Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— мотивированность на посильное и созидательное участие в социально-трудовой сфере жизни общества;
— уважительное отношение к труду, предпринимательскому успеху;
— понимание значения взаимосвязи экономической свободы и ответственности участников предпринимательской деятельности;
метапредметных:
— готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в экономической сфере;
— умение выделять нравственные аспекты поведения участников экономической деятельности;
— способность применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, для характеристики экономических явлений и процессов;
предметных:
— владение понятиями «менеджмент», «маркетинг», «банковский кредит»;
— сформированность целостного представления о факторах, определяющих успешность предпринимательской деятельности;
— овладение умениями экономически грамотного, рационального и нравственно-ценного поведения, необходимыми для активного участия в экономической, в том числе предпринимательской, деятельности;
— развитие умения применять экономические знания для решения типичных задач в области экономических отношений, анализа и объяснения экономических процессов;
— оценивание возможности собственного участия в предпринимательской деятельности.
Задачи занятия:
1) раскрыть источники финансирования бизнеса, особенности финансирования малых и крупных фирм;
2) дать осмысленные знания о функциях менеджмента и об основных принципах маркетинга;
3) показать влияние важных составляющих инфраструктуры (внешнего окружения) бизнеса на его результативность;
4) помочь старшеклассникам подготовиться к выполнению социальной роли производителя в рыночной экономике.
II. Место темы в системе учебных занятий
В этой теме продолжается рассмотрение вопросов микроэкономики. Она является логическим завершением из учения проблем, связанных с жизнедеятельностью фирмы как основной единицы рыночной экономической системы.
Данная тема раскрывает финансовые, организационные, управленческие, экономические условия обеспечения успеха в бизнесе. Их усвоение основывается на имеющихся у учащихся знаниях из курса основной школы о производстве, издержках (7 класс), о целях фирмы и её организационно-правовых формах, о роли предпринимательства и малом бизнесе (8 класс), а также на материале предыдущих тем учебника («Фирма в экономике», «Правовые основы предпринимательской деятельности»).
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Абчик В. А. Основы предпринимательства: учеб, пособие. — М., 2003. — Гл. 6—8.
Михайлушкин А. И. Основы экономики: учеб, для вузов. — М., 2003. — Гл. 3 (разд. 3.5), 4 (разд. 4.7, 4.8).
Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 14.
Экономическая теория: учеб, для студ. вузов / под ред. В. Д. Камаева. — М., 2006. — Гл. 11.
Оборудование
Таблица «Управление предприятием», проектор, раздаточный материал в виде текста документа, подборка материалов СМИ, карточки с тестовыми и учебно-познавательными заданиями.
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Традиционные комбинированные уроки, включающие проблемное изложение нового материала с элементами беседы, работу с таблицей, выполнение учебно-познавательных и практических заданий.
2-й вариант. Практическая работа с текстом учебника: комментированное чтение параграфа, разбор вопросов и заданий к нему, анализ практических выводов.
3-й вариант. Школьная лекция и лабораторная работа с текстом документов.
Ход занятия
Мотивационный этап
Ввести учащихся в проблематику занятия поможет обращение к вопросам, поставленным в начале параграфа. В ходе их обсуждения учителю важно подчеркнуть взаимосвязь различных факторов, влияющих на успешность бизнеса (материальных, финансовых, организационных). Здесь уместно обратиться к материалу двух предыдущих параграфов и предложить учащимся, опираясь на имеющиеся знания, назвать факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности. Можно предположить, что учащиеся назовут среди них следующие:
— выбор организационно-правовой формы бизнеса;
— комбинация факторов производства;
— выбор способов получения прибыли и сокращения издержек производства;
— учёт налоговых расходов.
Учитель подчёркивает, что между предпринимателями и лицами, причастными к бизнесу (поставщики факторов производства, покупатели, соучредители и др.), формируются сложные экономические отношения, которые оказывают непосредственное влияние на эту деятельность. Именно внешнее окружение бизнеса, формирующее отношения, связанные с его осуществлением, и будет предметом изучения на уроке.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Источники финансирования бизнеса.
