Обществознание 6 класс - поурочные разработки
Шестиклассник — какой он?
Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществознание», то прежде всего нужно обратить внимание на особенности социального развития младших подростков.
Необходимо сразу оговориться, что время перехода из начальной школы в основную не всегда совпадает с началом подросткового периода. И хотя его границы определяются возрастом 11—15 лет, иногда он может начаться на год раньше или позже, что в психологии не рассматривается как отклонение от нормы.
Как и переход из дошкольного детства в младший школьный возраст, подростковый период называют критическим, переломным, трудным. Если приход дошкольника в школу связан с возникновением новых социальных ролей (ученик, школьник), приоритетом учебной деятельности, системой других взаимоотношений (член классного коллектива), то подростковый возраст характеризуется другой, принципиально важной тенденцией — переходом от детства к взрослости. Все стороны развития (физическое, интеллектуальное, нравственное и др.) подчиняются этой тенденции.
Почему это новообразование становится главным для подросткового возраста? Это связано с тем, что у подростка возникает ощущение того, что он уже не ребенок, он чувствует себя другим, ему хочется скорее стать взрослым, скрыто или явно подросток уже отвергает свою принадлежность к детям («я не маленький!»). Растет сознание детей, на более высоком уровне находятся ответственность, целеустремленность, самостоятельность, умение контролировать свои действия.
Подросток становится более активным участником жизни взрослых, особенно в семье: на нем лежат определенные обязанности, часто весьма серьезные (прогулки с малышом, уборка квартиры, уход за животным, мелкий ремонт одежды, приготовление пищи и др.). Подростки дежурят по классу, по школе, активно участвуют в субботниках, играют с младшими школьниками, опекают детей детского сада.
Меняется и отношение взрослых к подросткам: непосредственная опека заменяется советами, а поручения принимают характер обязанностей. Изменяется стиль общения, он приобретает черты равноправного обсуждения проблемы.
Вместе с тем процесс взросления часто скрыт, проявляется не в явной форме. Внешние проявления 11—12-летних подростков еще очень похожи на поведение младших школьников: они любят играть в шумные игры, проказничать; они непоседливы и активны; часто совершают поступки, не думая об их последствиях. Неправильно понятая самостоятельность оборачивается некоторым анархизмом поведения, что вызывает раздражение взрослых и часто их неправильную реакцию. Это явление М. Горький называл «глупым молодечеством». Писатель приводил примеры из своего детства, когда он поднимал непосильные тяжести «в прямом и переносном смысле, физически и духовно, и только благодаря какой-то случайности не надорвался насмерть, не изуродовал себя на всю жизнь».
Показателен такой пример. Квартиру только что отремонтировали, и мама сказала сыну: «Ты уже взрослый, самостоятельный мальчик, можешь сам украсить свою комнату». Мальчик принял предложение матери и расписал красками только что оклеенные обоями стены. Мать наказала сына.
Этот случай помогает установить два противоречия: во-первых, между потребностью растущего человека признать его взрослым и недостаточным уровнем развития самосознания и самооценки и, во-вторых, между требованием ребенка признать его взрослым и непониманием со стороны родителей, учителей и других взрослых объективности существования этого требования. Именно поэтому взрослые часто неадекватно реагируют на действия подростка.
Как отражается на методике обучения осознание учителем этих противоречий? Предоставляя детям самостоятельность, давая возможность проявить инициативу, выдумку, находчивость, необходимо предвидеть пути, по которым будет разворачиваться их самостоятельность, помочь уйти от ошибок, проанализировать возможные промахи, найти убедительные доказательства правильности (или неправильности) выбранного пути. Младший подросток уже перестает принимать на веру слова взрослого, часто подвергает их сомнению, и эту закономерность нужно рассматривать как становление личности школьника, использовав во благо.
Почему это так важно? Это дает возможность развивать критическое мышление, которое является условием формирования неординарной, творческой, целеустремленной личности, сильного характера. Биографии выдающихся людей показывают, что никто из них не был конформистом. Умение сомневаться, искать другие пути в творческой деятельности было особенностью личности этих людей и позволило им перейти из разряда обыкновенных в разряд гениальных.
Именно поэтому авторы данного курса «Обществознание» обратили особое внимание на предоставление детям альтернативных примеров поведения, обсуждение разных точек зрения, на то, чтобы дети высказывали свои суждения и выражали собственное мнение, не боясь того, что оно не будет совпадать с мнением учителя.
