Обществознание 8 класс - Поурочные разработки
Экономика как наука - МОДУЛЬ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА»
Вопросы данного модуля очень актуальны для современного школьника: в стране формируется рыночный тип экономической системы. Трудность оперирования экономическими понятиями связана с тем, что большинство из них имеет высокую степень обобщенности, охватывает широкий спектр разнообразных явлений. Поэтому учащимся сложно различать существенные и несущественные признаки экономических процессов. Знание экономических законов, владение основными экономическими понятиями позволит выпускникам лучше ориентироваться в современных реалиях рыночных отношений.
Основные дидактические единицы модуля:
• экономика как наука;
• экономика как хозяйство;
• проблема выбора, альтернативная стоимость;
• факторы производства, кривая производственных возможностей;
• экономическое содержание собственности;
• различия форм собственности;
• характерные черты разных типов экономических систем;
• действие рыночного механизма, экономических законов и конкуренции на рынках труда, товаров и услуг, капитала;
• характерные черты рыночной экономики в современной России;
• роль государства в условиях рынка;
• денежно-кредитная политика;
• налоговая политика;
• рациональное поведение потребителя;
• типология рынка;
• рынок труда;
• безработица и ее виды;
• измерители экономической деятельности;
• экономический цикл и экономический рост;
• мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система;
• уровень жизни, прожиточный минимум.
В результате изучения модуля учащиеся должны уметь:
• объяснять роль экономики в жизни общества;
• ориентироваться в способах воздействия государства на экономику;
• сравнивать основные формы собственности;
• сравнивать разные типы экономических систем;
• сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;
• объяснять связь цены со спросом и предложением;
• объяснять причины безработицы;
• характеризовать факторы производства и факторные доходы;
• приводить примеры предпринимательской деятельности;
• выделять в тексте оценочные суждения о правах потребителя;
• характеризовать бюджет семьи;
• решать простейшие расчетные задачи.
Урок 22. Экономика как наука
Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать экономическое мышление.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель объявляет тему и цели урока.)
Экономика как наука имеет свои законы и закономерности, изучение которых поможет лучше адаптироваться к реалиям современной России.
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Экономика как наука.
2. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.
3. Типы экономических систем.
4. Факторы производства и факторные доходы.
II. Изучение нового материала
Перед изучением нового материала выполним задания «Знаешь ли ты экономику?»
(По выбору учителя может быть индивидуальная или парная работа.)
Время на выполнение работы - не более 17 минут.
1. Гамбургер в Нью-Йорке стоит 1,2 доллара, а во Франкфурте-2 евро. Курс доллара к евро, рассчитанный через гамбургер, составляет...
а) 1,8;
б) 0,6;
в) 0,54.
2. После приватизации производительность труда на фабрике выросла на 50%, а продолжительность рабочего дня сократилась на 50%. Как в результате изменится объем производства?
а) уменьшится на 25%;
б) останется неизменным;
в) увеличится на 25%.
3. Стоимость рубля была жестко привязана к золоту по реформе...
а) Петра I;
б) Столыпина;
в) Витте.
4. Пропорциональное сокращение определенных статей государственного бюджета называется...
а) секвестр;
б) семестр;
в) кадастр.
5. Банановой республике необходимо на год 1 000 тонн бананов. Приехавшие собирать бананы рабочие требуют с каждой тонны собранных бананов 50% себе. Сколько нужно собрать бананов, чтобы всем хватило на год?
а) 1500 тонн;
б) 2500 тонн;
в) 2000 тонн.
6. С каждого проданного килограмма свеклы фермер должен заплатить 20% налога. Сколько денег фермер заплатит в бюджет за 150 кг свеклы, если ее цена с налогом 7 рублей за килограмм?
а) 175 рублей;
б) 210 рублей;
в) 150 рублей.
7. В Изумрудном городе уменьшились цены на все товары и услуги. Такое явление называется...