2. Основные принципы менеджмента.
3. Основы маркетинга.
1. Изложение нового материала можно начать с анализа предложенных в тексте учебника ситуаций. Они характеризуют поведение успешного и неэффективного предпринимателей. Учителю важно обратить внимание учащихся на то, что независимо от состояния бизнеса оба типа предпринимателей испытывают потребность в дополнительных источниках денежных средств.
Далее учитель характеризует внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, делая акцент на особенностях и различных возможностях использования этих источников крупным и мелким бизнесом. Выявление этих различий позволит подвести учащихся к выводу о необходимости государственной поддержки малого бизнеса.
Закрепить знания об источниках финансирования бизнеса поможет организация беседы по следующим вопросам: 1) Всем ли фирмам необходимы внешние источники финансирования? 2) В чём преимущество крупных фирм перед мелкими при использовании различных источников финансирования? 3) На каких условиях фирма может воспользоваться банковским кредитом? 4) Может ли государство помочь бизнесу в получении средств для развития?
При обобщении результатов объяснений и беседы в классе желательно, чтобы учитель привлёк внимание учащихся к практическому значению изученного, например для разработки предпринимательской стратегии финансирования бизнеса. Так, приступая к разработке бизнес-проекта, предприниматель должен дать ответ на следующие вопросы: какой объём средств необходим для реализации проекта? Откуда предполагается получение этих денежных средств и в какой форме? Когда можно ожидать полного возврата (или окупаемости) вложенных средств и получения дохода (прибыли) от них? Каков будет этот доход?
2. Следующий вопрос: кто и как может организовать производство, чтобы рационально использовать имеющиеся финансовые и другие ресурсы?
Любым предприятием, будь то промышленный гигант или семейная ферма, надо управлять. Эту функцию выполняет либо владелец предприятия, либо привлекаемый им специалист — менеджер. Важно подчеркнуть, что с развитием рыночных отношений в России встал вопрос об изменении методов управления и о подготовке новых кадров для управления: на смену единому центру как главному органу управления приходят многочисленные «центрики» в лице управляющих — менеджеров. Краткую характеристику, данную этому «локомотиву бизнеса» в учебнике, полезно расширить и сделать эмоционально убедительной.
В странах с рыночной экономикой менеджер — массовая профессия. В США их насчитывается около 10 млн — примерно 8% всех работающих. Вот только краткий перечень функций менеджера: управление производством и персоналом, принятие мер по снижению издержек и увеличению прибыли, искоренение брака и достижение высокого качества продукции, борьба с конкурентами и определение цены товара, материально-техническое снабжение и др. Эту информацию учитель может представить в виде схемы «Функции менеджера».
Убедительно представить новый тип управляющего с характерными чертами менеджера учителю поможет обсуждение данных таблицы, позволяющей сравнить управляющего нового типа со старым руководителем-хозяйственником. Возможен, например, такой вариант:
Управление предприятием
Рассматриваемые вопросы |
Управляющий в командной экономике |
Управляющий в рыночной экономике |
Цель деятельности |
Выполнение плана |
Оптимизация прибыли |
Методы управления |
Административные, направленные на подчинение работника, недостаточный учёт материальных и моральных стимулов |
Экономические, учёт интересов и мотивов труда работника |
Распределение и использование факторов производства |
Работа в условиях централизованного (сверху), директивного распределения ресурсов |
Самостоятельное распределение ресурсов |
Стиль деятельности |
Безынициативность, несамостоятельность, традиционность |
Склонность к новациям, прогнозированию, риску |
Завершая разговор о менеджере, учитель подводит учащихся к ряду выводов: менеджер — ключевая фигура современного производства. Это управленец, руководитель, специалист, призванный в любой ситуации принять самое эффективное (из всех возможных) решение на основе имеющейся информации, собственных знаний и опыта. Рыночное управление — это механизм воздействия на экономику через менеджеров и ограниченное государственное регулирование (преобладание косвенных методов воздействия на экономическую деятельность).