Заглянем на страницы учебника. Вот идет разговор о том, как нужно относиться к людям, приводятся примеры добрых, благородных поступков, рассказывается о духовной связи людей между собой. Тут же обсуждаются проблемы: «Бывают ли люди бесчеловечными? Каковы причины людской злобы, жадности, ненависти? Что должно стать правилом поведения в обществе — человеколюбие или недоброжелательность и вражда?»
В учебнике в главе «Добродетели» детям предоставляется право высказаться о проблеме доброты, нравственности, ответить всем вместе на вопросы: «Почему правила морали живут много тысяч лет? Каких людей на свете больше — добрых или злых? Какие черты ты считаешь самыми главными у доброго человека? Почему?» Такой методический подход отражен и в других главах учебника.
В учебнике постепенно усложняются подобные задания. Например, дети обсуждают такие сложные понятия, как «смелость» и «добро», подходят к элементарному пониманию философской мудрости: «Скажи, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, кто ты».
Младшему подростку свойственна большая социальная активность. Его интерес к явлениям общественной жизни становится более определенным, разнообразным, направленным на усвоение правил, образцов взаимодействия со средой обитания, со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста неравнодушны к происходящим в обществе событиям. Ребенок вместе со взрослым участвует в них (они наблюдают праздничный военный парад, дарят цветы участникам Великой Отечественной войны, трудятся на субботниках по благоустройству двора, улицы и т. п.). Таким образом, развитие готовности подростка к жизни в обществе становится еще одним важным новообразованием личности в этот возрастной период.
Следует отметить, что преобладающим образцом для поведения остается пример реальных лиц (близких, знакомых, сверстников). Причем для младшего подросткового возраста еще свойственно подражание взрослым, тогда как с взрослением акцент перемещается на сверстников, детей чуть старше.
Социальная активность проявляется и в том, что подросток быстро и достаточно легко принимает ценности, которые существуют в обществе взрослых, правила взаимоотношений. Хорошо известно, как проявляли себя подростки в трудные для страны годы, как они участвовали в партизанском движении, совершали героические поступки, проходили в качестве «сынов полка» славный боевой путь. Среди нравственных качеств, которые привлекают подростков, особенно выделяются такие, как героизм, смелость, мужественность, прямота и честность, сила и твердость характера. Эти черты, увиденные во взрослом (сверстнике), и становятся основой для принятия его в качестве своего кумира, образца для подражания.
Вместе с тем подростки в силу социальной активности, желания доказать свою взрослость могут попасть в асоциальную среду, совершать безнравственные поступки, принять ложные ценности за образец поведения. Это происходит тогда, когда психологические особенности их поведения (ощущение себя взрослым, самостоятельность и инициативность) не подкрепляются знаниями о нравственных и правовых нормах, когда дети не умеют оценивать свои поступки, сравнивать их с эталоном, когда их деятельность не организована и нет тех идей, которые объединили бы их в подростковые коллективы.
Эта особенность развития подростка побудила авторский коллектив уделить внимание обсуждению проблемы нравственных добродетелей, сравнению понятий «права» и «обязанности», осознанию общепринятых в человеческом обществе законов («золотого правила морали») взаимодействия между людьми. Большую помощь в решении этой проблемы окажет учителю художественная литература, фрагменты которой специально подобраны для уроков обществознания. Это могут быть хорошо известные классические произведения А. П. Чехова, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского и др. Большой эмоциональный материал содержит рубрика учебника «Поэтическое слово», в которой также представлены произведения, раскрывающие нравственные проблемы.
Состояние нервной системы шестиклассников, связанное с началом полового созревания, часто выражается в странных, по мнению взрослых, состояниях подростка. Это проявляется в том, что ребенок становится вдруг равнодушным к происходящим событиям, не реагирует эмоционально как на хорошую, так и на плохую отметку (оценку). Кроме того, подросток может неадекватно откликнуться на происходящее, бурно прореагировать на сущий пустяк или нелепицу. У многих подростков появляется негативизм — он не соглашается со взрослым (сверстником) даже тогда, когда тот явно прав, или в грубой форме отказывается выполнить просьбу другого человека, т. е. в этом возрасте обостряется проблема владения своими эмоциями, чувствами.