а) девальвация;
б) инфляция;
в) дефляция.
8. В связи с кризисом правительство Бразилии приняло решение обесценить «реал» - национальную валюту - на 9%. Это означает, что...
а) цены на бразильские товары в реалах упадут;
б) цены на американские товары в долларах ИЛА вырастут;
в) цены на бразильские товары в долларах США упадут.
9. Акакий Акакиевич Башмачкин имеет дополнительный доход от сдачи в аренду садового домика на летнее время. Обязан ли он по закону уплатить подоходный налог с этого дохода?
а) обязан в любом случае;
б) обязан только в случае, если он указал этот источник дохода в налоговой декларации;
в) нет, так как этот доход получен им не по основному месту работы.
10. Чтобы лучше знать, какие товары необходимо производить, компания должна провести...
а) рекламную кампанию;
б) презентацию новых товаров;
в) маркетинговое исследование.
11. На острове Робинзона Крузо растут только кокосы и финики. Если он будет собирать одни кокосы, то соберет их 800 штук в год, а если только финики, то 1200 штук в год. Какое количество кокосов и фиников должен собрать Робинзон, чтобы получить максимум удовольствия, если удовольствие от потребления им одного финика вдвое меньше, чем от одного кокоса?
а) 0 фиников и 800 кокосов;
б) 1200 фиников и 0 кокосов;
в) 350 фиников и 600 кокосов.
12. Акции компании «Пузырь» приносят 20% годовых, «Соломинка» - 15% годовых, «Лапоть» - 10% годовых. Какой из предложенных наборов акций принесет наибольший доход, если цена всех акций на начало года одинаковая?
а) 5 акций «П», 2 - «С», 3 - «Л»;
б) 5 акций «П», 1 - «С», 4 - «Л»;
в) 5 акций «П», 4 - «С», 1 - «Л».
13. В большинстве стран мира доллар США является...
а) резервной валютой;
б) национальной валютой;
в) запрещенной валютой.
14. Ученик Крышкин изобрел жидкость, с помощью которой можно становиться невидимым для контролеров в транспорте. Кто в конечном итоге будет оплачивать его безбилетный проезд?
а) родители Крышкина;
б) учитель химии;
в) неизобретательные пассажиры, оплачивающие свой проезд.
15. Для успешного начала собственного дела прежде всего необходимо...
а) выбрать место для офиса фирмы;
б) вложить все деньги в акции преуспевающей компании;
в) разработать бизнес-план.
16. Стоимость сырья для производства йогуртов возросла на 30%, а заработная плата - на 5%. Как изменится себестоимость производства на 1 единицу продукции, если доля расходов на заработную плату в общих производственных расходах - 20%, а на сырье - 80%?
а) увеличится на 25%;
б) увеличится на 35%;
в) увеличится на 15%.
17. На фабрике фальшивомонетчиков имеется 6 фрезеровальных и 4 сверлильных станка. Для изготовления 10 фальшивых монет (с дырочкой) требуется сначала 20 минут обрабатывать заготовку на фрезеровальном станке, а затем - 15 минут на сверлильном. Какое максимальное количество монет может быть изготовлено из заготовок, обработанных за 8 часов работы?
а) 1200;
б) 1280;
в) 1440.
Ответы: 1 б, 2 а, 3 в, 4 а, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 а, 10 в, 11 а, 12 в, 13 а, 14 в, 15 в, 16 а, 17 6.
(Затем проверяются ответы и исправляются ошибки. Наша практика показывает, что даже в классах с высоким уровнем подготовки есть ошибки, особенно в вопросах, требующих простейших расчетов. Чтобы сэкономить время, учитель вызывает к доске тех, кто сделал правильные расчеты (задания 2, 17, 16).)
Выполнение даже таких простейших заданий привело к некоторым ошибкам. Это еще раз подчеркивает необходимость усвоения экономических законов и закономерностей.
1. Экономика как наука
- Что такое наука? (Система знаний.)