Далее учитель знакомит класс с понятием «менеджмент» и основными функциями процесса управления. Краткую характеристику каждой функции, данную в учебном тексте, целесообразно проиллюстрировать, опираясь на приведённые ниже пояснения, конкретными примерами. Можно предложить учащимся привести свои примеры.
Организовать — значит определить перечень подразделений предприятия; составить штатное расписание или перечень должностей; разработать должностные инструкции для работников разной квалификации.
Планировать — значит определять возможные конечные результаты деятельности; разрабатывать стратегию или пути достижения желаемой цели; составлять программу деятельности; определять бюджет или устанавливать размер выделяемых материально-технических средств; определять правила поведения сотрудников для достижения цели.
Руководить — значит искать квалифицированных специалистов на все должности; знакомить сотрудников с их местом в структуре организации; вырабатывать у сотрудников необходимые умения и навыки; устанавливать ответственность по результатам; формировать положительное мотивационно-ценностное отношение к труду, заинтересованность в достижении целей организации.
Контролировать — значит измерять результаты деятельности исходя из заявленных целей организации.
Можно предложить учащимся самостоятельно выполнить задания (индивидуально или по группам) с последующим обсуждением результатов:
1) Директор школы — это менеджер некоммерческой организации. Приведите примеры использования функций планирования, организации, руководства и контроля в его деятельности.
2) Определите, кто в вашем образовательном учреждении является индивидуальным участником, менеджером низшего, среднего и высшего звена. Назовите управленческие обязанности каждого.
3. Последняя часть параграфа раскрывает основы наиболее сложной и значимой для бизнеса составляющей — маркетинга. Существует более двухсот определений маркетинга, раскрывающих ту или иную его сторону. Полезно привлечь внимание учащихся к различным значениям понятия, например проанализировать несколько определений.
Маркетинг — это процесс определения спроса покупателя на продукцию или услуги, мотивация их продаж потребителю с целью получения прибыли.
Маркетинг — это предвидение спроса на товары и услуги, управление им и удовлетворение его посредством обмена.
Маркетинг — это вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.
Маркетинг — это эффективная организация всех производственных и сбытовых мероприятий от закупки сырья до послепродажного обслуживания покупателя.
Сравнительный анализ определений поможет учителю проследить и выделить главный принцип: маркетинг основывается на знании потребительского спроса и его возможных изменениях в ближайшей перспективе и ставит производство товаров и услуг в жёсткую зависимость от этого спроса.
Возможен и другой подход к более глубокому изучению понятия «маркетинг»: в узком и широком значении, с позиций макроэкономики и микроэкономики.
Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность (в его основе лежит термин «рынок» — англ. market). Под маркетингом подразумевают такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход к решению хозяйственных задач, а рынок, его требования и характер реакции являются критерием эффективности деятельности предпринимателя.
Зачем предпринимателю маркетинг? Маркетинг — это компас бизнесмена. Именно он указывает, что производить, что продавать, что покупать. Именно маркетинг позволяет сделать выгодный товар, пробиться на рынок, хорошо продать, образно говоря, завоевать сердце (и кошелёк) покупателя. Как показывает опыт применения маркетинга, он позволяет значительно повысить эффективность предпринимательской деятельности. Так, в Германии почти 90% предприятий, занятых производством потребительских товаров, действуют на принципах маркетинга. Совокупные расходы на маркетинг, например, в США составляют более половины конечной цены многих товаров. Примерно такое же положение в экономике Западной Европы и Японии.
Отметив, что и российские компании (преимущественно крупные, имеющие возможности для проведения исследований и воздействия на спрос) активно используют различные методы маркетинговой деятельности, учитель разъясняет основные принципы и методы маркетинга (подробно даны в учебном тексте).
