Обществознание 8 класс - Поурочные разработки
Познавательная деятельность человека - МОДУЛЬ «ПОЗНАНИЕ»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать, и я пойму.
Почти все вопросы модуля относятся к философским и рассматриваются на уровне предельно общих, абстрактных категорий. Философские понятия имеют много значений. Следовательно, нужно всякий раз определять, в каком именно смысле употребляется данное понятие в контексте изучаемого материала.
Как показывают практика и опыт проведения экзаменов, в том числе ЕГЭ, именно за вопросы этого модуля учащиеся чаще всего получают низкие оценки. К числу наиболее сложных вопросов этой содержательной линии относятся: специфика познавательной деятельности человека, познавательные операции на уровнях чувственного и рационального познания, объективность истины, относительность такого критерия истины, как практика, особенности научного познания, формы и возможности ненаучного познания.
Основные дидактические единицы модуля:
• познавательная деятельность и ее отличие от других видов деятельности;
• чувственное познание, его специфика и формы;
• рациональное познание, его специфика и формы;
• взаимосвязь чувственного и рационального познания;
• истинность знания;
• отличия абсолютной истины от относительной;
• критерии истины;
• роль практики в познании;
• характерные черты научного познания;
• методы научного познания;
• структура научного знания: идея, теория, закон, гипотеза;
• особенности мифологического знания;
• житейское знание, его характерные черты;
• наука и лженаука;
• искусство как средство познания мира;
• объект и субъект социального познания;
• отличие общественных наук от наук, изучающих общество.
В результате изучения модуля учащиеся должны уметь:
• оперировать основными понятиями при анализе различных видов текстов;
• определять истинность информации, предлагаемой в СМИ;
• перечислять критерии истины;
• описывать познание мира;
• характеризовать многообразие форм человеческого знания;
• высказывать оценочные суждения, выполняя задания типа С1-С8ЕГЭ.
Урок 3. Познавательная деятельность человека
Главная задача цивилизации - научить человека мыслить.
Сенека
Цели: выяснить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания; закрепить навыки работы с учебным текстом; воспитывать у учащихся толерантность.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Сущность познания.
2. Чувственное и рациональное познание как формы познания.
3. Как добываются знания.
II. Проверка домашнего задания
- Что такое деятельность? (Специфическая, т. е. свойственная только человеку форма активности.)
- Какова структура деятельности? (Мотив - цель - средства - действия - результат.)
(Учитель фиксирует эту цепочку на доске.)
- Что является результатом познавательной деятельности? (Знания об окружающем мире.)
III. Изучение нового материала
1. Сущность познания
Прочитайте текст учебника.
- Каков мотив познавательной деятельности? (Познать объективную реальность - окружающий мир, чтобы в нем ориентироваться.)
- Какова цель познания? (Получить новое знание о мире.)
Наука, занимающаяся проблемами познания, называется гносеология. Любая наука - это система знаний, основанная на законах и закономерностях, следовательно, цель познавательной деятельности - овладение этими законами и закономерностями. Закон - это постоянная, повторяющаяся, устойчивая связь между предметами и явлениями, которая проявляется всегда. Закономерность - это повторяющаяся связь между предметами и явлениями, которая проявляется при определенных условиях.
- Что такое знание? (В широком смысле - информация любого рода, в узком смысле - информация, подтвержденная научными средствами.)
2. Чувственное и рациональное познание как формы познания
Прочитайте текст учебника.
- Как называется низшая форма (ступень) познания? (Чувственное познание.)
- Почему это низшая ступень? (Все живые организмы имеют органы чувств.)
- Каков результат чувственного познания? (Внешняя сторона, единичный образ.)
- Чем отличается чувственное познание человека от чувственного познания животных и растений? (Зрение орла более острое, но все нюансы - насыщенность цвета, скорость передвижения объекта и т. п. может определить глаз человека.)
- Как называется высшая ступень (форма) познания? (Рациональное познание.)
- Каков результат рационального познания? (Знание законов и закономерностей.)
- Какова связь между двумя формами (ступенями) познания? (Единство и взаимодополнение.)