Важной стороной социального развития детей младшего подросткового возраста являются изменяющиеся представления о себе, осознание своей особенности, отличий от других. Подростки хотят, чтобы взрослые признали их право иметь свои интересы и потребности. Ущемление этого права со стороны взрослых сразу ведет к конфликту — внешне выраженному или затаенному. Такое поведение о многом должно сказать учителю шестиклассников: как важно бережное, демократическое, уважительное отношение к каждому ребенку, предоставление возможности проявлять самостоятельность и инициативу, найти свое решение и сделать свой выбор. Чем чаще учитель говорит вместо слов «неправильно», «не думал», «не умеешь», «не стараешься» (а ребенку кажется, что правильно, что думал, что старался и т. д.) слова «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем мнение других», тем более открытым для учебного общения будет школьник.
Следует отметить, что самооценка младших подростков еще не всегда объективна. Достаточно распространена как завышенная, так и заниженная самооценка. Это во многом определяется условиями воспитания детей данного возраста. Так, невнимание взрослых к развитию самоконтроля, самооценки у подростков является причиной некритического отношения к себе, и, как следствие этого, возникает завышенная самооценка. Если же взрослые предъявляют слишком высокие требования к ребенку, неадекватные его возможностям, и при этом слишком жестко, преимущественно негативно оценивают результаты его деятельности и поведения, умышленно фиксируя только недостатки и ошибки, развивается заниженная самооценка, что мешает мальчику или девочке занять соответствующее место в ученическом (или семейном) коллективе. Обычно это сопровождается большими эмоциональными переживаниями, потому что в подростковом возрасте появляется боязнь прослыть маленьким, неумеющим, несамостоятельным и слабым.
Стоит еще раз обратить внимание на противоречие, рожденное подростковым периодом, — требования к подростку предъявляются как к взрослому («ты уже большой!»), а претензии на новые права воспринимаются отрицательно («мал еще рассуждать, хотеть, желать и т. д.»), т. е. ребенок продолжает оставаться неравноправным по сравнению с взрослыми. Именно это и становится одной из причин конфликта, который позже может перейти в конфликт «отцов и детей». Особенно важно, чтобы взрослый изменил отношение к подростку, так как в противном случае возникает ответное сопротивление подростка.
Такое положение усугубляется еще и тем, что отношения со сверстниками уже строятся на вполне справедливых основаниях, на равенстве и взаимопонимании, тогда как взрослые продолжают строить свои отношения с подростком на приоритете послушания и подчинения. Это часто приводит к проявлению ребенком негативизма, непослушания, недисциплинированности, поэтому так важна позиция учителя, поддерживающего подростковую самостоятельность, помогающего ребенку понять степень своей ответственности (взрослости), разобраться в справедливости и целесообразности своих требований к окружающим, осознать, что нельзя игнорировать права взрослых, а свои не ограничивать ничем. В этом отношении очень помогает учебный диалог, а особая роль общения учителя с учащимися на уроках обществознания заключается в том, что дети усваивают правила взаимоотношений, осознают как свои права, так и свои обязанности, начинают различать истину и ложь, добро и зло.
В связи с этим учителю крайне важно обратить внимание на рубрики «Вспомни», «Обсудим вместе», «В классе и дома», «Проверь себя». Они ставят школьников в условия открытого, откровенного диалога, размышления и сотворчества и в то же время формируют самооценку, самоанализ.
Еще одним качеством социального развития подростков является их тяга к сверстникам, желание дружить, быть активными членами коллектива. В этом возрасте уже отчетливо проявляется сближение детей по интересам, по взаимной симпатии. Товарищеские отношения в этом возрасте более прочные, стойкие, часто перерастают в длительную дружбу. Школьники проявляют внимание друг к другу, любят ходить в гости к сверстникам и вместе проводить свободное время. По сравнению с младшими школьниками подростки не склонны часто менять друзей и переживают, когда дружеские отношения прекращаются. В то же время они уже более требовательны к друзьям, в силу этого может проявляться непостоянство дружеских отношений.
Большое значение для понимания младшего подростка имеет характеристика эмоциональной сферы его личности. Прежде всего обращает на себя внимание жизнерадостность, эмоциональная активность, бодрость подростка. Ему почти несвойственны разочарования, неуверенность в будущем, плохое настроение детей этого возраста проходит быстро, а неприятности скоро забываются. Вместе с тем нужно учитывать взрывной характер подростка, его неумение контролировать эмоции. В психологической литературе по отношению к подросткам употребляется термин «страстность», т. е. повышенная возбудимость, импульсивность, крикливость, подвижность.