- Что такое закон? Приведите примеры.
- Что такое закономерность? Приведите примеры.
- Прочитайте определение экономики на с. 67.
- Экономика как наука разделяется на микро- и макроэкономику; нормативную и позитивную.
(Учащиеся составляют простейшую схему.)
Микроэкономический анализ основан на изучении поведения отдельных хозяйствующих объектов (фирма, потребитель, домашнее хозяйство).
Макроэкономика анализирует либо экономику как целое, либо такие ее подразделения или агрегированные показатели (агрегаты), как государственный сектор, домашние хозяйства и предпринимательский сектор.
Нормативная экономика описывает ситуацию, какой она должна быть.
Позитивная экономика анализирует реально сложившуюся ситуацию с целью выяснения причин ее несоответствия норме.
- О каком разделе экономики идет речь?
1. Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС - 2007 превысила 30 млн. евро. (Макроэкономика.)
2. В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа. (Микроэкономика.)
3. Дотошные англичане сравнили, на какую зарплату живут лидеры стран - членов «большой восьмерки». (Позитивная.)
4. К 2010 году размер пенсии будет составлять в среднем 5000 руб. (Нормативная.)
«Человеку много ль надо?» - это название одного из шлягеров 70-х гг. XX века. Действительно, сколько надо человеку для счастья?
(Учитель смотрит на часы и спрашивает: если в 10.30 (время условное) Старик Хотгабыч, например, исполнил все ваши желания, были ли бы вы абсолютно счастливы в 11.00? Выслушав несколько ответов, учитель задает вопрос: почему нет?)
Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения с себе подобными у него формируются новые желания. Эти желания экономисты называют потребностями. Как можно сформулировать закон, о котором только что шла речь?
Человеческие потребности всегда изменяются только в сторону увеличения. Об этом говорит особый экономический закон - закон возвышения потребностей. Например, в силу своих физиологических потребностей человек может съесть за год около 140 кг картофеля. Можно, конечно, съесть и больше, но врачи утверждают, что это будет вредно для здоровья. Сегодня из картофеля можно приготовить более 600 блюд, и поэтому потребность в картофеле не может быть удовлетворена, пока человек не испробует и не насытится всеми блюдами из картофеля. Но мозг наш изобретателен, рецептов приготовления блюд становится все больше. Так появляются новые потребности.
- Почему мы не можем удовлетворить даже первоочередные потребности? (Ограничены ресурсы для их удовлетворения. Ограничены природой и финансовыми, трудовыми, материальными, энергетическими возможностями.)
Все определения экономики можно свести к следующему. Экономика - это наука, изучающая, как при ограниченных ресурсах максимально удовлетворить потребности человека и общества.
2. Проблема выбора. Альтернативная стоимость
В условиях ограниченности ресурсов человек всегда стоит перед выбором: куда направить ресурсы. Чтобы произвести или приобрести какой-то товар, всегда нужно забрать ресурсы из производства другого товара. В этом проявляется альтернативная стоимость - цена замены. Она не всегда выражается в конкретных цифрах. Альтернативная стоимость - это отказ от наиболее выгодного варианта или более затратного. Например, администрация города решает вопрос, что построить на пустыре. Вариантов два: либо детскую площадку, либо автостоянку. Городская Дума решила устроить детскую площадку. Следовательно, альтернативной стоимостью является отказ от строительства автостоянки.
(Учащиеся читают о законе обратной пропорциональности альтернативной продукции на с. 70 учебника и записывают определение в тетради.)
Ограниченность ресурсов определяет проблему выбора тех товаров, которые необходимо произвести в первую очередь. Объем этих ограниченных ресурсов составляет границу производственных возможностей общества. Граница производственных возможностей означает, что общество не может произвести большее количество товаров при имеющемся объеме ресурсов. Графическое отражение этой зависимости называется кривой производственных возможностей (КПВ). Она показывает возможности данной экономики по производству двух товаров при имеющихся ресурсах и их эффективном использовании.
Любая точка, лежащая на КПВ, означает комбинацию одновременного производства двух товаров при использовании всего объема ресурсов. Если точка находится внутри КПВ, значит, в обществе имеются неиспользованные резервы. Хорошо это или плохо?
С одной стороны, плохо, потому что ресурсы не используются со 100% эффективностью. С другой стороны, хорошо, потому что при увеличении спроса на один из товаров, можно увеличить его производство, не сокращая производство другого товара.
Если ресурсы увеличиваются или повышается эффективность их использования, КПВ сдвигается вверх. Если ресурсы сокращаются или снижается эффективность их использования, КПВ сдвинется вниз.
Таким образом, можно сделать вывод:
1. Общество не может вырваться за границу своих производственных возможностей. Поэтому при эффективном использовании ресурсов увеличение производства одного товара неизбежно приводит к уменьшению производства другого товара.
2. Переход от производства одного товара к производству другого определяет тенденцию возрастания затрат. Происходит рост альтернативной стоимости производства, т. е. при увеличении производства одного товара общество вынуждено отказываться от производства все большего количества другого товара. Главной причиной этого является неполная взаимозаменяемость ресурсов.
3. Типы экономических систем
Чтобы принять эффективное решение или экономически наиболее выгодное, общество должно ответить на триединый вопрос: что производить, как производить, кто будет производить и потреблять.
Совокупность ответов на этот вопрос определяет тип экономической системы. Каждый тип отличается от другого видом собственности на экономические ресурсы, способом решения триединого вопроса, способом координации хозяйственной деятельности.
(Далее в ходе фронтальной беседы учитель формулирует главные признаки традиционной, командной (централизованной, командно- административной, административной) и рыночной экономических систем. Для конкретизации характеристики учащиеся приводят факты, изученные на уроках истории, географии. Например, учащиеся должны определить зависимость в традиционной экономической системе от природных условий. В командной системе в период СССР центр планировал не только производство, но и размер потребления, установив «потолок» зарплаты; распределяя по разным регионам объем промышленных и продовольственных товаров. Понятно, что лучше всех снабжалась Москва. И в выходные дни все Подмосковье отоваривалось в ее магазинах. Электрички выходного дня образно называли «колбасными» электричками.)
В традиционной экономической системе господствует общая, общинная или государственная собственность; главная сфера экономики - сельское хозяйство; ресурсы распределяются в соответствии с традицией; факторы производства используются неэффективно.
В рыночной, или иначе капиталистической, экономической системе господствует частная собственность; ограниченные ресурсы распределяются рыночными механизмами; триединый вопрос решает производитель, действуя по законам рынка.
Преимуществом рыночной системы является то, что производитель или продавец для получения собственной прибыли вынуждены ориентироваться на интересы покупателей, потребителей. Потребитель, покупатель тоже вынуждены считаться с интересами производителя или продавца - покупатель может получить товар, если заплатит столько, сколько этот товар стоит по сложившимся на рынке ценам. Рыночная система требует экономичности выпускаемой продукции, наукоемкости производства, востребованности научно-технического прогресса, высокой производительности труда, высокого качества товаров и т. п.).
Вместе с тем рыночная система имеет отрицательные проявления: происходит глубокая дифференциация общества по доходам; нет должной социальной защиты; развитие носит циклический характер; безработица; обесценивается значимость личности; ухудшается криминальная обстановка и т. п.
Командная экономика, или плановая, основана на государственной собственности; ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с планами; триединый вопрос решают государственные органы и определенные государственные организации. Государство гарантирует социальную защиту, стабильность цен. Однако уравниловка в оплате труда не стимулирует предприимчивость и инициативу производителя, существует дефицит товаров и т. д. Гарантии государственного заказа не стимулируют внедрение эффективных технологий. После образования мировой системы социализма к середине прошлого столетия командная экономическая система охватывала более чем треть всего населения Земли. Но не сумела удержать свои позиции.
