Ресурсы экономического развития нашей страны - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Ресурсы экономического развития нашей страны - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с ресурсами экономического развития нашей страны, с проблемой ограниченности ресурсов; выяснить задачи, стоящие перед российской экономикой в ближайшем будущем; познакомить с терминами и понятиями: ресурсы, капитал, ограниченность ресурсов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать основные экономические ресурсы России; объяснять, как и почему происходит потеря ресурсов; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: практикум.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. Он бродил, наслаждался окрестностями, устал и лег спать под деревом желаний. Оно исполняло любые желания, и не было никакого промежутка между желанием и его исполнением. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал: “Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи”.

И немедленно появилась пища. Прямо приплыла по воздуху. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она взялась. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна.

Потом, когда человек утолил голод, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль: “Если бы только чего-нибудь выпить...”

В раю нет запретов — немедленно появилось прекрасное вино. Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться: “Что творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?” И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны — именно такие, какими он себе их представлял. Он задрожал и подумал: “Сейчас они точно убьют меня”. И они его убили!

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Какое отношение имеет притча к теме уроков?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: “Ресурсы экономического развития нашей страны”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроках.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Экономические ресурсы.

2. Природные и людские ресурсы России.

3. Ограниченность ресурсов.

4. Потеря ресурсов.

5. Какие задачи стоят перед отечественной экономикой?

III. Введение в новый материал

— Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?

(Ответы учеников.)

Развитие, движение вперед всегда требуют определенных ресурсов.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 152 учебника, познакомьтесь с понятием “ресурсы” и объясните его смысл.

(Проверка выполнения задания.)

Что представляют собой ресурсы экономического развития нашей страны? Какие проблемы в развитии ресурсов испытывает Россия? Какие задачи в ближайшем будущем встанут перед российской экономикой? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Экономические ресурсы

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления. Все это называется факторами производства.

Ресурсы — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы).

Экономисты различают четыре основных ресурса:

• земля;

• труд;

• капитал;

• управление.

Задание: работая с текстом п. 1 § 18 учебника, заполните таблицу “Основные ресурсы”.

Ресурс

Характеристика

Труд

Трудовые ресурсы страны, т. е. люди, обладающие способностью производить товары и услуги и соответствующей квалификацией

Земля

Важнейший экономический ресурс включает в себя все, что дано природой:

• полезные ископаемые;

• леса;

• поля;

• пашни;

• реки;

• моря и т. д.

Капитал

Экономический ресурс в форме денег, т. е. денежный капитал, или средства производства

Управление

Управленческие и организаторские навыки, которые используются в процессе производства; принятие управленческих решений

Информация

Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Информацией можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом

(Проверка выполнения задания.)

Задание: используя сказку “Колобок”, примените полученные знания о видах экономических ресурсов.

(Проверка выполнения задания.)

(В ответах ребят было отмечено: чтобы испечь героя сказки:

• во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую силу;

• во-вторых, для начала производства надо было иметь муку, печь, дом (капитал);

• в-третьих, понадобился участок для дома, в котором все происходило (земля);

• в-четвертых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь Колобок (предпринимательские возможности).

Дедка позаботился о работнике (нанял бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой), подумал о сбыте (съесть Колобок) и взял на себя весь риск от осуществления операции.)

— Как вы думаете, для чего человек тратит ресурсы и деньги?

(Ответы учеников.)

Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной-единственной целью — удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

2. Природные и людские ресурсы России

Наша страна является уникальной по богатству природных ресурсов.

Задание: работая с текстом п. 2 § 18 учебника, внимательно изучите состояние природных и людских ресурсов России, составьте кластер.

(По ходу проверки выполнения задания составляется кластер.)

— Согласны ли вы с мнением академика Н. Я. Петракова, который утверждал: “Источником экономического роста России является уникальный сплав ее природных богатств и интеллектуального потенциала”?

(Ответы учеников.)

3. Ограниченность ресурсов

Предлагаю вам сыграть в игру. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. С одной стороны напишите слово “хочу”, а с другой стороны — слово “могу”. В первую колонку запишите все то, о чем вы мечтаете. А во вторую — насколько вы в состоянии удовлетворить ваши желания.

(Ученики выполняют задание.)

