Инфляция и семейная экономика - ЭКОНОМИКА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Инфляция и семейная экономика - ЭКОНОМИКА

Цели и задачи: познакомить с причинами роста цен, влиянием инфляции на доходы и жизнь граждан; характеризовать реальные и номинальные доходы.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий инфляция, номинальный и реальный доход; характеризовать причины и сущность инфляции, описывать ее влияние на жизнь общества; выделять реальные и номинальные доходы; исследовать виды сбережений граждан; объяснять механизм потребительского кредита; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; формировать целевые установки учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, экономической грамотности и активной гражданской позиции; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Энгель утверждает, что с ростом доходов семьи:

1) удельный вес расходов на питание снижается

2) доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало

3) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно возрастает

4) все перечисленное верно

2. Энгель утверждает, что расходы семьи на питание снижаются:

1) с ростом реальных доходов семьи

2) в процентном отношении к общим расходам семьи независимо от изменения доходов

3) в процентном отношении к общим расходам семьи при увеличении ее реальных доходов

4) с увеличением благосостояния граждан страны

3. Из двух суждений: а) потребление является конечной целью всякого производства; б) основными потребителями в экономике выступают как отдельный человек, так и различные организации, предприятия, учреждения:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Из двух суждений: а) непроизводственное потребление делится на общественное и государственное; б) непроизводственное потребление — это конечное потребление благ людьми для продолжения процесса производства продукции:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Потребитель имеет право на информацию:

1) об изготовителе и продавце реализуемых товаров

2) о самих товарах

3) о режиме работы продавца

4) о заработной плате продавца

6. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей потребителем признается:

1) гражданин

2) юридическое лицо

3) государственный орган

4) орган местного самоуправления

7. Из двух суждений: а) с увеличением дохода происходит увеличение потребления; б) часть потребительских расходов люди могут производить за счет сбережений:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Из двух суждений: а) чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в стране; б) потребности людей в разнообразных товарах и услугах на протяжении веков остаются неизменными:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Виды добровольного страхования:

1) автогражданская ответственность

2) страхование жизни

3) страхование имущества

4) пенсионное страхование

10. Вставьте пропущенные слова.

Потребитель может в течение _____________________ (14 дней) обменять или вернуть проданный ему непродовольственный товар.

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Когда была открыта Америка, в Европу хлынул поток золота, награбленный испанскими и португальскими завоевателями. Это привело к революции цен — цена золота снизилась, зато на все остальные товары цены значительно выросли.

— Как называют эту ситуацию теперь?

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Инфляция и семейная экономика».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Номинальные и реальные доходы.

2. Формы сбережения граждан.

3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Проблемные вопросы

— Зачем люди копят деньги (создают сбережения)?

— Как сберечь и увеличить свои доходы?

IV. Работа по теме урока

1. Номинальные и реальные доходы

— Ответьте на вопросы рубрики «Подумаем» на с. 215 учебника.

(Ответы учеников.)

В рыночной экономике цены на товары зависят от колебаний спроса и предложения. В начале урока мы вспомнили об эпохе Великих географических открытий. В это время резко увеличилось количество поступающих в Европу драгоценных металлов, что привело к росту цен на ремесленные изделия и продовольствие и к последующей инфляции. Из курса всеобщей истории вы знаете, что инфляция сопровождала многие исторические события (например, приход к власти термидорианцев в период Великой французской революции).

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «инфляция»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «инфляция».)

Запись в тетради

Инфляция — обесценивание денег, проявляющееся в виде долговременного повышения цен на товары и услуги.

Вопросы к классу

— Что является причиной инфляции в рыночной экономике?

— Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни людей?

— Кто (категории граждан) более всего подвержен влиянию инфляции?

(Ответы учеников.)

Вы правильно предположили, что если доход членов семьи увеличивается пропорционально росту цен и эта семья владеет имуществом (квартира, дача), стоимость которого растет вместе с инфляцией, то она ничего не потеряет. Если семья имеет фиксированный доход, не владеет ликвидным имуществом, а накопленные средства обесцениваются, то она серьезно страдает от инфляции.

Чтобы судить о величине дохода, следует различать его «номинальное» и «реальное» выражение. Так, сама по себе величина номинального дохода не может служить показателем благосостояния. Ее необходимо соотнести с существующими ценами на товары. Получится показатель, представляющий собой количество товаров, которые можно приобрести за номинальные доходы. Этот показатель называется реальным доходом.

Для того чтобы узнать, как изменились доходы с учетом роста цен, используют так называемый индекс реального дохода. Он равен изменению номинального дохода, деленному на индекс потребительских цен.

Например, цены выросли на 20% за год. Таким образом, цены на начало года — 100%, конец года — 120%. Уровень цен конца года делим на уровень цен начала года, т. е. 120% : 100% = 1,2 (уровень потребительских цен (ИПЦ)).