В одной из своих работ первых лет Советской власти Ленин писал, что для победы социалистической системы производительность труда, в конечном итоге, самое главное, самое важное условие. Но обеспечить более высокую производительность труда, чем при капитализме, командная система не может.
В современных условиях в развитых странах существует смешанная экономика.
В ней сочетаются рыночное и государственное регулирование. Государственное регулирование необходимо там, где рынок не может удовлетворить потребности общества, например, в обороне страны, в крупных национальных проектах и т. п. Кроме того, государство в определенной степени обеспечивает социальную защищенность на рынке труда, в решении проблемы бедности и т. п. В смешанной экономике при господстве частной собственности существует значительный государственный сектор. Однако эти госпредприятия не получают государственных планов, вынуждены на равных конкурировать с частными предприятиями и функционировать по рыночным законам.
В чистом виде ни один тип экономической системы не существует. Тип определяется по тем признакам, которые доминируют в экономике данного государства.
4. Факторы производства и факторные доходы
Ресурсы, задействованные в процессе производства экономических благ, называются факторами производства.
Земля - факторный доход рента. Речь идет о природных ресурсах, которые используются или как промежуточный продукт могут быть использованы для производства товаров и услуг.
Труд - факторный доход заработная плата. Имеются в виду физические или интеллектуальные усилия, которые затрачивает работник производства. Труд оплачивается либо за отработанное время, либо за количество и качество труда (повременная и сдельная формы оплаты).
Капитал - факторный доход проценты. Это стоимость, приносящая добавочную стоимость. Капитал бывает физический (машины, станки, оборудование и т. п.) и финансовый. За использование физического капитала отчисляются так называемые амортизационные отчисления. Простейший пример: за станок уплачено 10 тыс. рублей. Станок следует окупить за 5 лет. Следовательно, амортизационные расходы ежегодно будут 20%, или 2 тыс. рублей. Такая сумма будет учитываться при исчислении затрат на производство продукции с использованием этого станка. При бережном обращении со станком через 5 лет при отсутствии капитального ремонта станок будет обеспечивать ежегодный доход в 2 тыс. рублей. Вот почему грамотное ведение бизнеса предполагает стимулирование работников за безаварийную работу оборудования.
Предпринимательство - факторный доход прибыль. Каково значение слова «предпринимательство» и почему факторный доход называется прибыль, а не зарплата? (Прибыль - это плата за риск. Предприниматель рискует своим именем, деньгами и даже жизнью. Хорошо, если только своей.)
- В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры всех трех факторов производства - земли, труда, капитала?
а) деньги, слесарь, пашня;
б) учитель, нефть, комбайн;
в) токарь, станок, облигация;
г) облигации, природный газ, менеджер.
(Учитель сначала выслушивает ответы учащихся, а затем по методу исключения в процессе комментирования определяется правильный ответ. Необходимо подчеркнуть, что в экономических тестах метод исключения используется чаще всего для определения правильного ответа, если учащиеся испытывают затруднения с выбором ответа.)
III. Закрепление изученного материала
- Какие значения имеет понятие «экономика»?
- Что изучает наука экономика?
- Какие экономические системы (модели) существуют в современном мире?
- Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ - это одно и тоже? (Нет. Бедность означает, что в данном обществе или у конкретного человека мало в количественном исчислении этих благ. Ограниченность означает, что этих благ мало по отношению к тому количеству потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ, поэтому ограниченность в равной степени относится и к бомжу, и к олигарху.)
- Прочитайте следующие высказывания. Согласны ли вы с ними? Свое мнение обоснуйте.
• И. Шумпетер: «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития».
• Э. Ханнан: «Экономическая конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга».
• Б. Ауэрбах: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство».
Домашнее задание
1. Учебник Кравченко: § 9, устно вопросы и задания к параграфу.
2. Учебник Боголюбова: с. 205-207.