Обобщение и систематизация знаний по теме Сфера духовной культуры. Практикум - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Обобщение и систематизация знаний по теме Сфера духовной культуры. Практикум - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Сфера духовной культуры».

Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; оценивать роль культуры в жизни человека и общества; анализировать явления социальной действительности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления; использовать нравственные критерии для анализа социальных явлений; соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизации знаний поданной теме; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятий; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы изучили тему «Сфера духовной культуры». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.

Вопросы к классу

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предлагаю вам выполнить различные задания.

III. Работа по теме урока

Тестовый контроль

1. Слово «культура» первоначально означало:

1) правила поведения в обществе

2) создание художественных произведений

3) возделывание, обработку почвы

4) способы производства новых знаний

2. Из двух суждений: а) преемственность в культуре означает повторение достижений прошлой культуры; б) преемственность в культуре означает канонизацию прошлых художественно-эстетических принципов и правил:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. К сфере духовной культуры относят:

1) знания

2) межнациональные отношения

3) стремления и цели людей

4) производство

4. К мировым религиям относится:

1) иудаизм

2) синтоизм

3) буддизм

4) даосизм

5. Из двух суждений: а) религиозная вера предполагает возможность взаимодействия человека с Богом; б) религиозная вера включает веру в объективно-истинное знание о природной и социальной действительности:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Из двух суждений: а) религия — это определенные взгляды и представления людей, основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного; б) религия — это соответствующие обряды и культы:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Из двух суждений: а) наука направлена на постижение истины и открытие объективных законов; б) наука отражает действительность в художественных образах:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности:

1) образование

2) творчество

3) наука

4) искусство

9. Из двух суждений: а) науку можно рассматривать как систему знаний; б) науку можно рассматривать как одну из форм духовной культуры общества:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Из двух суждений: а) возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека; б) возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. К монотеистическим религиям относится:

1) язычество

2) индуизм

3) буддизм

4) ислам

12. Не связан с понятием «наука» термин:

1) закон

2) теория

3) культ

4) факт

13. Не связан с понятием «религия» термин:

1) вера

2) обряд

3) магия

4) знание

14. Не связан с понятием «материальная культура» термин:

1) животноводство

2) наука

3) строительство

4) транспортное средство

15. К материальной культуре относятся:

1) религиозное учение

2) телевизор

3) музыкальное произведение

4) промышленное оборудование

5) научное открытие

6) архитектурное сооружение

Задания

1. Соотнесите виды и объекты культуры.

1

Материальная культура

А, Д

2

Духовная культура

Б, В, Г

А) домашняя утварь

Б) музыкальный образ

В) стихотворение

Г) научный эксперимент

Д) рубило первобытного человека

2. Соотнесите элементы духовной культуры и их основные функции.

1

Образование

В, Г

2

Искусство

A, Б, Д

A) формирование эстетических вкусов и потребностей человека, пробуждение в личности желания и умения создавать художественные произведения

Б) отражение и освоение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

B) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы

Г) передача и ретрансляция культурного достояния общества из поколения в поколение

Д) создание образов, отражающих эстетические идеалы поколения

3. Римский политический деятель, философ и писатель Сенека писал: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы». Какие два вида социальных норм сравнивает мыслитель? Приведите по одному примеру каждого из упомянутых видов норм.

4. Многие ученые считают, что начальный этап своего образования человек проходит в семье. Приведите три аргумента, подтверждающие это мнение.

5. Т. И. Ойзерман писал: «Человек несовершенен. Это, однако, означает, что он способен совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма». Что по этому поводу думаете вы? Приведите три аргумента в подтверждение своих рассуждений.

(Проверка выполнения заданий.)

Практикум

— Разделившись на четыре группы, выполните задания рубрики «Практикум» нас. 103, 104учебника.

Первая группа — задания 1, 3.

(Группа презентует свою работу в форме сообщения.)

Вторая группа — задания 2, 6.

(Группа презентует свою работу в форме сообщения.)

Третья группа — задания 4, 8.

(Группа презентует свою работу в форме диспута между «героиней» ситуации и прохожими, придерживающимися той или иной точки зрения (задание 4) и сравнительной таблицы (задание 8).)

Четвертая группа — задание 7.

(Группа представляет свой проект.)

(Обсуждение результатов работы на уроке.)

Домашнее задание

Выполнить задание 5 рубрики «Практикум» на с. 104 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]