Обществознание 7 класс - Поурочные разработки
Обмен, торговля, реклама - Человек и экономика
Урок занимает важное место в главе «Человек и экономика», продолжая линию изучения основных сфер экономической жизни общества.
Цель урока — познакомить учащихся с основным элементом структуры экономической деятельности — обменом и его прогрессивной формой — торговлей.
Несмотря на то что обмен как целостная дидактическая единица рассматривается впервые в курсе обществознания, урок, несомненно, выстраивается с учётом имеющейся экономической составляющей курса, опирается на материал учебника 6 класса (см. темы «Труд», «Семья»), а также закладывает серьёзную основу для усвоения материала в 8 и 9 классах.
Вышеизложенное позволяет сформулировать задачи данного урока:
— сформировать представление об обмене как о важной сфере экономической жизни общества;
— раскрыть роль и влияние современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан;
— выявить особенности различных форм и способов обмена, торговли;
— охарактеризовать влияние рекламы на эффективность торговли;
— способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в сфере обмена и потребления.
План изучения нового материала
1. Зачем люди обмениваются.
2. Торговля и её формы.
3. Реклама — двигатель торговли.
Урок может быть построен с использованием различных вариантов организации обучения. Вариант 1 — комбинированный урок. Он основан на изучении нового содержания различными способами: объяснение учителя, беседа по основным разделам урока, работа со словарём и результатами опережающего домашнего задания, самостоятельное чтение учащимися учебного текста и совместный с учителем анализ материалов дополнительных рубрик «Путешествие в прошлое», «Жил на свете человек», обсуждение проблемных вопросов, ситуаций и др. Вариант 2 — урок-практикум. Процесс овладения материалом урока можно условно разделить на две части: теоретическую и практическую (по одному часу на каждую). Первая часть строится на объяснении учителя или комментированном чтении текста учебника с обращением к словарю, иллюстрациям, ответами на вопросы рубрики «Проверь себя». Вторая часть урока строится преимущественно на организации самостоятельной деятельности учащихся, выполнении практических заданий рубрики «В классе и дома» и участии в практическом занятии.
Вариант 1
Целесообразно опереться на следующие содержательные линии предыдущих уроков курса 7 класса: натуральное и товарное хозяйство, потребитель и производитель в экономике, производство товаров и услуг, стоимость продукции, затраты и прибыль производителя. Актуализировать изученное в начале урока учителю поможет обращение к вопросам рубрики «Вспомни».
Предварить работу с учебным текстом, сосредоточить внимание учащихся на проблемах урока поможет обсуждение вопросов рубрики «Обсудим вместе». Предложенные вопросы опираются на личный опыт участия школьников в обмене и позволяют включить в дискуссию максимальное число учащихся. Результаты дискуссии позволяют подвести их к изучению первого раздела параграфа ««Зачем люди обмениваются». Здесь обращаем внимание на важность использования ряда дополнений и необходимых разъяснений по содержанию учебного текста.
Так, учащимся важно пояснить, что склонность к обмену — одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ Земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Если все участники обмена действуют по собственной воле, то они согласятся на него лишь при одном условии: если будут считать, что обмен обеспечит им определённый выигрыш, т. е. увеличит их богатство. Таким образом, обмен создаёт богатство в каждой торговой сделке. И именно это свойство обмена превратило его в основу экономической жизни людей и инструмент обеспечения их благополучия и достатка.
Требует внимания и дополнительного пояснения базовое понятие темы «цена товара». Цена родилась на свет вместе с деньгами. Стоит напомнить учащимся, что сущность денег как эквивалента всех товаров, функции в экономике им предстоит изучить в следующем параграфе «Деньги, их функции». Здесь же необходимо остановиться на цене и её первичной функции — измерительной. С помощью цены измеряется стоимость товара. Благодаря цене устанавливается количество товара в стоимостном выражении. Например, объём продукции, выпускаемой частной обувной фирмой, составляет 300 тыс. рублей в год. Это значит, она выпустила, например, 300 пар обуви, ценой 1 тыс. рублей каждая.
Следующее важное пояснение — связь стоимости товара и цены. Стоимость товара образует воплощённый в товаре общественный труд (затраты энергии человека, его мозга, мускулов и других ресурсов). Стоимость лежит в основе определения цены, но почти никогда стоимость и цена не равны между собой. На цену оказывает влияние ещё много разных обстоятельств: спрос на товар, как много одинаковых товаров произведено и предложено к продаже, затраты торговых организаций (доставка, обслуживание).
Закрепить представление учащихся о цене товара и путях её формирования поможет организация обсуждения результатов выполнения опережающего домашнего задания, в котором учащимся было предложено посетить несколько торговых организаций и узнать цены на какую-либо группу товаров (например, на молочные продукты, хозяйственные товары), а затем заполнить следующую таблицу.
Задание учащимся: сравните полученные данные и сделайте выводы о том, что влияет на цену товара.
Стоит напомнить учащимся, что любой товар имеет цену его производителя (стоимость затрат на его производство) и эта цена отличается от цены, предлагаемой торговой организацией, последняя выше. Далее учитель может предложить учащимся подумать, что влияет на её увеличение.