На основе приведенных ниже фактов определите факторы, которые, кроме свойств самого предмета, влияют на создание его чувственного образа.
Пчелы не воспринимают красного цвета, но воспринимают ультрафиолетовое излучение. У гремучих змей есть особое «тепловое зрение», с помощью которого они воспринимают инфракрасные лучи. Собаки видят окружающий мир в черно-белом цвете.
Дети и взрослые по-разному воспринимают размеры предметов, расстояние между ними и т. п.
Учащиеся должны сделать вывод, что на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют: а) особенности наших органов чувств, б) индивидуальный опыт, в) культурно-исторический опыт.
Результатом чувственного познания является субъективный образ окружающей действительности. В течение длительного времени философы не могут прийти разрешить проблему: соотношение объективного и субъективного в чувственном познании мира.
Еще одна проблема - соотношение чувственного и рационального познания. Часть ученых - утверждает приоритет чувственного познания. Это сторонники сенсуализма. Приоритет рационального познания утверждает рационализм.
В последнее время часть ученых пытается доказать, что еще одним источником знаний является интуиция, предвидение, фантазия, воображение, мечта, гипотеза.
Дополнительный материал
Российский исследователь Александр Рыжов коллекционирует пророчества, сделанные поэтами и прозаиками. Он говорит, что при анализе пророчеств исследователи топчутся в основном вокруг имен «профессиональных» предсказателей вроде Ванги или Нострадамуса. Но есть целый пласт провидческих высказываний, сделанных людьми, которые не считали это занятие основным и даже не догадывались о своих способностях. Среди них немало литераторов. Отличие творческих людей от шарлатанов и святых провидцев в том, что они, с одной стороны, были обычными людьми, порою даже неверующими, а с другой стороны, они не считали себя оракулами. Главным их делом было сочинительство, т. е. работа, связанная с вымыслом. Но именно в этом сугубо творческом процессе рождались такие предвидения, какие не снились самому Нострадамусу и его товарищам по цеху.
Но еще более поражают предсказания писателей и поэтов собственной кончины.
Смертельные пророчества часто проявлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов. Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.
Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение. Драматург Александр Вамиилов мимоходом черкнул в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 г. написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.
Владимир Высоцкий в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь — алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 г. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.
Когда Валентин Пикуль ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 г., умер 13 июля 19... г.» Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 г., ошибившись в числе всего на три дня.
Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Николая Гумилева, Всеволода Багрицкого, Василия Шукшина, Марселя Пруста, Генриха Ибсена, Пауля Флеминга.
Как же объяснить этот неожиданный дар ясновидения у творческих людей? В научных пророчествах мы имеем дело с интуицией. Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах и космос, кишащий межпланетными путешественниками.
Другое дело - предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют его. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде
«Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово материально и обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды.
Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть - сбывается!»
Литературные прогнозы на XX в.
Кто предсказал. Джонатан Свифт (1667-1745).
Что предсказал. В книге «Путешествия Гулливера» (1726) астрономы Лапуту из страны, куда попал Гулливер, открыли наличие двух спутников у планеты Марс. А в главе, посвященной Великой академии Лагадо, встречается описание «машины для открытия отвлеченных истин».
Что сбылось. Открытие Фобоса и Деймоса произошло только через полторы сотни лет после выхода романа. А в описании странной машины можно угадать изобретение «мыслящего прибора», т. е. компьютера.
Кто предсказал. Владимир Одоевский (1803-1869).
Что предсказал. В романе «4338-й год» (1835) рассказывается, что в будущем основными средствами передвижения станут воздушный и подземный транспорт. Вот как герой описывает свой путь в Россию из Китая: «Мы с быстротою молнии пролетели сквозь Гималайский туннель, но в Каспийском туннеле... мы должны были выйти из электрохода, великолепно освещенного гальваническими фонарями». В романе говорится об освоении Луны, которая необитаема и служит только источником снабжения Земли, а также об электрических разговорах, которые заменят переписку.
Что сбылось. Туннели, электроходы напоминают по описаниям метрополитен. Кстати, первый опытный электровоз был построен в Германии в 1879 г. Да и предвидеть использование «гальванических фонарей» было непросто: угольная лампа Лодыгина была запатентована в 1874 г., а лампа накаливания Эдисона - в 1879 г.
