Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Образование - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Цели и задачи: характеризовать сущность и роль образования в жизни общества; определить, почему непрерывное образование является ключевой задачей общества.
Планируемые результаты: предметные: определять причины роста значимости образования в информационном обществе; исследовать связь между конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества; характеризовать основные уровни образования в современной России; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; планировать пути достижения образовательных целей; оценивать правильность решения учебной задачи; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие мотивации учения, готовности и способности к образованию и самообразованию; отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. В «Декларации прав человека и гражданина» трактуется как возможность «делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами» понятие:
1) свобода
2) равенство
3) братство
4) право
2. Из двух суждений: а) мораль — это совокупность представлений о добре и зле, справедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях; б) мораль — это узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Из двух суждений: а) мораль — это совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях; б) мораль — это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками — это вопрос о свободе:
1) воли
2) слова
3) совести
4) вероисповедания
5. Понятие «свобода» связано с наличием у человека свободы:
1) выбора
2) общественного долга
3) морального долга
4) средств в достижении цели
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
Немецкий философ Ясперс писал: «Человек, выросший вне традиции, нем, беспомощен и не обладает знаниями. Глухонемые, лишенные одного из каналов, через которые психика воспринимает воздействия извне, останутся на уровне идиотии, если их не обучить языку с помощью специальных методов. С другой стороны, благодаря правильному обучению они могут вырасти полноценно развитыми людьми. Обучение, способность к подражанию и среда — вот те факторы, которые делают нас существами, наделенными душой, то есть, попросту говоря, людьми».
Прав ли философ? Действительно ли обучение (образование) — это один из факторов развития индивида? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока: «Образование».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Приоритетность образования.
2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.
3. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации.
4. Непрерывность образования.
Проблемные вопросы
— Насколько важно в условиях информационного общества уметь приобретать и постоянно обновлять знания?
— Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
IV. Работа по теме урока
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «образование»?
(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «образование».)
Запись в тетради
Образование — процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации, а также процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
В процессе образования происходит:
1) передача знаний от поколения к поколению;
2) усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве;
3) овладение трудовыми навыками и умениями.
Таким образом, образование — необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры.
1. Приоритетность образования
Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленным предыдущими поколениями, а также вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.
Наше государство установило принцип приоритетности образования. Не секрет, что многие подростки не считают образование важной задачей, рассуждая приблизительно так: «Зачем мне Пушкин? Я и без него прекрасно могу прожить на свете».
Вопросы для дискуссии
— Может ли необразованный человек стать успешным членом современного общества?
— Как вы понимаете понятие «невежественный»?
— Считаете ли вы, что образованность человека влияет на его профессиональные качества?
(Проводится мини-дискуссия.)
Мы выяснили, что в процессе образования человек не только овладевает знаниями, умениями, началами творческой деятельности, он тем самым созидает себя, становится истинным гражданином своего Отечества. Именно на основе приобретенных знаний и умений, осознания истинных ценностей возможна реализация своих гражданских прав, свобод и обязанностей.
В этом заинтересовано и общество, поскольку именно путем образования (и воспитания как его неотъемлемой части) у человека формируются нравственные качества, профессиональные умения, позволяющие обеспечивать материальную и духовную жизнь общества. Образованность и интеллект являются национальным богатством; разностороннее развитие человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.
На современном этапе развития общества происходит поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности.
— Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 79 учебника, ответьте на вопрос к нему.
(Проверка выполнения задания.)
— Работая с п. 1 § 10 учебника, выделите мероприятия государства, направленные на реализацию новой концепции образования.
(В ходе выполнения заданий составляется перечень.)
Приоритетность образования в Российской Федерации:
1) установление государственных стандартов среднего и высшего образования, отражающих новейшие достижения науки;
2) рост финансирования учебных заведений;
3) рост компьютеризации образовательных организаций;
4) строительство новых школ, техникумов, вузов;
5) принятие ряда государственных документов, определяющих текущие и перспективные задачи образования.
2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества
Образование — это не только одно из основных прав человека, но и конкретное, доказанное преимущество для общества в целом.
— Работая с п. 2 § 10 учебника, определите значимость образования в общественном развитии.
(В ходе выполнения заданий составляется перечень.)
Роль образования в информационном обществе:
1) образованные граждане успешно развивают экономику и культуру страны;
2) образованные люди увереннее добиваются реализации своих жизненных устремлений;
3) высокий уровень образования повышает конкурентоспособность страны.
— Работая с п. 2 § 10 учебника, охарактеризуйте основные запросы информационного общества.
(Проверка выполнения задания.)
3. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации
Система российского образования делится на две основных области — общее и профессиональное образование.
— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 10 учебника и интернет-ресурсами, заполните таблицу.
Первая группа выделяет основные ступени общего образования.
Вторая группа определяет основные ступени профессионального образования.
Образование в Российской Федерации
Общее |
Профессиональное |
1. Дошкольное образование — воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет). 2. Начальное общее образование — первый этап общего образования (1—4 классы). 3. Основное общее образование — второй этап общего образования (5—9 классы). 4. Среднее общее образование — третий этап общего образования (10—11 классы) |
1. Среднее профессиональное образование — средний уровень профессионального образования (техникум, колледж). 2. Бакалавриат — первый уровень высшего образования (общая фундаментальная и профильная практическая подготовка, получаемая в вузе; срок обучения 4 года). 3. Специалитет, магистратура - второй уровень высшего образования (углубленная специальная подготовка, получаемая в вузе; срок обучения 1—2 года при наличии степени бакалавра). 4. Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, докторантура и т. п.) |
(Проверка выполнения задания.)