Для закрепления можно организовать работу по выполнению практических заданий.
1) «Спор маркетологов». Спорили три маркетолога. А утверждал, что согласие потребителя с определённой запрашиваемой ценой зависит прежде всего от покупательной способности. Б считал, что определяющей является важность, придаваемая потребителем данной покупке. В ставил во главу угла состояние рынка. Не придя к общему мнению, маркетологи заспорили о другой проблеме: что нужно принять во внимание продавцу для верного ценообразования? А отправной точкой посчитал общие расходы, Б — необходимый доход, а В — конкуренцию. Кто был прав в первом и втором случае?
2) «Выборка в маркетинговом исследовании». Известны три метода выборочного обследования: случайная выборка, районированный случайный отбор (большее внимание определённым группам людей), квота (маркетолог заранее решает, сколько людей из каждой социальной группы опросить). Какой метод наиболее предпочтителен в каждом из следующих маркетинговых исследований:
а) какая марка корма для собак пользуется наибольшей популярностью;
б) следует ли открывать местный (районный) магазин по воскресеньям или 1 раз в неделю до позднего вечера;
в) какова эффективность одного из рекламных объявлений, переданного по телевидению?
Ответ:
а) районированный случайный отбор (опрашиваются только владельцы собак);
б) случайная выборка (естественно, в районе расположения магазина);
в) квота (необходимо охватить различные социальные группы).
При проведении школьной лекции можно использовать примерный развёрнутый план.
1. Источники финансирования бизнеса:
1) самофинансирование предприятия;
2) внешние источники финансирования (банковский кредит, изменение организационно-правовой формы).
2. Основные принципы менеджмента:
1) кто такой менеджер;
2) функции менеджмента (организация, планирование, руководство, контроль).
3. Основы маркетинга:
1) главная цель маркетинга;
2) принципы маркетинга (изучение рынка, проникновение на рынок, воздействие на рынок);
3) методы изучения рынка и методы установления цены на новые товары;
4) стимулирование сбыта, реклама.
Обсудить роль и значение различных источников информации для потребителей на рынке товаров и услуг, включиться в оценку своего потребительского опыта поможет обращение к документу в конце параграфа и выполнение заданий к нему.
Учитель также может рекомендовать учащимся познакомиться с документом: Дж. Рокфеллер. «Условия успешного бизнеса» (Дидактические материалы, с. 129—130). Его изучение позволит старшеклассникам найти ответы на следующие вопросы: 1) Какова цель бизнеса? 2) В чём социальная роль предпринимательства? 3) Какие принципы ведения дела способствуют предпринимательскому успеху? (Желательно помочь учащимся связать проблемы, поднятые в документе, с фактами российской экономической действительности, практикой предпринимательства и сформулировать собственную позицию по проблеме.)
Этап закрепления
Полезно обратиться к содержанию рубрики «Практические выводы», которая акцентирует внимание учащихся на важных составляющих предпринимательского успеха и вооружает советами по использованию их в практике.
Следует также выполнить задания в формате ЕГЭ.
1. Найдите в списке источники финансирования бизнеса. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) заключение предпринимательской сделки
2) оформление банковского кредита
3) начисление дивидендов
4) внедрение разделения труда
5) использование амортизационных отчислений
6) повышение стоимости факторов производства
2. Подготовьте эссе по следующим высказываниям: «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толка» (Ф. Хайек), «Бизнес есть искусство угадывать будущее и извлекать из этого пользу» (М. Амстердам).
Домашнее задание
Учебник, § 7. Вопросы для самопроверки.
Хорошо подготовленным учащимся: устное сообщение по теме «Государственная поддержка малого бизнеса». Использовать материалы Интернета: сервер Министерства экономического развития и торговли РФ «Прогноз социально-экономического развития РФ» (economy.gov.ru), ресурс РИА «Новости» (ria.ru).
Учащимся, проявившим интерес к теме: проект (индивидуально или в группе) «Молодёжный бизнес: условия успеха».