в обществе, основные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе. Социальная сфера общества в широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние население. В данном значении она охватывает почти все слои общества. Социальная сфера в узком смысле — социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их |
Духовная |
Различные проявления творческого потенциала человека, его внутренний мир, представления о красоте, переживания, нравственные установки, религиозные воззрения, возможность реализовать себя в различных видах искусства |
(Проверка выполнения задания.)
— Расположите сферы жизни общества по степени важности.
Свой выбор объясните.
(Проверка выполнения задания.)
Взаимодействуя в обществе, людям приходится отвечать на важные вопросы:
• Что следует делать?
• Что можно делать?
• Чего нельзя делать?
• Как нужно себя вести?
• Как себя вести не следует?
• Что в деятельности людей приемлемо?
• Что нежелательно?
— Изучите и прокомментируйте схему на с. 23 учебника. Работая в группах, установите роль норм в обществе, определите, как нормы контролируют, регулируют и направляют поведение человека. Приведите примеры.
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Ступени развития общества
Попробуем охарактеризовать ступени развития общества.
— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив п. 3 § 3 учебника и дополнительный материал, расскажет нам об определенной ступени развития общества от имени представителя этого общества.
Первая группа готовит сообщение о жизни человека в традиционном (аграрном) обществе.
Вторая группа готовит сообщение о жизни человека в индустриальном обществе.
Третья группа готовит сообщение о жизни человека в постиндустриальном (информационном) обществе.
Дополнительный материал для первой группы
Традиционное общество
В эпоху господства натурального хозяйства человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с ритмом сельскохозяйственного производства.
В традиционном типе общества преобладал патриархальный уклад жизни. Для него характерны приоритет коллективизма, принадлежность к общине. Цель и средства деятельности непосредственного производителя (крестьянина, ремесленника), качество и количество выпускаемой продукции определялись ассоциацией, к которой принадлежал человек (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным цехом и т. п.), или представителями господствующего класса, в личной зависимости от которых этот производитель находился (сборщик ренты-налога, рабовладелец или феодал).
Развитие традиционного общества направлено на распространение человечества на большие территории и сбор природных богатств. Главным рычагом социального прогресса выступала передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивалась в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководила религия. Определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство.
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII в. в результате промышленной революции. В настоящее время этот процесс захватил почти весь мир.
Дополнительный материал для второй группы
Индустриальное общество
С развитием промышленности пришла эпоха индустриального общества. Произошли коренные социально-экономические, политические и социокультурные процессы. Техника вторглась во все сферы жизни человека. Совершенствование орудий труда способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие техники позволило человеку увеличить меру власти над природой.
Произошло перераспределение рабочей силы. Если в аграрном обществе в сельскохозяйственном производстве было занято от 70—80% и выше всего населения, то в индустриальном обществе эта доля падает до 10—15%. Основная часть населения (до 80—85%) работает на промышленных предприятиях. Резко увеличивается число горожан.
На смену личной зависимости приходит личная независимость. Каждый производитель сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.
Черты индустриального общества:
1) рост и развитие специального и высшего образования, науки, культуры, качества жизни;
2) переход к машинному производству;
3) урбанизация (быстрый рос городского населения);
4) неравномерное экономическое развитие — периоды стабильного роста чередуются со спадами и кризисами;
5) неограниченная эксплуатация природных ресурсов.
Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).
Дополнительный материал для третьей группы
Постиндустриальное общество
В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. Так, в середине 1980 гг. свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал, то в постиндустриальном обществе решающим фактором становится информация, накопленные знания.
Если в XIX — первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В прежние времена города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную эпоху — вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (например, Кремниевая долина в США).
Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.
Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосредственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание.
(Презентация результатов работы групп.)
— Какие черты духовной жизни традиционного общества отразились в поучении Конфуция: «Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец... Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято»?
Французский историк Ле Гофф писал: «Человек не видел никакого смысла в свободе... Без общины не было бы и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек — это тот, у кого могущественный покровитель».
— К какому обществу принадлежал человек, позицию которого озвучил ученый?
(Ответы учеников.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 26 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
Изученный на сегодняшнем уроке материал можно представить в виде следующего кластера.
(Коллективное комментирование кластера.)
Оцените свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.
• На сегодняшнем уроке я понял (а)...
• Я похвалил(а) бы себя за то, что...
• Сегодня на уроке было...
• Общение на уроке было...
Домашнее задание
1. Прочитать § 3 учебника.
2. Выполнить задания 1, 3 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 26, 27 учебника (на выбор).
3. Написать эссе на тему: «Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль).