Обществознание 11 класс - Глобальный мир в XXI веке - Методическое пособие
РОССИЯ И «РУССКИЙ МИР» - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ»
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по теме IX учащиеся смогут:
давать определения понятиям: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, моноэтническое государство, миграция, интеграция, «суверенная демократия»; называть различные виды политической культуры и давать каждому из них характеристику; приводить примеры из истории России и других стран, показывающие различные виды политической культуры; устанавливать межпредметные связи с историей России и зарубежных стран при рассмотрении вопросов политического развития; перечислять основные элементы политической системы современной России; определять конституционные основы современной России; различать формы государств по ряду критериев, приводить примеры по каждой из форм, выделять существенные различия; определять закономерности складывания той или иной формы государства; описывать сущность системы разделения властей и понимать роль каждой из ветвей власти в политической системе; называть составляющие элементы структуры гражданского общества; приводить примеры, показывающие важность местного самоуправления и возможности его влияния на общественную жизнь; выделять основные проблемы современного политического развития России, видеть трудности и задумываться над путями их преодоления; прогнозировать возможные тенденции политического развития; вырабатывать собственную позицию по вопросу моральной ответственности правителя перед, народом; осознавать роль гражданского общества в демократическом развитии.
Оборудование и материалы
1) Учебник; 2) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, перечисленных в программе; 3) таблицы «Характер преобразования власти и осуществления политического процесса», «Классификация политической культуры», «Виды политического участия», «Классификация политических элит», «Функции государства», «Типы общественно-политических организаций»; 4) схема «Основные признаки государства»; 5) документы, предложенные к данной теме; б) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе документов и статистических данных); 7) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.
Наглядное структурирование информации
Таблица. Характер преобразования власти и осуществления политического процесса
Революционный путь |
— относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр основ устройства государства; |
Эволюционный путь |
— постепенное разрешение накапливаемых противоречий и рационализация конфликтов; |
Открытый политический процесс |
— политические интересы групп и граждан регулярно выявляются в электоральных предпочтениях; |
Закрытый (скрытый) политический процесс |
— граждане апеллируют не к официальной власти, а к не легализованным, не признанным обществом структурам (мафиозные группы, военизированные соединения, теневые лидеры); |
Таблица. Классификация политической культуры (Л. Г. Ионин)
Вид культуры |
Основные характеристики |
Демократическая |
— восприятие государства как народного установления и инструмента реализации воли народа; |
Авторитарная |
— государство является господствующей силой; |
Патриархальная |
— отношения подданных и главы государства как детей и заботливого отца; |
Революционная |
— абсолютизация разрушения как способа решения накопившихся проблем; |
Мессианская |
— представление об изначальной предназначенности некой миссии; |
Таблица. Виды политического участия
Критерии типологии |
Виды |
Примеры |
По уровню |
Международный |
Конференции, саммиты, встречи, международные программы (ООН, ЕЭС и т. п.), терроризм, международный шантаж |
Национальный |
Референдумы, стачки, выборы, терроризм |
|
Локальный (местный) |
Выборы, забастовки, самоуправление, социальные проекты |
|
По отношению к закону |
Законный |
Обращение к власти, письма, забастовки |
Незаконный |
Терроризм, шантаж, коррупция, подкуп, манипуляция, путч, переворот, революция |
|
По количеству людей |
Массовый |
Демонстрации, выборы, референдум, марш протеста, массовые акции |
Групповой |
Акции политических партий, митинги, забастовки, СМИ, лоббирование, социальные проекты, общественные организации |
|
Индивидуальный |
Акции, письма, обращения в суд, правозащита, СМИ, индивидуальный террор, коррупция, работа в выборных органах |
|
По времени |
Постоянный |
Работа представителей, политические партии и общественные организации, образование, СМИ, правозащита, самоуправление, пропаганда, коррупция |
Периодический |
Выборы, референдумы |
|
Разовый |
Референдум, забастовка, демонстрации, петиции, суд, социальные проекты |
|
По сферам общественной жизни |
Политический |
Выборы, референдум, суд, петиции, представители, СМИ, политические партии, митинги, коррупция, правозащита |
Экономический |
Забастовка, саботаж, лоббирование, коррупция, экономические петиции, пропаганда |
|
Социальный |
Акции, социальные проекты, СМИ, общественные организации, образование |
Таблица. Классификация политических элит
Основания классификации |
Виды элит |
Отношение к власти |
Правящая элита |
Неправящая (контрэлита) |
|
Уровень принимаемых решений |
Высшая (общенациональная) |
Средняя (региональная) |
|
Местная (административная) |
|
Выражаемые интересы |
Профессиональные |
Демографические |
|
Этнические |
|
Религиозные |
|
Результаты деятельности |
Элита правящая |
Теневая элита |
|
Псевдоэлита |
|
Антиэлита |
|
Тактика действий |
«Лисы» основывают действия на хитрости и изворотливости, предпочитают использовать пропаганду и политические интриги |
«Львы» характеризуются смелостью и решительностью, основывают свои действия на предпочтении насилия |
|