Каспийский туннель, по которому мчится электроход из Китая, проложен под дном моря - тоже очень прогрессивная мысль для того времени. Первый практически пригодный телефонный аппарат был запатентован лишь в 1876 г. Об использовании же лунных пород для энергетики Земли ученые заговорили лишь во второй половине XX в.
Кто предсказал. Жюль Верн (1828-1905).
Что предсказал. В романах «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1870), «Париж в XX веке» (1863) герои Верна «промахнулись» и так и не высадились на поверхность Луны, затем благополучно облетели земной спутник и вернулись на Землю. В третьей книге улицы Парижа заполнены автомобилями, работающими на водороде, а документы передаются посредством прибора, очень напоминающего современный факс.
Что сбылось. В первом случае сюжет похож на судьбу экипажа американского корабля «Аполлон - 13», который ровно через 100 лет- в апреле 1970 г. - не смог высадиться на Луну. Но еще интереснее параллели между верновским кораблем и «Аполлоном - 8», который в 1968 г. совершил первый пилотируемый полет вокруг Луны. Оба аппарата - и литературный, и реальный - имели экипаж, состоявший из трех человек. Примерно совпадали их размеры и масса. Оба стартовали с территории США. Совпали даже районы стартовых площадок. Кроме того, сегодня автомобили на водороде становятся реальностью. А вот факсы уже уходят в прошлое за ненадобностью.
Кто предсказал. Герберт Уэллс (1866-1946).
Что предсказал. В своих произведениях «изобрел» биологическое оружие, искусственное оплодотворение, методику ввода питательных веществ прямо в кровь. Еще в 1910-х гг. он говорил об огромной роли атомной энергетики в жизни человечества и предсказал, что в будущем авиация высоких скоростей перейдет к стреловидному крылу. В «Войне миров» (1898) Уэллс описывает действие теплового луча, похожего на современный лазер, а в книге «Когда спящий проснется» (1899) - «странные технические устройства, на гладкой поверхности которых появляются яркие цветные картинки с движущимися фигурами».
Что сбылось. Уэллс опередил научно-технический прогресс на многие десятилетия. К правильной схеме крыла авиаконструкторы пришли лишь через 20 лет после предсказания писателя. В прошлом веке появились лазеры, в том числе и боевые. Описание же автором конца позапрошлого века телевизора и видеомагнитофона сильно впечатляет.
Кто предсказал. Артур Кларк (род. 1917).
Что предсказал. В 1945 г. он всерьез говорил о запуске на околоземную орбиту спутников связи. Также он утверждал, что человек высадится на Луне еще до наступления 2000 г., и предположил появление телефонов с камерой, телетекстом и возможностью создавать сообщения, а также переговорных устройств, вмонтированных в наручные часы.
Что сбылось. Не прошло и полувека, как орбита Земли оказалась буквально забита такими спутниками. Другие его «научные» открытия сегодня уже вошли в обиход.
Литературные прогнозы на грядущие века
Полистав литературные произведения, можно попытаться заглянуть и в будущее.
Вильгельм Кюхельбекер в своих «Европейских письмах» (1820) предполагал, что к 2019 г. Европа одичает: Лондон и Париж исчезнут с лица Земли, а Испанию заселят некие гверилассы, которые будут кочевать из долины в долину и грабить купцов и путешественников.
Британский юморист Джером К. Джером в рассказе «Новая утопия» (1891) заглядывает аж в XXIX в. Там нас ждет мир, в котором царит всеобщее и абсолютное равенство - люди обязаны ходить в одинаковых одеждах, умываться и принимать пищу в одно и то же время. Имена будут заменены номерами (подобное предсказание встречаем также у Евгения Замятина в антиутопии «Мы», 1924), а если чей-то интеллект окажется выше среднего, то мозг такого человека «усредняют» хирурги.
