Обществознание 8 класс - Поурочные разработки
Как написать реферат - ПРИЛОЖЕНИЯ
Написание реферата - одна из форм активной самостоятельной работы учащихся.
Систему обучения работе по написанию реферата следует выстроить дифференцированно с учетом возраста. В 5-7 классах учащихся надо научить готовить устные сообщения и писать небольшие письменные работы по конкретным вопросам (2-3 страницы).
В 8-9 классах объем письменных докладов можно увеличить до 5-6 страниц, а время устных сообщений до 5-8 минут.
Такую работу следует проводить систематически и по всем преподаваемым учебным дисциплинам. Это позволит более эффективно использовать рабочее время как учителя, так и ученика.
При постоянной работе с учетом реализации межпредметных связей старшеклассники получат необходимые навыки изучения различных источников знаний (учебники, книги, материалы периодической печати и др.). В 9 классе на занятиях по библиотечно-библиографическому всеобучу необходимо объяснить, что такое реферат, как его необходимо писать и оформлять.
В 10 классе необходима индивидуальная работа. Можно составить список учащихся, кто хотел бы научиться писать реферат, и провести для них несколько консультаций и практических занятий. Итогом всех занятий будет наличие у каждого ученика инструкции по написанию реферата.
Примерный вариант инструкции
Как подготовить реферат
1. Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.
2. Составьте план реферата.
3. Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.
При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:
• Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.
• Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.
• Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.
• Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.
• Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.
• Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.
• Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.
Памятка для сравнительной характеристики:
• Установите цель сравнения.
• Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.
• Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.
• Запишите выводы.
4. Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.
Конспект - краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.
Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко - значит, изложить его содержание большей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т. п.).
• Определите цель составления конспекта.
• Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.
• Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.
• Выделите слова, фразы, абзацы.
• Пишите четко и разборчиво.
• Выделите главное текстовыделителем.
Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.
Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.
Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части - главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.
В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.
5. Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий, слов. Текст записывается на одной стороне листа формата А-4.
6. Правильно оформите реферат.
На титульном листе укажите полное наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата. В соответствии с законодательством образец титульного листа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основании требований ГОСТа.
Далее вложите два чистых листа для рецензии.
Лист «Содержание» - это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части.
Помните, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.
В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.
Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т. п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания, номер издания.
Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.
Защита реферата
1. За две-три недели до дня защиты нужно отдать реферат на рецензирование. Это необходимо для того, чтобы заранее знать мнение рецензентов и подготовить контраргументы и ответы на вопросы. Если реферат предназначен для публичного выступления, нужно предположить аргументы «за» и «против» возможных оппонентов.
2. Выступление должно быть не более 10-15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.
3. Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.
4. Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.
5. Автор реферата выступает с заключительным словом.
Памятка для оппонента (референта)
1. Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.
2. Оцените знание материала, логику его изложения.
3. Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.
4. Сделайте вывод о работе и оцените ее.