Социальное происхождение |
Военная |
Экономическая |
|
Научно-техническая |
|
Культурная и духовная |
Схема. Основные признаки государства
Таблица. Функции государства
Внутренние функции |
Внешние функции |
Консолидация общества |
Защита интересов общества на международной арене |
Регулирование экономики |
Оборона страны или экспансия |
Защита политической системы |
Взаимовыгодное сотрудничество |
Поддержание общественного порядка |
Участие в решении глобальных проблем |
Создание и реализация законов |
Миротворческие акции |
Духовно-идеологическая деятельность |
|
Регулирование социальных отношений |
Таблица. Типы общественно-политических организаций
ОРГАНИЗАЦИИ |
|
открытые (явные) |
скрытые (тайные) |
Партии (легальные) |
Группы давления |
Организации по интересам (молодежные, профессиональные, женские) |
Военизированные организации |
Организации поддержки определенных направлений (правозащитные, экологические, культурные и т. п.) |
Тайные общества или запрещенные партии |
ДВИЖЕНИЯ |
|
Поддержки лидеров и программ |
|
Политические |
|
Религиозно-политические |
Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса
Краткие методические рекомендации по проведению занятий
В данной теме рассматривается материал довольно большого объема по содержанию. Поэтому следует акцентировать внимание на использование имеющихся у учащихся знаний по рассматриваемым вопросам. Обращается их внимание на то, что меняется в современной политической жизни по сравнению с традиционным и индустриальным обществами. Могут быть проведены обсуждения по следующим вопросам:
1) Что влияет на политическую культуру общества? 2) Какие типы политической культуры существуют в современном мире? Приведите конкретные примеры. 3) Что общего в классификациях политической культуры и в чем их различие? 4) Какие знания, умения, навыки и ценности являются наиболее важными в политической области? Почему? 5) Из каких элементов состоит политическая культура? 6) Каковы основные различия конфликтной политической культуры и культуры согласия? 7) Что такое политическая социализация и какова ее роль в обществе? 8) Откуда человек может получать наиболее важные политические знания?
Предложите учащимся сравнить позиции авторов следующих утверждений и высказать собственную точку зрения:
«Не нужно тратить много сил для доказательства невыполнимости принципиального воздержания от политики. Государство и общество таким железным кольцом охватило всю нашу жизнь, что вполне освободиться от него нет никакой физической возможности. Толстовское „неделание“ и монашеское отречение от мира на самом деле нисколько не освобождают от этого кольца, ибо пассивное отношение поддерживает и укрепляет существующий строй в такой же мере, как революционный образ действий его расшатывает» (С. Н. Булгаков, русский философ).
«Люди, живущие в демократическом обществе и не видящие вокруг ни начальников, ни подчиненных, лишенные привычных и обязательных социальных связей, охотно замыкаются в себе и полагают себя свободными от общества... Люди почти всегда с трудом отрывают себя от личных дел, чтобы заняться делами общественными, поэтому естественно их желание переложить эти заботы на того единственного очевидного и постоянного выразителя коллективных интересов, каким является государство.
Они не просто теряют вкус к общественной деятельности, но часто у них просто не хватает на нее времени. В демократическом обществе частная жизнь принимает столь активные формы, становится столь беспокойной, заполненной желаниями и работой, что на политическую жизнь у человека не остается ни сил, ни досуга» (А. Токвиль, французский историк, социолог, политический деятель).
Вопросы и задание:
1. С какими мыслями вы могли бы согласиться, а с чем поспорили бы? Приведите примеры в подтверждение или опровержение высказанных взглядов. 2. О каких типах политической культуры говорят авторы?
Дополнительная информация для учителя
1. Разделение властей
Первый проект разделения властей (Дж. Локк, середина XVII в.) разделял власть по функциональному признаку на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную (ведавшую международными отношениями).
Современный принцип разделения властей сформулировал Ш. Монтескьё (1784). Он выделил три различных вида деятельности — принятие законов, их исполнение, осуществление правосудия (система «сдержек и противовесов»). Координатором и верховным арбитром в конфликтах ветвей власти выступала центральная легитимизирующая фигура — монарх, президент или руководитель правящей партии. Дальнейшая демократизация власти сопровождалась усилением социального контроля через появление средств массовой информации — «четвертой власти», реально действующих в условиях свободы слова.
Содержание принципа разделения властей:
1) законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти;
2) исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и в основном занята исполнением законов;
3) должен быть баланс полномочий между законодательным и исполнительным органами власти;
4) судебные органы являются независимыми;
5) ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой;
6) споры властей решаются конституционным путем (в РФ — с привлечением Конституционного Суда).
Законодательная власть — делегирование народом своих представителей в специальный государственный орган (парламент) для издания законодательных актов и контроля за деятельностью правительства (особенно в финансовой сфере). Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. Парламенты могут состоять из одной или двух палат. Палаты образуют комитеты и комиссии, которые рассматривают законопроекты предварительно. Парламент устанавливает налоги и сборы, принимает бюджет, одобряет договоры с другими государствами.