Подросток — натура противоречивая: в одном случае он защищает, помогает, выражает внимание, а в другом — обижает, проявляет эгоизм, не замечает необходимости проявить заботу и т. п. Учитель должен отчетливо знать, что все это говорит не о том, что ребенок невоспитанный, педагогически запущенный. В таком поведении проявляется его психологическая особенность. И учителю (родителям) скорее нужно беспокоиться тогда, когда подросток скован, неактивен, неэмоционален и равнодушен к окружающему его миру.
Что еще необходимо знать учителю о психологических особенностях младших подростков, чтобы правильно организовать процесс обучения и воспитания? Важно, что в этом возрасте происходят значительные изменения в организме ребенка, начинается этап, результатом которого становится его биологическая зрелость, половое созревание. Вместе с положительными явлениями (скачок в росте, изменения внешнего облика подростка, увеличение мышечной массы и силы) в этот период происходит и некоторый откат, небольшое отставание в психическом развитии. Например, рост сердца происходит быстрее, чем рост кровеносных сосудов, поэтому возможны функциональные нарушения сердечнососудистой системы. У младших подростков может наблюдаться снижение темпа деятельности (например, чтения, письма), большее время требуется на образование нового условного рефлекса, на произвольное запоминание учебного материала, на его осмысление. В связи с этим возникает проблема заучивания правил, текстов и т. п. Учитель обязан убедить школьника в том, почему тот или иной материал должен быть заучен, показать, какие существуют способы наиболее рационального запоминания и как их применять при изучении разных учебных предметов. Обучение способам запоминания, целесообразным методам работы с учебным текстом, организации учебной деятельности продолжает оставаться, как и в начальной школе, важнейшей задачей учителя.
Необходимо помнить, что развивающееся логическое мышление еще не становится доминирующим, главным, младший школьник продолжает работать на наглядно-образном мышлении, поэтому обеспечение возможности учиться не только глазами и ушами, но и руками остается весьма существенным условием организации процесса обучения в 6 классе. А для этого важно использовать деятельность моделирования, различные практикумы, опыты и т. п.
Актуальной остается в младшем подростковом возрасте и игровая деятельность. Правда, игры существенно изменяются, начинают преобладать серьезные игры с правилами, например шахматы и шашки, настольно-печатные игры и др., но вместе с тем остается тяга детей к коллективным ролевым играм. Это дает учителю возможность поддерживать их интерес к учению, развивать умения вести учебный диалог, осуществлять коллективную познавательную деятельность (игры — путешествия по карте, игры-экскурсии, театрализованные игры и пр.).
В 6 классе изменяется взаимодействие школьников с учителями. Если в начальной школе был один «главный» учитель, который преподавал основные предметы (а иногда и все) и проводил с учащимися весь школьный день, то теперь, в основной школе, ребята сталкиваются со многими преподавателями, имеющими в основном разный стиль отношений с детьми, разные методы преподавания и общения. Особенно переживают подростки несдержанность, излишнюю строгость взрослых, крикливость и непоследовательность их действий. Дети с трудом привыкают к такому поведению взрослых. Из-за этого период адаптации к основной школе затягивается и часто проходит болезненно. Подростки не могут сразу переключиться с одного урока на другой, оценивают свое отношение к предмету через отношение к учителю (люблю учителя — нравится предмет), теряют интерес к школе и т. п. Именно этим обусловлена тенденция создания во многих странах мира более длительного начального звена обучения (шестилетней, семилетней и даже восьмилетней начальной школы).
Все сказанное необходимо учитывать при организации процесса обучения на начальном этапе изучения обществознания:
— учитель должен постепенно увеличивать и усложнять требования, объясняя мотив их выполнения;
— стиль учебного общения у всех педагогов должен быть мягким, спокойным, доброжелательным, без угроз и наказаний;
— при оценке деятельности школьников необходимо сначала выделять их достижения (что удалось, что получилось), а затем в процессе совместной деятельности находить причины возникших ошибок и недостатков. Это обеспечит развитие контролирующей деятельности учащихся, умение объективно оценить свою учебную работу, сделает оценку более объективной и гуманной. Это особенно важно учитывать в период адаптации, что поможет ученику привыкнуть к новым условиям обучения.