— Как основная школа помогает вам в выборе дальнейшего пути?
(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)
4. Непрерывность образования
— Как вы понимаете термин «непрерывность образования»?
(Ответы учеников.)
Непрерывное образование — это не только обучение, но и развитие личности в процессе образования. Ведь по мере роста профессионализма, возрастания индивидуальности в процессе выбора средств для самореализации усиливается и определяющая роль человека в построении его жизненной и образовательной стратегии.
— Изучите и прокомментируйте схему.
Структура системы непрерывного образования
(Комментарии учащихся.)
Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан утверждал: «Мы несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала способность к науке и будто бы большинство по своему тупоумию напрасно тратит труд и время. Напротив, мы найдем немалое число людей, восприимчивых и способных к учению. Это заключается в природе человека: как от природы дано птицам летать, коням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость».
С помощью теста проверим, каковы ваши способности к саморазвитию и самообразованию.
Рабочий материал
Тест
1. За что вас ценят друзья?
A) я преданный и верный друг
Б) я готов(а) в трудную минуту постоять за друзей
B) я эрудированный, интересный собеседник
2. Какое качество в вас более развито?
A) целеустремленность
Б) трудолюбие
B) отзывчивость
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день?
A) думаю, что чаще всего это пустая трата времени
Б) пытался(ась) это делать, но нерегулярно
B) положительно, так как я давно это делаю
4. Что вам больше всего мешает лучше учиться?
A) не хватает времени
Б) нет подходящих условий
B) не всегда хватает силы воли и настойчивости
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
A) невнимательность
Б) переоценка своих способностей
B) точно не знаю
6. Какое качество в вас более развито?
A) настойчивость
Б) усидчивость
B) доброжелательность
7. Какое качество в вас более развито?
A) решительность
Б) любознательность
B) справедливость
8. Какая характеристика вам больше всего подходит?
А) генератор идей
Б) критик
В) организатор
9. Какое качество в вас более развито?
A) сила воли
Б) способность к запоминанию
B) обязательность
10. Что чаше всего вы делаете в свое свободное время?
A) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби
Б) читаю художественную литературу
B) провожу время с друзьями либо в кругу семьи
11. Что из ниже приведенных сфер представляет для вас познавательный интерес?
A) научная фантастика
Б) религия
B) психология
12. Кем вам необходимо стать, чтобы максимально себя реализовать?
A) спортсменом
Б) ученым
B) художником
13. Какое качество в вас отмечают учителя?
A) трудолюбие
Б) сообразительность
B) дисциплинированность
14. Какой из принципов вам ближе всего?
A) живи и наслаждайся жизнью
Б) надо жить, чтобы больше знать и уметь
B) жизнь — сложная штука
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
A) человек здоровый, сильный духом
Б) человек, много знающий и умеющий
B) человек независимый и уверенный в себе
16. Удастся ли вам добиться своих целей?
A) думаю, что да
Б) скорее всего да
B) как повезет
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?
A) приключенческие и романтические
Б) комедийно-развлекательные
B) познавательные
18. Представьте, что вы получили миллион. На какие цели вы бы его потратили?
A) путешествия
Б) образование
B) развлечения
Ключ к тесту
Ответы оцениваются следующим образом.
Вопрос |
Оценочные баллы ответов |
Вопрос |
Оценочные баллы ответов |
1 |
А — 2, В — 1, С — 3 |
10 |
А — 2, В — 3, С — 1 |
2 |
А — 3, В — 2, С — 1 |
11 |
А — 1, В — 2, С — 3 |
3 |
А — 1, В — 2, С — 3 |
12 |
А — 1, В — 3, С — 2 |
4 |
А — 3, В — 2, С — 1 |
13 |
А — 3, В — 2, С — 1 |
5 |
А — 2, В — 3, С — 1 |
14 |
А — 1, В — 3, С — 2 |
6 |
А — 3, В — 2, С — 2 |
15 |
А — 1, В — 3, С — 2 |
7 |
А — 2, В — 3, С — 1 |
16 |
А — 3, В — 2, С — 1 |
8 |
А — 3, В — 2, С — 1 |
17 |
А — 2, В — 1, С — 3 |
9 |
А — 2, В — 3, С — 1 |
18 |
А — 2, В — 3, С — 1 |
Суммарное число баллов |
Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию |
18-25 |
1 — очень низкий |
26-28 |
2 — низкий |
29-31 |
3 — ниже среднего |
32-34 |
4 — чуть ниже среднего |
35-37 |
5 — средний |
38-40 |
6 — чуть выше среднего |
41-43 |
7 — выше среднего |
44-46 |
8 — высокий |
47-45 |
9 — очень высокий |
(Обсуждение результатов тестирования.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 85 учебника.
2. Выполните задания 1—4 рубрики «В классе и дома» на с. 86 учебника.
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, выбрав соответствующую отметку.
Я чувствовал себя на уроке:
Материал мне был понятен:
Я усвоил основные понятия:
Я выполнял задания:
Домашнее задание
1. Прочитать § 10 учебника.
2. Выполнить задание 5 рубрики «В классе и дома» на с. 86 учебника.
3. Провести опрос одноклассников и разработать проект «Предложения об изменении системы образования в основной школе».