Функции законодательной власти:
— установление правовых (нормативных) начал государственной и общественной жизни;
— выработка основных направлений внешней и внутренней политики страны;
— проведение экспертизы стратегических вопросов государственного развития;
— определение правовой организации и форм деятельности исполнительной и судебной власти;
— ограничение своей деятельности принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости (в демократическом государстве).
Исполнительная власть — обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. В основном реализуется через правительство и его органы. Органами исполнительной власти являются министерства, государственные комитеты, российские агентства, федеральные службы, ведомства.
Функции исполнительной власти:
— разработка, представление и обеспечение федерального бюджета;
— проведение финансово-кредитной и денежной политики;
— обеспечение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— управление государственной собственностью;
— меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
— непосредственная реализация правовых норм, принятых законодателем;
— меры по обеспечению обороны, госбезопасности;
— реализация внешней политики.
Судебная власть — гласное и состязательное рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях споров о праве. Два основных типа судов — суд присяжных (в состав входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели — в основном 12; присяжные выносят решение о виновности или невиновности, а судья формулирует приговор). Судопроизводство — установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Функции судебной власти:
— обладает исключительными полномочиями на осуществление правосудия;
— руководствуется законом и не зависит от влияний законодательной и исполнительной властей;
— обеспечивает организационно-правовой контроль за нормативными актами.
1. Конституционные суды:
— проверка на конституционность органов публичной власти;
— разрешение споров о компетентности между федеральными органами государственной власти, между субъектами Федерации, между субъектом и федеральными органами;
— толкование Конституции РФ.
2. Суды общей юрисдикции:
— уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.
3. Арбитражные суды:
— споры в сфере экономики, управлении, о банкротстве;
— одной из сторон выступает юридическое лицо или гражданин-предприниматель.
Иногда особой ветвью власти (контрольной) называют органы прокуратуры, которые следят за соблюдением законности и исполнением законов на всей территории государства.
2. Проблема политической власти в современном мире
Одной из главных проблем современного общества является взаимоотношение народа и правителей, общества и государства, простых граждан и наделенных властью чиновников. Несмотря на то что во многих демократических странах народ является источником власти и выбирает своих представителей в высшие органы государственной власти, никто не должен оставаться равнодушным к общественным проблемам, перекладывать их на плечи отдельных лиц. Пассивность не только уменьшает эффект от проведения в жизнь каких-либо преобразований, но и создает благоприятную почву для злоупотребления властью.
В. Гиляровский в известном описании жизни и быта Москвы в XIX — начале XX в. «Москва и москвичи» писал, что в России две напасти — внизу власть тьмы, а наверху тьма власти. Прошло сто лет, сегодня почти все умеют читать и писать, все меньше остается стран с единовластным правлением или диктаторскими режимами, но в политике до сих пор актуальны как безграмотность граждан по поводу общественной жизни, так и стремление отдельных политических деятелей установить безграничное правление, свести до минимума ответственность за свои поступки перед народом.
До сих пор обожествленные лидеры провозглашают себя в некоторых государствах наилучшими и незаменимыми выразителями воли граждан, многие из которых при этом влачат нищенское существование, не имеют жилья и работы. При таком положении дел во всех бедах обычно обвиняются внешние или внутренние враги. Вместе с тем сами диктаторы не только не стремятся сократить собственные расходы, но и подчас являются богатейшими людьми мира.
Чем можно это объяснить? Одни говорят о предрасположенности нации или государства к сильной власти, находя примеры из прошлого и оправдывая этим настоящее; другие ссылаются на географическое положение; третьи находят объяснение в силе характера отдельной личности, по воле судьбы или случая появившейся в стране; четвертые говорят о слабости экономического развития, способствующей росту произвола властей.
Доля правды, наверное, может быть в каждом из этих утверждений. Однако хочется обратить внимание на то, что во всех объяснениях власть понимается как нечто внешнее, не зависящее от простых людей. Между тем исторический опыт показывает, что только там, где сами граждане ощущают свою ответственность за происходящее, активно выражают свое мнение, разбираются в политике и стремятся участвовать в государственных делах, правители не только заботятся о своих интересах и нуждах, но и в первую очередь учитывают потребности всего населения, отчитываются о своей работе и находятся под постоянным контролем. Разным мыслителям приписывается выражение, которое можно сформулировать примерно так: «Каждый народ имеет такое правительство, которое заслуживает». В этой пусть и небесспорной фразе утверждается принцип взаимной ответственности за все процессы общественной жизни. Особенно важно установить единение народа и власти. Один из основателей нашего государства Владимир Мономах в своем «Поучении», адресованном сыновьям и будущим правителям, призывал: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». Эти слова были произнесены почти тысячу лет назад, но остаются актуальными и сегодня.
3. Структура и функции политической системы
Политическую систему можно представить как совокупность различных политических институтов, государственных и негосударственных организаций и отношений, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, посредством которых формируется и осуществляется политическая власть.
Если в обществе отсутствует всякое взаимодействие между этими элементами, если политические лидеры не заботятся ни о каких интересах, кроме личных, если государство действует вопреки нормам права, а законы повсеместно нарушаются, то ни о какой политической системе нет смысла говорить. Такое общество вряд ли окажется исторически жизнеспособным.
Первым блоком, составляющим политическую систему, являются организации или институты, выражающие различные интересы. Партии, профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам и многие другие организации и движения позволяют людям бороться за свои интересы, реализовывать потребности. Наличие подобных институтов, не подчиняющихся государству и непосредственно им не контролируемых, составляет гражданское общество. В нем преобладают свободные и равноправные партнерские отношения, подразумевающие индивидуальную инициативу, активность и ответственность.
Интересы людей самые различные, и поэтому отдельные организации и группы объединяют «родственные» души, давая им возможность общаться, защищать общие интересы, реализовывать способности.
В особую структуру выделяется государство, находящееся в центре всей политической жизни. Однако в демократическом обществе государство не должно претендовать на контроль за каждым шагом человека и в то же время граждане должны иметь возможность контролировать действия государственных органов.
Для того чтобы граждане обладали достаточной независимостью от государства, необходимо создание в обществе прослойки, которая получила название среднего класса. Сюда относятся граждане, занимающиеся коммерческой деятельностью и владеющие частной собственностью, они должны обладать уровнем доходов, позволяющим не только нормально существовать, но и путешествовать, получать дополнительное образование, а также противостоять государственным чиновникам в случае конфликта, не боясь потерять свои средства или источник доходов. В развитых демократических обществах представители среднего класса составляют до 90% граждан, наличие этого слоя не дает образоваться в обществе глубокой пропасти между сверхбогатыми и сверхбедными. Известный российский историк и государственный деятель конца XIX — начала XX в. Николай Иванович Кареев в своем исследовании «Происхождение современного народно-правового государства» писал: «Главным признаком гражданина свободного государства является в настоящее время не участие во власти, как во времена Аристотеля... а возможно большая независимость от какой бы то ни было власти, обеспечиваемой в свою очередь подчинением и самой власти праву».
Другой важной частью можно назвать информационную сеть, в которую включаются взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами. Если раньше контакты людей были очень ограниченны, то XX век открыл гигантские возможности в этом направлении. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет), научно-информационные учреждения, институты, центры, бюро, консультационные службы позволяют быстро передавать сообщения в любую точку земного шара, а также разбираться в происходящих процессах. Каждый из нас перестал замыкаться только на делах и проблемах своей местности и своего круга знакомых. Мир стал теснее, а человечество сплоченнее. Никак нельзя обойтись в обществе и без тех или иных норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь. Сюда входят как правовые (конституции и законы), так и этико-моральные нормы (представления о добре и зле, правде и справедливости). Политической нормой является правило политического поведения, признанное как в масштабе всего государства, так и в рамках отдельных политических институтов. Его нарушение несет за собой ответственность и определенные санкции.
Еще одной важной структурой политической системы является культурно-идеологическая область, содержащая политические идеи, взгляды, представления и чувства. На первом уровне — теоретическом — находится идеология, включающая взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории. Они конкретизируются в программах и заявлениях политических партий и общественных организаций. На втором уровне — практическом — действует политическая психология, формирующая чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции.
Наконец, не последнюю роль играют средства и способы реализации власти, политические технологии (согласие, принуждение, насилие, авторитет и др.).
Перечисленные выше составляющие политической системы ученые называют подсистемами и выделяют среди них следующие: организационную (или институциональную), информационно-коммуникационную, нормативную, культурно-идеологическую и функциональную.
Институциональная подсистема — политические организации, партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписаные представления о добре и зле, правде и справедливости).
Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; два уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
Так выглядит политическая система в «разобранном» виде, но в жизни невозможно отделить одно от другого, все элементы хитро сплетаются и каждый раз образуют особый рисунок, меняющийся с калейдоскопической быстротой. И все же, несмотря на уникальность политических взаимоотношений, существует классификация политических систем, а именно:
а) демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные) в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть — общество — личность;
б) открытые (конкуренция) — закрытые (назначение);
в) военные — гражданские — теократические;
г) диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества).
Функции политической системы:
— определение целей, задач и путей развития общества;
— организация деятельности общества;
— распределение духовных и материальных ресурсов;
— согласование разных политических интересов;
— пропаганда различных норм поведения;
— стабильность и безопасность общества;
— приобщение людей к политической жизни;
— контроль за выполнением решений и соблюдением норм.
4. Политические режимы
Основные признаки различий политических режимов:
1. Степень участия народа в управлении государством.
2. Социальная база (декларируемая и реальная).
3. Характер взаимоотношений между человеком, обществом и государством.
4. Гарантии прав и свобод граждан (формальные и реальные).
5. Степень информированности народа о принятии политических решений (возможность альтернативных путей получения информации, ее полнота).
6. Гарантии выражения собственных интересов различных групп.
7. Характер отношений правящих кругов с оппозицией.
8. Предпочтительные способы разрешения конфликтных ситуаций.
9. Частота, интенсивность и сфера применения средств насилия.
10. Компетентность политической элиты.
11. Возможность сменяемости элиты (закрытый или открытый социальный характер управления).