Вариант ответа: учащиеся указывают, что цены в разных торговых организациях разные (в универсаме — розничные, на рынке — оптово-розничные, в палатке — договорные), и называют факторы, влияющие на цену товара, например плата за аренду торгового места, за доставку товара, оплата труда персонала, потребность в товаре покупателей и др.
Логически завершить разговор по проблеме раздела помогут материалы рубрики «Жил на свете человек», раскрывающей основные идеи «отца экономической науки» А. Смита, уделявшего достаточно много внимания исследованию процесса обмена и его значению в истории общества. Учителю полезно сделать акцент на ряде выводов учёного. Если власти не мешают людям трудиться, создавать сбережения и вкладывать их в коммерческую деятельность, то страна богатеет и процветает. Для благополучия народа, по мнению А. Смита, «нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей»1.
Изучение следующего раздела параграфа «Торговля и её формы» строится в значительной степени с опорой на знания учащихся по истории (история торговли, переход от натурального хозяйства к товарному хозяйству и регулярному обмену). Используемые исторические факты и закономерности, связанные с торговлей, помогают учителю обосновать её роль в истории общества и найти аргументы, позволяющие подвести учащихся к значимому выводу: «Торговля — важный источник экономического благополучия страны и богатства её граждан». Приведённый в учебном тексте факт новейшей истории об ограничении возможности той или иной страны участвовать в торговле учителю целесообразно проиллюстрировать конкретными примерами (в частности, экономическая блокада Ирака, ограничения в торговле с Афганистаном и др.). Желательно также разъяснить результаты подобных ограничений для экономики страны и социального благополучия её граждан (например, последствия запрета на ввоз в Ирак медикаментов, химический состав которых включал токсические вещества, — они могли быть использованы для создания химического оружия).
Усвоение учащимися содержания обоих разделов, формирующих целостное представление об обмене, имеет значение для овладения в 8 и 9 классах такими содержательными линиями курса обществознания, как функционирование различных экономических систем, действие рыночного механизма ценообразования, процессы производства и потребления и др. Закрепить материалы разделов полезно выполнением заданий 1, 3, 4 рубрики «В классе и дома».
Раздел параграфа «Реклама — двигатель торговли» не только знакомит учащихся с ролью и функциями рекламы в экономике, но и подготавливает их к критической оценке её содержания, что является основой грамотного поведения школьников как потребителей.
Закрепить усвоение основных понятий темы параграфа можно, организовав выполнение нескольких заданий.
Задание 1
Продолжи пары слов: производитель — потребитель; дорого — ...; оптом — ...; доход — ...; продавец — ...; убыток — ... .
Ответ: дёшево, в розницу, расход, покупатель, прибыль.
Задание 2
Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду.
Ассортимент, потребитель, товар, технология, реклама, розничная торговля, цена.
Ответ: технология.
Помочь учащимся овладеть элементами рациональной модели поведения в сфере обмена поможет знакомство с рубрикой «Учимся быть думающими покупателями». Напомните им, что рациональным (разумным с экономической точки зрения) считается поведение участников экономической деятельности (в данном случае потребителей), стремящихся добиться лучшего результата при наименьших затратах и получить максимальное удовлетворение потребностей. Учитель помогает учащимся проанализировать предложенную типичную ситуацию и принять рациональное решение о покупке, даёт необходимые пояснения и рекомендации.
Завершить урок полезно советами по выполнению домашнего задания (см. задание 5 рубрики «В классе и дома»).
Вариант 2
На первом уроке учащиеся знакомятся с методом комментированного чтения текста параграфа. Второй час может быть посвящён выполнению практического задания «Разработка рекламы товара». Предлагаем несколько советов по его организации.
Занятие проводится в группах (5—7 человек), каждой предлагается создать рекламную программу конкретного товара. Внимание учащихся необходимо обратить на то, что, как правило, при разработке такой программы важно принять несколько решений.
Постановка цели. Обычно цель вытекает из ранее принятых решений, связанных с поиском объекта рекламы и лучшей позиции для реализации товара.
Полезно напомнить учащимся возможные цели рекламы и привести примеры, иллюстрирующие их. Например, цель рекламы — информация: «Новый супермаркет „Асаки" предлагает широкий выбор товаров для дома и дачи»; цель рекламы — сформировать предпочтение: «„Тефаль" — ты всегда думаешь о нас»; цель рекламы — напоминание: «Вернись к лучшему, начни день с „Нескафе"».
Затраты на рекламу. Здесь необходимо взвесить все расходы. Затраты на рекламу входят в общие расходы на продажу товара, и надо исходить из реальных возможностей и здравого смысла. Завышение затрат может сильно поднять цену на товар, а занижение затрат сделать рекламу неэффективной.
Рекламное обращение. Это форма рекламного оповещения: фраза, рисунок, статья и др. Лучше изготовить несколько образцов и выбрать один, исходя из стоимости и воздействия на потребителя.
Средства распространения информации. Определите широту охвата и частоту появления рекламных сообщений. Отберите основные виды средств информации (печать, телевидение, наглядные средства и т. п.).
Каждая группа по очереди представляет и обосновывает свою рекламную программу. Учитель подводит итоги обсуждения и оценивает работу групп.
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. — М., 1993. — С. 189.