Сравните эти списки и определите, почему вторая колонка короче.

(Ответы учеников.)

Наш эксперимент демонстрирует, что потребности наши не знают предела, тогда как возможности ограниченны. И нам постоянно приходится делать выбор между своими желаниями и возможностями.

Задание: работая с текстом п. 3 § 18 учебника, определите, о каких ограниченных ресурсах идет речь.

(Проверка выполнения задания.)

Сейчас я прочитаю вам сказку Владимира Сутеева “Яблоко”. Определите, о каких ограниченных ресурсах идет речь.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на елке Ворона смеется.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало.

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стоп, стой! — кричит Заяц. — Куда мое яблоко потащил? Остановился Ежик и говорит:

— Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Мое яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул. Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю все, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашел?

— Я, — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! - каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович.

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

(Проверка выполнения задания.)

— А надо ли экономить то, чего на первый взгляд у нас достаточно, — воду, хлеб, электроэнергию? Отвернул кран — и из него бьет звонкая, прозрачная струя воды, лей сколько угодно! Щелкнул выключателем — и разольется по комнате яркий свет от электрической лампочки. Проголодался — на столе всегда румяный и душистый хлеб.

(Ответы учеников.)

4. Потеря ресурсов

Человек всегда был частью природы. Окружающая человека природа — это среда его жизни и деятельности. Сейчас из нашей природы навсегда исчезает в среднем один вид животных и растений в год. Происходит это незаметно, и большинство людей не знает о той бесценной утрате, которую понесло человечество. А ведь каждый вид — судьба живого на Земле. “Самый страшный зверь на Земле” — так гласит надпись на клетке при входе в один из западногерманских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, так как за решеткой установлено зеркало.

— Как вы думаете, о чем хотели предупредить человека владельцы зоопарка?

(Ответы учеников.)

Обществоведы утверждают, что исчерпаемые ресурсы бывают двух видов:

• восполнимые;

• невосполнимые.

Задание: работая с текстом п. 4 § 18 учебника, заполните таблицу (см. с. 176).

Исчерпаемые ресурсы

восполнимые

невосполнимые

Леса, рыба, вода, почва. На месте вырубленного леса можно посадить молодые деревца. Отдохнувшее от посевов, как говорят агрономы, постоявшее под паром поле снова может стать плодородным. Очищенная вода возвращается в круговорот природы. Но чтобы восполнить эти ресурсы, необходимы труд и знания человека. Люди обязаны быть заботливыми хозяевами планеты

Полезные ископаемые, которые образовались в толще земной коры много тысячелетий назад. Запасы нефти, газа, руд в недрах Земли ограниченны, хотя и кажутся неисчерпаемыми. Невосполнимые ресурсы не могут образоваться снова

Неисчерпаемые ресурсы

Солнечная энергия, энергия ветра, приливной волны. Именно эти ресурсы наиболее перспективны в наше время. Приливные электростанции есть во многих странах. В Нидерландах, издревле славившихся ветряными мельницами, теперь работают ветряные электростанции, а солнечные батареи можно увидеть и на космической станции, и на крыше какого-нибудь небольшого дома, хозяева которого решили пользоваться экологически чистой энергией. Пока солнце и ветер называются нетрадиционными источниками энергии

— Приведите примеры расточительного отношения людей к природным ресурсам. При ответе используйте материалы учебника.

— Что вам известно о государственной политике в области использования экономических ресурсов страны?

(Ответы учеников.)

Задание: работая в группе, разработайте проект “Будь бережлив” или “Рачительный хозяин”.

(Проверка выполнения задания.)

5. Какие задачи стоят перед отечественной экономикой?

— Какие же задачи стоят перед отечественной экономикой в наши дни? Их очень четко определил Президент Российской Федерации В. В. Путин.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

— Вас не смутил тот факт, что в стратегических задачах речь идет лишь о человеке? Как вы думаете, почему?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов уроков

— Продолжите фразы.

1. Я понял (а)...

2. Я узнал (а)...

3. Я хочу...

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 18 учебника.

2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.

3. Задание на выбор.

• Сформулировать и записать свой кодекс бережного отношения к природным ресурсам России.

• Подготовить компьютерную презентацию на тему “Какими природными ресурсами богат мой регион”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]