Политический режим определяет:
1) механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
2) распределение власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями, кто и почему обладает наибольшей долей власти в обществе;
3) кто и как контролирует осуществление политической власти, реализуется ли принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, существует ли система сдержек и противовесов;
4) систему методов осуществления власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
5) отношение населения к политическому участию (активное, индифферентное, пассивное) и формы участия (организованные, стихийные);
6) состояние прав и свобод в обществе (признание или непризнание естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина, реальность их гарантий);
7) способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
8) влияние политической культуры основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
9) политические партии в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством, возможность оппозиции;
10) политический и юридический статус и роль армии в обществе;
11) политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Рассматривая типы политических режимов, следует иметь в виду существующие типы современных политических режимов:
1. Классификация первая, «охлократия — олигархия — тирания».
2. Классификация вторая, «либеральный — умеренный — репрессивный режимы».
3. Классификация третья, «демократический — авторитарный — тоталитарный режимы».
4. В рамках конституционного правления принято выделять два основных типа режимов — парламентский и президентский.
5. Традиционный, мобилизационный и автономный режимы.
6. Светский и теократический режимы.
7. Режимы реформ и контрреформ.
Политическое участие может быть основано на поддержке и противодействии, активности и пассивности, законности и противоправности, публичности и тайности, осознанности и бессознательности, цивилизованности и варварстве. Помимо политического участия, может быть также юридическое, экологическое, социально-экономическое участие.
5. Участие в общественных и политических процессах
Характер возможного участия: насильственное — мирное; организованное — стихийное; индивидуальное — коллективное.
Формы и способы политического участия:
— всенародное обсуждение государственных дел (референдумы);
— выборы в органы власти разных уровней (от местных до верховных);
— политические митинги и демонстрации;
— забастовки, голодовки, пикетирование, бойкотирование;
— работа в качестве активистов, добровольных помощников (волонтеров);
— лояльное поведение по отношению к государству;
— повседневное обсуждение политических новостей;
— деятельность в качестве партийного функционера;
— политическое лидерство и руководство;
— обращения и письма, встречи с политическими лидерами.
Этапы политического процесса:
1. Артикуляция интересов — представление политических интересов групп институтам, принимающим политические решения. На этом этапе происходит координация — согласование усилий.
2. Агрегация — принятие решений и формулирование политической воли, сбор информации, рассмотрение возможных альтернатив. На этом этапе происходит программирование — выбор эффективного способа сочетания целей и средств, рационального варианта деятельности.
3. Выбор и корректировка принятого плана действий. На этом этапе происходит корреляция — изменения в тактике движения в силу возникновения новых обстоятельств.
4. Реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.
6. Пути и формы общественного развития
Человеческое общество постоянно меняется, этот процесс получил название эволюции. Один из законов социологии гласит, что каждую последующую стадию развития человеческое общество проходит быстрее, чем предыдущую. Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. Второй закон гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.
В тех случаях, когда ускорение развития общества приводит к позитивным сдвигам, можно говорить о прогрессе. Большинство обществ развивается прогрессивно — улучшаются орудия труда, повышается производительность труда, растет численность населения, расширяются культурные и торговые контакты между людьми, появляются города. Глобальный всемирно-исторический процесс перехода от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом (состоит из экономического, технического, культурного). По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.
Различают постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды социального прогресса. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы могут быть социальными, экономическими, политическими; могут быть прогрессивными и регрессивными; всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя нередко и под давлением населения.
Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя, переход от одного качественного состояния в другое. Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени, бывает кратковременной и долговременной (пример: неолитическая революция). Виды глобальной революции — промышленная, компьютерная, менеджерская (в середине XX в.).
Противоположен прогрессу регресс — попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Вместе с тем многие ученые считают процесс развития человечества хаотичным движением.
Смена политики может происходить и через организацию заговора. Политический заговор — тайное соглашение нескольких лиц, выступающих в индивидуальном качестве или в качестве лидеров политических сил в совместных действиях против кого-либо или, реже, чего-либо для достижения каких-либо определенных политических целей. Является особой разновидностью политической интриги, отличающейся максимально возможной конспиративностью и негативной, деструктивной, а не созидательной направленностью. Заговор всегда направлен против, а не за. Исторически первые заговоры были направлены на физическое устранение политических противников, что решало проблему кардинально, например заговор Брута против Цезаря, будущей императрицы Екатерины II против супруга и т. п.
Для понимания развития общества важное значение имеет модернизация — революционный переход от доиндустриального общества к индустриальному, осуществляющийся путем комплексных реформ. Подразумевается кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы жизни общества. Основой выступает развитие рыночных отношений, индивидуальных ценностей, расчетливости и ориентации на денежный успех, бизнес. Органическая модернизация подготавливается всем ходом предыдущего развития общества и начинается с изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация — ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран (примером может служить послевоенное развитие Японии). Обычно происходит путем иностранного заимствования. Начинается с изменений в экономике и политике.
Социальная реформа может предупредить революцию. Эволюционным путем можно давать народу то, что привычно он ищет в восстаниях. Обычно при описании революционных идеалов технология их воплощения игнорируется. Последнее не случайно. Революции не строят, а разрушают. Разрушая же, невозможно улучшить жизнь. Устранение обветшалых форм, укорененных злоупотреблений не требует подчиненных абстракции радикальных деструкций. Достаточно призвать к гражданственности миллионы людей, легализовать инициативу, внедрить законность, перейти к самоуправлению.