За этот же период номинальный доход (Ином) семьи Н вырос на 30% за счет превращения члена семьи — иждивенца в работника. Чтобы вычислить индекс реального хода (Иреал) семьи Н, произведем следующие расчеты.

Если номинальные доходы семьи увеличились за год на 30%, то это означает, что по сравнению с началом года (100%) они составили 130%. Поэтому Ином = 130% : 100% = 1,3.

ИПЦ в том же году равняется 1,2.

Таким образом Иреал = (1,3 : 1,2) • 100% = 1,08 • 100% = 108%.

Это означает, что реальные доходы семьи выросли за год на 8% (108% - 100%).

Когда человек говорит, что, несмотря на прибавку к заработной плате, его доход падает, то, скорее всего, он имеет в виду, что возрастает номинальная заработная плата, но она не успевает за повышением общего уровня цен в экономике. Поэтому его реальная заработная плата остается практически неизменной.

2. Формы сбережения граждан

Под личными сбережениями понимают часть дохода, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей. Данная часть дохода не подлежит потреблению, вместо этого она остается у гражданина либо инвестируется в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы.

— Работая в парах, обсудите ответ на вопрос: Зачем люди копят деньги (создают сбережения)?

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Сбережения в семье:

1) на будущее приобретение дорогостоящих товаров (например, автомобиля);

2) на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности);

3) на поддержание привычного уровня жизни (например, после ухода на пенсию);

4) на реализацию своих планов (например, на путешествия, повышение профессионального уровня);

5) на инвестиционные вложения или создание собственного дела;

6) на покупку валюты.

Существует множество способов сохранения и преумножения доходов. Но если предпочтение отдается личным сбережениям, то стоит придерживаться некоторых правил. Так, для достаточности личных сбережений принято откладывать не более 8—10% дохода каждый месяц. Данная цифра выбрана не случайно, так как именно десятая часть, к примеру, зарплаты не сильно скажется на привычных расходах. Также необходимо создать «подушку безопасности» — средства, рассчитанные примерно на полгода, которые семья получает при привычном постоянном заработке ее членов. Такая «подушка» необходима на случай непредвиденной и долгосрочной потери работы или постоянного источника доходов.

Кроме того, делать сбережения денежных средств и держать их в сейфе нецелесообразно, так как инфляция непрерывно понижает их покупательскую способность. По этой причине деньги должны приносить доход, они должны быть инвестированы, иначе они обязательно потеряют свою покупательскую способность.

— Изучив материал рубрики «Документ» на с. 219 учебника, ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

Если гражданин решает вложить свои деньги в банк, он должен убедиться в том, что данный банк входит в систему государственного страхования вкладов. Участник этой системы обеспечивает своим вкладчикам возврат средств по вкладам в размере 700 тыс. руб. в соответствии с законодательством при отзыве лицензии банка.

Не стоит отдавать предпочтение банку, предложившему самый высокий процент по вкладу, лучше остановиться на гарантированном проценте. Необходимо обращаться в крупные и устойчивые кредитные учреждения. Следует обратить внимание на вклад с капитализацией процентов, который открывается на условиях, позволяющих начислять проценты каждый месяц и прибавлять их к общей сумме вклада.

3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам

— Работая с п. 3 § 26 учебника, составьте развернутый план по теме «Виды банковских услуг».

(Проверка выполнения задания.)

Решим практическую задачу.

Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в банк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 30% годовых. Маша Смирнова купила телевизор, компьютер, пылесос и другую бытовую технику. А Света Сидорова зашила свои деньги в подушку. Годовой темп инфляции составил 20%. При этом бытовая техника подорожала за год в 2 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами?

Решение. Наименее удачно распорядилась своими деньгами Света, зашив их в подушку. В условиях высоких темпов инфляции хранение денег в наличной форме — наиболее невыгодное дело. За прошедший год они существенно обесценились. Ваня Иванов тоже не слишком удачно вложил свои деньги. Несмотря на их прирост, он сможет купить на эти деньги меньше товаров и услуг, чем год назад на миллион рублей, так как темп инфляции превысил номинальную ставку процента. Пете удалось не только сохранить, но и приумножить реальную стоимость, т. е. покупательную способность, своих денег. Маша Смирнова, пожалуй, наиболее удачно распорядилась своими деньгами. Тем более если приобретенная ей техника была ей необходима. Цена на бытовую технику выросла за год в 2 раза. Это значит, что, если бы даже Маше удалось полностью сохранить стоимость денег, положив их под 20% годовых, она все равно не смогла бы через год купить эти товары.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 223 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Прием «Пересечение тем». Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем.

Домашнее задание

1. Прочитать § 26 учебника.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «В классе и дома» на с. 223, 224 учебника (на выбор).






Для любых предложений по сайту: [email protected]