По сравнению с этими пророчествами, предсказания прочих авторов выглядят куда бледнее. Но мы все вспомним, что звукозаписывающие устройства появились у Сирано де Бержерака в «Государствах и империях Луны» (1655), первые роботы - в пьесе Карела Чапека «Р.У.Р.» (1920), калькулятор встречается у Айзека Азимова в «Основании» (1951), плейер - у Рэя Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту» (1953).
Что касается научных открытий и технических достижений - вот лишь несколько прогнозов:
• 2023 г. - создание сверхразумного робота («Вариант Тьюринга» Роберта Мински и Гарри Гаррисона);
• 2119 г. - появление универсального лекарства от всех болезней (Аркадий и Борис Стругацкие, «Полдень, XXII век»);
• 2122 г. - обнаружение внеземной жизни на планете Тагора, с чьим населением в 2124 г. земляне установят контакт (Стругацкие, «Полдень, XXII век);
• XXIII в. - изобретение психосинтезатора, прибора для материализации образов, возникающих в человеческом мозгу (Григорий Темкин, «Костер»);
• XXIV в. - дома будут строить на основе «теории четырехмерных кубов». Здесь сам собой будет обновляться интерьер, а комнаты станут перемещаться с этажа на этаж, чтобы хозяевам не было скучно (Роберт Хайнлайн, «Дом, который построил Тил»).
Фантасты предрекают также изобретение фотографий, передающих запах, звук и подвижную картинку (Джо Холдеман, «Право на Землю»), появление светящихся имплантатов, которые будут вживляться в тело человека вместо украшений (Пол Ди Филиппо, «Проблемы выживания») и многое другое. Доживем - увидим!
(Учитель предварительно может дать задание любителям фантастики подготовить сообщения о прогнозах, которые есть в произведениях писателей-фантастов.)
3. Как добываются знания
- Что такое знание? (Познание - это процесс, а знание есть результат этого процесса.)
(Учитель говорит о субъекте и объекте познания.)
Чувственное познание имеет три формы:
• ощущение (чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира, т. е. отражения отдельных свойств объекта, возникающие при его воздействии на органы чувств);
• восприятие (целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, т. е. целостные отражения объектов при их воздействии на органы чувств);
• представление (обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, т. е. наглядные образы объектов, не воздействующие в данный момент на органы чувств).
Рациональное познание иногда называют абстрактным, или логическим, мышлением.
Оно имеет следующие формы:
• понятие (отражает общие закономерности, закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях). Это результат выделения объекта из группы схожих объектов на основе отличительного признака, присущего всем объектам выделенной группы. Например, понятие «правовая норма - это правило поведения» с точки зрения гносеологии неверное, потому что не указаны признаки, отличающие правовую норму от общей совокупности социальных норм как правил поведения. Дайте правильное понятие правовой нормы. (Это правило поведения, установленное государством и общеобязательное для выполнения под угрозой принуждения.);
• суждение (устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается, т. е. это абстрактный объект, который констатирует наличие или отсутствие у предмета, явления, события тех или иных свойств). Например, «Петров Иван Николаевич дееспособен». Это суждение констатирует, что именно этому Петрову принадлежат юридические качества дееспособности, т. е. способности своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности;
• умозаключение (процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение).
Суждения, из которых делаются умозаключения, называются посылками умозаключения; суждение, которое выводится из посылок, - заключением. В умозаключениях переход от посылок (аргументов) к обосновываемому тезису (заключению) происходит в один шаг. Например, есть две посылки: 1. У птиц есть крылья, 2. Курица - это птица. Какое заключение выводится? (Следовательно, у куриц есть крылья.)
IV. Закрепление изученного материала
- Определите, к какому направлению - рационализму или сенсуализму - принадлежат авторы следующих высказываний. Свой выбор обоснуйте.
Сенека: «Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства - общие с животными и растениями».
Н. Рерих: «Истина не познается расчетами. Лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению».
(Сенека - рационализм; Н. Рерих - сенсуализм.)
- Составьте схему «Формы познания».
(
- Приведите примеры познания мира или человека на основе чувственного и рационального.
(Учитель подводит итог урока.)
Домашнее задание
1. Учебник Кравченко: с. 8-11, задания 1,2, 5.
2. Учебник Боголюбова: с. 88-95, задание 3.