7. Политическая культура
Политика и власть являются важными составляющими жизни человеческого сообщества. Без этого вряд ли можно было бы представить современную жизнь, да и вообще любой период истории. Не зря еще Аристотель говорил, что человек является существом политическим. Жизнеспособность действий правительства и реформ во многом зависит не только от тех, кто правит, но еще и от простых людей. Если они стремятся выбрать себе правителя и ждать от него «хороших» действий, то вряд ли следует после предъявлять претензии властям за неудачи, говорить об обмане и «грязной» политике. Человек должен ощущать, что власть исходит от него, что он обязан контролировать тех, кто управляет, и от степени активности простых людей в политике зависят судьбы стран и государств.
Можно сказать, что государственное устройство складывалось веками исторического развития, что все существующее имеет свои причины, но никогда не следует забывать: человек является творцом своей жизни, его инициатива и стремления способны коренным образом изменить не только судьбу каждого из нас, но и все мировое развитие. Мы уже говорили о различном отношении людей к политике. В обществе та или иная позиция является преобладающей, а в целом весь комплекс взаимоотношений индивидов в политической сфере можно назвать политической культурой.
Политическая культура — комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.
Таким образом, можно говорить о четырех составляющих: ЗНАНИЯ (политической терминологии, основных законов и закономерностей, элементарных сведений, важной информации о текущих событиях), УМЕНИЯ (анализировать политические речи, воззвания, разбираться в программах партий и политической рекламе, владеть ораторским искусством), НАВЫКИ (автоматическое соблюдение определенных ритуалов и действий) и ЦЕННОСТИ (важные политические ориентации, принципы и идеалы, отношение к политике в целом).
Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей — нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы:
1) Формы политической деятельности — способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги и демонстрации, участие в выборах и референдумах и т. п.) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства и т. п.).
2) Стереотипы — образцы политического поведения в той или иной ситуации. Они могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьезных злоупотреблений властей практически никогда не обращаются в суд, как на Западе, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.
3) Политические знания — теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений; доступ к информации о происходящих политических событиях.
4) Идеалы — оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие — либеральных (или идеалов свободы), третьи — националистических.
5) Ценности — внутренние привязанности, политические ориентиры, представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать терпимость к различным мнениям (или установление общего взгляда на общественное развитие), равенство граждан (или привилегированности отдельных слоев), поиск компромиссов (или бескомпромиссность), патриотизм и т. д.
Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы.
Документы для анализа
Из Конституции Российской Федерации (1993)
«Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти...»
Вопросы к документу:
1. Кто является единственным источником власти в России? 2. Что такое суверенитет и в чем он проявляется? 3. Какие ветви власти установлены в Российской Федерации? В чем суть принципа разделения властей? Насколько важно разделение властей в современном обществе? 4. Были ли попытки установления разделения властей в истории России? 5. Какие понятия, связанные с властью и разделением властей, используются в документе? 6. Почему, на ваш взгляд, ни один из высших государственных органов не назван в Конституции РФ источником власти? 7. Существуют ли в современной России сложности с реализацией на практике принципа разделения властей?
Из работы русского просветителя В. Ф. Малиновского «Размышление о преобразовании государственного устройства России»
«Закон есть изъявление общей воли, и, чтоб новое законодательство не составлено было подобно старому уложению для одних рабов, надлежит всемерно пригласить все государство к соучастию в созидании его благоденствия; и тогда будут законы действия, благоразумия, справедливости и порядка. Когда же они сочиняются под смотрением одного министра, они будут действием единой власти составлены и во исполнение приведены...
Законоположение для народа „должно всегда сообразоваться нравственности его“: чтобы познать точно народ, рассеянный по великому пространству России, и определить его нравственность в настоящее время, надлежит его видеть и слышать в собрании своих полномочных.
По двум столицам не должно судить о нравственности россиян: обозреть их и познать настоящий образ мыслей и определить нравственность столь же трудно и медлительно, как собрание законов. Хоть бы выбрали самых искусных людей в познании природы человеческой, то всякой по-своему бы изобразил состояние жителей; депутаты каждой провинции подадут верный способ познать настоящий образ мыслей народа и степень его нравственности, сами будучи живые подобия приславших».
Вопросы к документу:
1. Какова позиция автора по отношению к парламентаризму? 2. О каком старом уложении и новом законодательстве может идти речь в документе? 3. Какие понятия встречаются в тексте? Что вы о них знаете? 4. Согласны ли вы с мнением, что по двум столицам не следует судить о нравственности россиян? Почему?
Из работы русского историка К. Д. Кавелина «Мысли о выборном начале»
«В государственном управлении, областном и центральном, все совершается через представителей. Каждое должностное лицо не только представляет должность, сан, в которые обличен, но и ту власть, которой подчинен в порядке правительственной и служебной иерархии. Каждый чиновник действует в делах управления не своим лицом, а во имя должности, которую занимает; каждый есть в то же время орган власти и в этом смысле ее представитель...
У всех древних и новых народов, в жизни которых замечается какое-нибудь движение и стремление к улучшению общественных и политических форм, рано или поздно, непременно вводится, в том или другом виде, выборное государственное представительство, заменяя или исключая у одних народов существующую государственную организацию, у других только дополняя ее новым элементом. Это показывает, что введение выборного государственного представительства не есть прихоть отдельных личностей, а вызывается потребностями государственной жизни. Не будь их, и оно не было бы таким распространенным, всеобщим явлением. Стало быть, нельзя считать его излишним и бесполезным, а того менее вредным и опасным...
Рост и развитие каждого государства, в особенности обширного, необходимо вызывают на очередь вопрос о представительстве. Он не есть признак ослабления или упадка, а служит признаком мощи и здоровья государственного тела, ибо появляется при правильном ходе государственной жизни, когда правительственный механизм вполне сложился и окончательно выработался».
Вопросы и задание к документу:
1. Почему возникает представительная демократия? 2. Какова роль представителя народа в государстве? 3. Какие понятия встречаются в тексте? Что вы о них знаете? 4. Какое название вы могли бы предложить для текста? 5. В любом ли государстве необходим представительный орган? Почему? 6. С какими мыслями автора вы согласны, а какие представляются спорными? Проиллюстрируйте свои взгляды примерами из истории и современной политической жизни.
Из работы политического и государственного деятеля Чехословакии Э. Бенеша «Демократия сегодня и завтра»
«Но и демократический парламент, этот орган, который должен быть просто символом и полным выражением идеалов чистой демократии, постепенно олигархизируется. Поскольку и сам парламент должен быть руководим, его работа организована, его деятельность бюрократизирована. Те же причины, которые в партиях приводят к полному руководству ограниченного числа людей, вызывают в большинстве парламентов аналогичные процессы; большая часть депутатов часто не знает, что здесь происходит или что должно происходить. Всей его деятельностью руководят различные комиссии, коалиционные комитеты, а иногда и анонимно действующие органы, состоящие из партийных руководителей разного ранга, которые лишь с трудом овладевают своими клубами и с трудом добиваются дисциплинированности своих однопартийцев в парламенте и вне его. Все это можно свести к одной категории вопросов: к проблеме олигархизации демократических партий и проблеме руководителей при демократии вообще».
Вопросы к документу:
1. Что такое олигархизация парламента? 2. Является ли бюрократизация неотъемлемой частью парламентаризма? Почему? 3. Какие понятия встречаются в тексте? Что вы о них знаете?4. Какова основная мысль автора? 5. Согласны ли вы с существованием проблемы олигархизации парламента сегодня?
Из «Поучения» Владимира Мономаха
«...Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»
Вопросы и задания к документу:
1. Назовите качества правителя, которые Владимир Мономах определял как самые важные. 2. Каков был идеал соотношения власти и народа в Древней Руси? 3. Укажите основную проблему, поднимаемую в тексте. 4. Какими качествами должны обладать, на ваш взгляд, современные политики?
Словарные материалы
Активность (политическая) — совокупность действий, выход энергии индивидов и социальных групп, направленная на изменение своего политического статуса и окружения. Рассматривается в единстве двух компонентов: материального (реальное изменение политических отношений) и духовного (аккумуляция и трансляция политического знания и опыта, обмен информацией, межгрупповая и межличностная координация и пр.). Проявляется в деятельности, общении, поведении и может быть направлена как на конструктивно-реформационное изменение политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм. Активность индивидуальная направлена на проявление тех способов жизнедеятельности, которые вовлекают личность в соучастие в политическом процессе, затрагивающем ее кардинальные интересы и ценности (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001);
— социальная — инициативное воздействие социальных субъектов (общества, классов, групп личностей) на окружающую среду, на других людей и себя, воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику. Может иметь разную направленность: быть полезной, прогрессивной или вредной, наносящей моральный и материальный ущерб другим людям. Ценными формами социальной активности являются: защита гуманистических принципов, борьба с различными проявлениями зла, формирование и совершенствование общечеловеческих качеств и т. д. (Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник / В. Г. Крысько. — М., 2001).
Геополитика (с греч. «земля + государственные дела») — политологическая концепция, в соответствии с которой политика государств, прежде всего внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространством, расположением, наличием или отсутствием стратегически важных природных ресурсов, климатом, численностью и плотностью проживания населения, темпами его прироста и т. д. Термин был введен в научный оборот шведским ученым Р. Челленом в начале XX в. (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).
Авторитет — 1) одна из форм власти, которая состоит в признании за кем-либо права принимать решение; 2) форма дисциплины, способ регулирования и направление деятельности людей с помощью влияния на их убеждения и поведение, осуществляемого отдельными лицами, группой лиц, организацией (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— свидетельство или мнение известного человека, принимаемое слепо, на веру, без проверки и рассуждений (Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В. И. Даль. — М., 2000);
— общепризнанное влияние какого-либо лица или организации в тех или иных сферах общественной жизни (Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / под ред. В. Ю. Большакова. — СПб., 2000).
Анархизм — леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности (Мухаев Р. Т. Основы политологии: новая школа / Р. Т. Мухаев. — М., 1996);
— теория и политическое течение, ориентированные на безгосударственную организацию общества и видящие свою цель в обосновании и построении общегосударственного устройства в виде федерации добровольных ассоциаций граждан, освобождающих индивида от всех проявлений принудительной власти. Государство отождествляется с насилием и принуждением, несовместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996).
Законодательная власть — в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— одна из ветвей власти государства, издающая законы; в либерально-демократическом государстве институционально отделена от исполнительной и судебной властей. Властью законодательной является парламент, хотя во многих странах ею обладает непосредственно и сам народ, принимающий важнейшие законы посредством референдумов (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996).
Исполнительная власть — одна из ветвей государственной власти, призванная обеспечивать выполнение законов, управление обществом. Носитель — правительство, его министерства и другие органы в центре и на местах. Глава — премьер-министр или президент (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
— один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001).
Парламент (англ. parliament, от фр. parler — говорить) — родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Впервые образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII—XVIII вв. (Энциклопедический юридический словарь. — М., 1999);
— высший представительный орган власти. В ряде стран имеет специальное название: например, в России — Федеральное собрание, в США — Конгресс, в Норвегии — Стортинг. Парламент избирается в порядке, определенном конституцией государства, и является законодательной ветвью государственной власти (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).
Парламентаризм — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа — парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним (Энциклопедический юридический словарь. — М., 1999);
— система правления, основанная на парламентском правлении. Предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или парламентская монархия. Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством, т. е. исполнительным органом власти (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001).
Разделение властей — политико-правовая доктрина, согласно которой политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращения тирании. Локк различал исполнительную, законодательную и федеративную (ведавшую внешней политикой) власти, хотя и не считал, что каждая существует в отдельности. Монтескьё высказал мысль, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены в конституционном порядке как функционально, так и по составу (Политика: толковый словарь / под ред. А. Маклина. — М., 2001);
— основополагающий принцип государственного устройства, предполагающий институциональное (разграничение парламента, правительства и суда) и функциональное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, предотвращающее концентрацию полномочий у одного лица или института и создающее возможность контроля над различными государственными органами и должностными лицами (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996).
Судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, необходимое условие функционирования демократического государства (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Осуществляется специальными государственными органами — судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые от имени государства вершат правосудие. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, а не политической целесообразности, политическим нормам и взглядам, программам политических институтов. Судьи несменяемы, неприкосновенны (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001).
Харизма (греч. charisma — божественный дар, милость) — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безусловную веру в ее возможности; бытующее представление об особой одаренности, личной притягательности, исключительности, непогрешимости кого-либо (Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д, 1997);
— особая исключительная одаренность, огромный авторитет, которым последователи наделяют лидера (главным образом религиозного или политического деятеля), а иногда и целую организацию (например, тоталитарную партию), приписывая им качества непогрешимости, даже сверхъестественности, не свойственные другим. Харизма складывается из реальных способностей личностей к руководству и тех черт, которые видят в ней приверженцы, причем индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996).
Политическая культура — нормы, убеждения и ценности в политической системе (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999);
— совокупность типичных для того или иного общества форм поведения, закрепляющих принятые в нем нормы, ценности и образцы взаимоотношения граждан с государством и другими институтами власти (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996).
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) — радикальный сдвиг в области мировоззрения, науки, моды, скачкообразный быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому. Революция, как правило, осуществляется насильственными методами в противоположность эволюции, которая основана на медленном, постепенном изменении мирными средствами (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997);
— глубокие качественные изменения в развитии тех или иных явлений природы, общества и познания; скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, проявление одной из важнейших закономерностей диалектического развития природы, общества, мышления (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— политическая — насильственный способ кардинального изменения политической системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, имеющего власть, и остальных классов, стремящихся к завоеванию политического господства (Политика: толковый словарь / под ред. А. Маклина. — М., 2001).
Репрессия (от позднелат. repressio — подавление) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами (Советский энциклопедический словарь. — М., 1989);
— карательные меры государственных структур против политических противников и диссидентов. Государственные репрессии носят массовый характер: их жертвами могут становиться целые политические партии или большие этнические и социальные группы (Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь / Д. В. Ольшанский. — М., 2002).
Реформа — преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не подрывающее основ существующей социально-политической структуры и общественного порядка (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— политическая — политическое преобразование, изменение общественно-политических отношений без существенного изменения наличной системы (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001).
Местное самоуправление — политико-правовой институт, в рамках которого осуществляется управление местными делами в низовых административно-территориальных единицах (общинах) через самоорганизацию местных жителей по согласию и при поддержке государства (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— самоуправление — 1) тип управления, при котором субъект и объект управления совпадают, т. е. люди сами управляют своими делами; 2) управление системой не извне, а изнутри, независимо от его характера (авторитарного, демократического и т. п.). Термин обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей: ко всему обществу — общественное самоуправление; к отдельным регионам или общинам — местное, коммунальное; к управлению производством — производственное (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996).
1 Циганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А. П. Циганков. — М., 1995.